Программа кружка детской журналистики 1 и 4 классы.
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Тематическое планирование занятий по основам детской журналистики для учащихся 1 и 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_kruzhku_zhurnalistiki_1_i_4_klassy.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
по основам детской журналистики
«Золотое перышко»
для учащихся 1-х и 4-х классов
Автор-составитель:
Горбачева И.Ю.
учитель начальных классов
2013-2014 уч. г.
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам детской журналистики составлена на основании образовательной программы «Служу Отечеству пером» с учетом специфики образовательного учреждения и особенностей контингента учащихся младшего школьного возраста.
Учебный курс рассчитан на 33 часа в 1 классах и 34 часа во 2 классах.
Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности и возможности в изучаемой области знаний, позволит детям познакомиться со многими видами деятельности человека, научиться общаться друг с другом, а также со взрослыми людьми.
Реализация данной программы позволит максимально погрузить учащихся в мир доброты и красоты, что создаст предпосылки для пробуждения и развития нравственных качеств детей. Это разнообразная работа с текстами, побуждающими к размышлению и фантазированию. Это размышления и беседы о прекрасном, о красоте вокруг нас, где нет места плохому и негативному.
Курс включает в себя теоретическое и практическое освоение элементов детской журналистики.
Освоение основ журналистского мастерства осуществляется в ходе групповой творческой работы. В совместной деятельности дети приобретают опыт писателя, читателя, оформителя, корректора, редактора.
Цель курса – способствовать воспитанию у детей патриотизма, укрепления в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы каждого человека, формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления.
Задачи курса:
- Развивать нравственные качества каждого ребенка.
- Развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова, повышать речевую грамотность учащихся.
- Создать условия для формирования интереса к журналистике.
- Сформировать у учащихся навыки работы в команде, объединенной единой целью, развивать организаторские способности.
Авторы программы: Т.В. Горчакова, Л.Н.Бударина, Т.В.Коростелева, Н.А. Панюкова. /г. Томск/
Первый год обучения
(общеразвивающий, ознакомительный)
Общие психологические особенности первоклассников
У ребенка 6-7 лет сформированы элементарные правила культуры поведения в детском коллективе. Дети этого возраста любознательны, легко включаются в игру, умеют объединяться в небольшие группы и подгруппы для общей игры. Стремятся в ходе игры к согласованным действиям. Первоклассники способны строить новые разнообразные сюжеты игры с партнерами-сверстниками. Установлено, что 7-летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету. Первоклассники преимущественно умеют кратко пересказать содержание услышанного, знать наизусть стихотворение, высказывают свое мнение.
Но в это возрасте дети еще не в полной мере умеют правильно и сознательно читать целыми словами, пользоваться выборочным чтением, работать с оглавлением. Не умеют пересказать содержание, давая при этом простейшую оценку услышанному.
В технике устной речи еще не сформированы умения отвечать на вопросы по теме, самостоятельно формулировать вопросы к картине, к предложению, к слову, вести диалог. Между тем правильное восприятие является основой получения качественных знаний и успехов в творческой деятельности. Сенсорные способности занимают важное место в ряду способностей, обеспечивающих развитие мышления, памяти, осознанного понимания текста.
Поэтому основной метод проведения предлагаемых занятий в первом классе – практико-игровой, направленный на развитие сенсорных способностей, устной речи учащихся и умение работать в коллективе.
Цель первого года обучения: воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1.Обучающие:
- познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;
- научить детей ориентироваться в страничках-рубриках газет, журналов;
- формировать осмысленное восприятие авторского текста;
- учить понимать смысл слов, составляя деревья-корнесловы;
- обогащать словарный запас;
- учить отображать действительность в символах и образах;
- расширять знания об окружающей действительности.
2.Развивающие:
- формирование у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;
- способствовать развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте русского слова, культуры речи;
- развивать сенсорные способности через рукотворчество.
3.Воспитательные:
- создать ситуацию успешности, способствующую формированию у детей положительных эмоций;
- оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих возможностей;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.
Основные знания и умения
В рамках изучаемого курса необходимо знать:
- Рубрики газеты;
- Газетные жанры и их особенности;
- Основные приемы распределения текста и иллюстраций на газетной полосе.
В рамках изучаемого курса необходимо уметь:
- Ориентироваться в страничках-рубриках газет;
- Выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;
- Высказывать свое мнение о прочитанном, увиденном, услышанном;
- Писать материалы в жанрах зарисовки, заметки, отзыва.
Учебно-тематический план 1 год обучения
П/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 02.09 | Давайте знакомиться | 1 |
2 | 09.09 | Здравствуйте, Добрята! | 1 |
3 | 16.09 | Кто такой журналист? | 1 |
4 | 23.09 | Дорога Добра | 1 |
5 | 30.09 | В стране юных журналистов | 1 |
6 | 07.10 | Мыслить – значит жить | 1 |
7 | 14.10 | Живая русская речь вокруг нас | 1 |
8 | 21.10 | Слово-главный помощник журналиста | 1 |
9 | 28.10 | Жить – добро творить | 1 |
10 | 11.11 | В мире прекрасного | 1 |
11 | 18.11 | Свет и радость вокруг нас | 1 |
12 | 25.11 | Огоньки Радости | 1 |
13 | 02.12 | Снежная сказка | 1 |
14 | 09.12 | Страна вестей | 1 |
15 | 16.12 | Праздник Коляды | 1 |
16 | 23.12 | Новый год в нашей стране | 1 |
17 | 30.12 | Птицы – месяцы летят | 1 |
18 | 13.01 | Сказка волшебная - Русь | 1 |
19 | 20.01 | Любимый город | 1 |
20 | 27.01 | Человек – Дом - Вселенная | 1 |
21 | 03.02 | Герои земли Русской | 1 |
22 | 10.02 | Жить – Родине служить | 1 |
23 | 24.02 | При солнышке – тепло, при матери - добро | 1 |
24 | 03.03 | Живая душа природы | 1 |
25 | 10.03 | О братьях наших меньших | 1 |
26 | 17.03 | Музыка Земли | 1 |
27 | 31.03 | Здравствуй, Космос! | 1 |
28 | 07.04 | В мире необычного | 1 |
29 | 14.04 | Страна сказок | 1 |
30 | 21.04 | Будем здоровы | 1 |
31 | 28.04 | Дружба дороже всего на свете | 1 |
32 | 05.05 | Учимся доброте | 1 |
33 | 12.05 | Отдыхалочка | 1 |
34 (резерв) | 19.05 | Праздник юных журналистов | 1 |
Содержание
№ | Тема | Содержание |
1. | Вводное занятие. | Знакомство с детскими периодическими изданиями. Значение названия программы «Служу Отечеству пером». Рубрики. Рисунок на тему «Здесь живет Добро». |
2. | Кто такой журналист? | Журналист – человек, работающий в газете. Человеческие и профессиональные качества журналиста. Рисунок «Юные журналисты в стране Добра». |
3. | Дорога Добра | Сказка Д.Биссета «Добрая Дорога». Что рассказала Дорога юному журналисту. Рисунок дороги Добра. Учимся задавать вопросы. |
4. | В стране юных журналистов. | Кто делает газету: состав редакции. Дом юного журналиста. Рисунок «Дом юных журналистов». |
5. | Мыслить – значит жить. | Думай хорошо – и мысль созреет в добрые поступки. Выделение главной мысли в тексте. Рисунок: «Мои добрые мысли». |
6. | Речь журналиста. | Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Составление дерева-корнеслова на букву «Р». |
7. | Слово - главный помощник журналиста. | Эмоциональное воздействие слова. Ответственность журналиста. Рисуют дерево-корнеслов с корнем «слов». |
8. | Жить – добро творить. | Мир и человек. Человек сам творит мир вокруг себя. Рисуют ладошку-полянку. |
9. | В мире прекрасного. | Значение слова «красный» в русском языке. Раскрашивание рисунка. Изготовление плаката «Красота». |
10. | Культура | Культура – знание, труд, добро. Кто такой культурный человек. Дополняют раскраску своими рисунками. |
11. | Огоньки Радости. | Сказка «Огоньки Радости». Рисунок: «Сад Радости». Учимся задавать вопросы. |
12. | Снежная сказка. | Выход на улицу. Подбор слов с корнем «снег». Рисунок зимней картины с предметами на «с». |
13. | Страна вестей. | Новости в жизни человека. Составление дерева-корнеслова. Рисунок «Моя новость». |
14. | Праздник Коляды. | История и смысл праздника. Рисунок предметов, в названии которых есть слово «коло». Раскрашивание рисунка. |
15. | Здравствуй, праздник Новый год! | Символы новогоднего праздника. Рисуют игрушки на елке. Выпуск новогодней стенной газеты. |
16. | Птицы-месяцы летят. | Сказка В.И.Даля «Старик-годовик». Инсценировка сказки. Выстраивание словесного ряда к слову «Год». |
17. | Сказка волшебная - Русь | Смысл слов «Родина», «Отечество». Составление деревьев-корнесловов со словами «род», «отец». |
18. | Любимый город. | Подбор родственных слов к слову «город». Беседа о своем городе. Подготовка к изучению заметки. Рисунок своего города. |
19. | Человек – дом – Вселенная. | Беседа о взаимосвязи человека, дома и Вселенной. Подготовка к изучению заметки. Прорисовывание символов на доме и кокошнике. |
20. | Герои земли Русской. | Богатырь – герой земли Русской. Смысл слов «богатырь», «русский», «герой». Былина об Илье Муромце. Раскрашивание рисунка. |
21. | Жить – Родине служить. | В жизни всегда есть место подвигу. Смысл слова «подвиг». Составление дерева-корнеслова со словом «подвиг». Раскрашивание рисунка. |
22. | При солнышке тепло, при матери – добро. | Мать - источник жизни. Кого люди называли Матерью. Подбор родственных слов и эпитетов. Изготовление подарка маме. |
23. | Живая душа природы. | Наблюдение за природой. Подготовка к изучению зарисовки. Раскрашивание образа Матушки-Природы. |
24. | О братьях наших меньших. | Животные – помощники человека. Рассказ о свое домашнем питомце. Подготовка к изучению заметки. Рисунок. |
25. | Музыка и человек. | Воздействие музыки на человека. Составление дерева-корнеслова со словом «Музыка». Подбор рифм, хоровое чтение чистоговорок, скороговорок. |
26. | Здравствуй, Космос! | Мечта человека о космосе. Значение слов «космос», «вселенная». Рисунок «Планета Добра и звезда Мечты». |
27. | Мир науки. | Целостное видение мира. Мы – часть мира. Загадка – начало науки. Размышление над мудростью «Дело науки – служить людям». |
28. | Страна сказок. | Составление дерева-корнеслова с корнем «сказ». Сказочная викторина. Тайна Цветика-семицветика. Составление панно: «Цветок желаний». Подготовка к изучению отзыва. |
29. | Будем здоровы! | Здоровье – порядок в организме. Ритм – основа жизни. Чистые руки – здоровый организм. Составление схемы: что влияет на здоровье человека. Игры на улице. |
30. | Учимся доброте. | Составление дерева-корнеслова со словом «добро». Беседа по сказке «Добро без ума». Анкетирование. Изготовление плаката «Слова, которые меня радуют». |
31. | Отдыхалочка. | Беседа по сказке «Добрый выбор». Викторина по материалам газеты. Игры, загадки. Рисование ответов к загадкам |
Предполагаемые результаты работы с группами 1-го года обучения
Дети будут иметь представление:
- О детских периодических изданиях;
- О направленности материалов в газете;
- О том, кто такой журналист.
Будут знать:
- Названия программы по основам детской журналистики;
- Рубрики газеты.
Будут уметь:
- Ориентироваться в страничках-рубриках газет;
- Выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;
- Подбирать или рисовать иллюстрации к заметкам, стихам, сказкам;
- Пользоваться рабочей тетрадью по основам детской журналистики.
Четвертый год обучения
(организационно-деятельностный, профессионально-ориентированный)
Общие психологические особенности учащихся 4-го класса
Дети этого возраста уже воспринимают себя как человека, имеющего не только внешний облик, но и обладающего внутренними духовными качествами. Для учащихся данного возраста ведущей деятельностью является учебная, и в то же время идет поиск и активная проба сил в других областях деятельности – во внешкольных коллективах и общественных объединениях. Формируется самооценка представления о престижности, компетентности поведения в коллективе сверстников. Поэтому на данном этапе обучения журналистике навыки должны способствовать пониманию и развитию внутренних качеств человека и лучшей социальной адаптации.
Цель: воспитание активной созидающей личности и формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Задачи:
- Обучающие:
- закреплять журналистские навыки: сбор информации, подача и оформление материала;
- отрабатывать умение писать в изучаемых газетных жанрах;
- научить работать в пресс-центре;
- проложить работу над развитием письменной и устной речи учащихся;
- расширить кругозор;
- учить работать в проекте « Школьная газета».
- Развивающие:
- укреплять мотивацию к участию в деятельности профильных детских журналистских объединений;
- развивать умения и навыки юного редактора газеты;
- развивать навыки общения.
- Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию на основе нравственных ценностей;
- воспитывать высокую внутреннюю культуру поведения, устремленность к новым знаниям, усердие в достижении поставленной цели;
- формировать понимание нравственных и духовных ценностей, воспитывать любовь к Родине;
- реализовать возможности творческого самовыражения.
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№ | Дата | Тема |
1. | Детские периодические издания. Этика журналиста. | |
2. | Слово, знание, информация. | |
3. | Выбор проблемы | |
4 | Разработка анкеты по теме: «Какая газета нужна школе?» | |
5. | Анкетирование. | |
6 | Результаты анкетирования. | |
7 | Создание пресс-центра | |
8 | Лицо газеты | |
9 | Содержание и форма газеты. | |
10 | Макетирование и верстка газеты | |
11 | Как и где собрать информацию для газеты. | |
12 | Сбор информации. | |
13 | Обработка материала. | |
14 | Выпуск тематических страниц. | |
15 | Выпуск тематических страниц. | |
16 | Основные газетные жанры (повторение). | |
17 | Заметка «Один день в моем классе» | |
18. | Заметка «Один день в моем классе». Редактирование | |
19 | Интервью «Интересный человек». | |
20 | Интервью «Интересный человек». Редактирование. | |
21 | Зарисовка. «Любимое время года». | |
22 | Зарисовка. «Любимое время года». Редактирование. | |
23 | Репортаж с места события. | |
24 | Репортаж с места события. Редактирование. | |
25 | Иллюстрации в газете. | |
26 | Иллюстрации в газете. Завершение. | |
27 | Подготовка к выпуску газеты. | |
28 | Подготовка к выпуску газеты. | |
29 | Компьютерная верстка. | |
30 | Выпуск газеты. | |
31 | Подготовка к защите газеты. | |
32 | Презентация проекта. | |
Итого: 32 часа. |
Содержание
№ | Тема | Содержание |
1. | Детские периодические издания. Этика журналиста. | Газета – средство воспитания школьников, познания окружающего мира, центр, объединяющий детей по интересам, возможность творческого самовыражения. Нравственные и профессиональные качества журналиста. Подготовка учащихся к работе над проектом. |
2. | Слово, знание, информация. | Значение СМИ и влияние их на человека. Роль позитивной информации. Определение проблемы. |
3. | Выбор проблемы. | Экономическое обоснование проблемы. Выбор деловых партнеров. Помещение под пресс-центр. Информирование. Составление проектного листка «Выбираем проблему». |
4. | Разработка анкеты по теме: «Какая газета нужна школе?» | Назначение анкеты. Виды анкет. Разработка вопросов. |
5. | Анкетирование. | Инструктаж по проведению анкетирования. Анкетирование. Сбор информации. |
6. | Результаты анкетирования. Выводы. | Подведение итогов анкетирования. Аналитическая работа в группах. Оформление проектного листка «Исследуем проблему». |
7. | Создание пресс-центра. | Создание редколлегий. Организация пресс-центра. Распределение обязанностей. Составление проектного листка «Мы планируем». |
8. | Лицо газеты. | Идейное содержание газеты. Название, девиз, логотип. Графическая индивидуальность. |
9. | Содержание и форма газеты. Распространение. | Формат, объем, колонки. Газетная полоса. Территория распространения. Издатель газеты. Составление проектного листка «Разработка собственного варианта газеты». |
10. | Макетирование и верстка газеты. | Макет, его необходимость. Печатные знаки. Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования. Тип верстки. |
11. | Как и где собрать информацию для газеты. | Необходимые атрибуты. Определение места сбора информации. Тематика материала. Культура общения. Этика журналиста. |
12. | Сбор информации. | Инструктаж по ТБ. Сбор новостей в школе. |
13. | Обработка информации. | Редактирование. Повторение темы: «Шесть вопросов новостей». |
14, 15. | Выпуск тематических страниц. | Оформление заголовков (виды, функции). Роль иллюстраций. Иллюстрирование. Практическая работа. |
16. | Основные газетные жанры. | Разработка инструктивных карточек. |
17, 18. | Заметка «Один день в моем классе». | Особенности написания. Практическая работа. |
19, 20. | Интервью «Интересный человек». | Особенности написания. Составление вопросов. Практическая работа. |
21, 22. | Зарисовка «Любимое время года». | Особенности написания. Практическая работа. |
23, 24. | Репортаж с места события. | Особенности написания. Практическая работа. |
25, 26. | Иллюстрации в газете. | Задачи газетной иллюстрации. Виды иллюстраций. |
27, 28. | Подготовка к выпуску газеты. | Отбор и редактирование материала. Набор текста. Составление графического макета. |
29, 30 | Компьютерная верстка. Выпуск газеты. | Типы верстки. Экскурсия в редакции. Оформление проектного листка «Мы действуем». |
31. | Подготовка к защите проекта. | Обсуждение итогов реализации проекта. Подготовка выступлений. |
32. | Презентация проекта. | Выступление участников проекта. Выставка. Презентация газеты. |
Предполагаемые результаты работы с учащимися:
- сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого имеют твердые убеждения о значении нравственной системы ценностей;
- осознают социальную значимость своей деятельности;
- владеют организаторскими навыками;
- способны выступить в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газет, быть помощниками организаторов массовых конкурсных программ, журналистских слетов, «круглых столов», конференций.
Будут знать:
- как организовать пресс-центр и выпустить школьную газету;
- как и где собрать нужную информацию;
- какое значение имеет газета в деле формирования положительных человеческих качеств.
Будут уметь:
- выпускать школьную газету, работать в пресс-центре;
- писать материалы в изучаемых газетных жанрах;
- оформлять материалы для газеты;
- готовить собственные материалы для творческого сборника;
- общаться с людьми разных возрастов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по риторике для 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа кружка "Детская фантазия" соленое тесто
Лепка из соленого теста...
Программа кружка "Детская бытовая народно-обрядовая культура"
Программа расчитана на детей 9-10 лет. Материал распределяется в соответствии с календарными праздниками....
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны....
рабочая программа кружка Детская Лаборатория "Интеллект" 4 кл
рабочаяпрограммакружкаДетскаяЛаборатория"Интеллект"4кл...
Пояснительная записка кружка "Детский фитнес" 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Детский фитнес" 2 класс. УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование кружка "Детский фитнес" 2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Детский фитнес" 2 класс. УМК "Школа России"...