Из опыта работы
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
"Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением» доставляет учителю больше всего хлопот. Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
1.Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и провести примеры? Наверное, да.
2. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы.
3.Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.
4.И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний… чаще всего детские тексты будут испорчены ошибками на изученное правило.
В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…
Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «опасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «опасных» мест.
Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение обнаруживать «опасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Таким образом, необходимость достроить систему обучения орфографии недостающим звеном – формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной.
Что же такое орфографическая зоркость?
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Какие же орфографические умения следует сформировать у учащихся начальных классов?
Следует выделить четыре орфографических умения, которые необходимо формировать у младшего школьника, работу над которыми надо начинать на ранних этапах.
- ставить орфографические задачи (обладать орфографической зоркостью);
- устанавливать тип орфограммы и соотносить её с определенным правилом;
- применять правило
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения находить орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически упражнять школьников в нахождении орфограмм.
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово.
Работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Вот пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.
Задание «Сильный – слабый».
Сравни тигра и маленького тигрёнка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах тигр и тигрёнок
Гласные буквы одинаковые.
3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
Гласные звуки разные.
4.Поможем слабому!
В слове тигр гласный под ударением – сильный.
В слове тигрёнок гласный безударный – слабый.
5.Ударная буква и в слове «тигр» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «тигрёнок».
Когда ребенок сравнивает слабого тигрёнка и сильного тигра – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....