Внеурочная деятельность по общекультурному направлению.
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению театральная студия «Золотой ключик» 1-4класс в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 104.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевского муниципального района
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
театральная студия «Золотой ключик»
1-4класс
Автор-составитель:
Шахурина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
п.Трудармейский
2013
Пояснительная записка
Развитие личности – современное требование общества к системе образования и дополнительного образования в том числе. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность учащихся в школе. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Занятия в детской театральной студии полезны всем детям. Особенно тем, у кого есть проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, застенчивым и чувствительным малышам. В детской театральной студии ребенок сможет в безопасной форме выразить любые свои чувства и подкрепить хорошее отношение к самому себе. Расторможенные и гиперактивные дети научатся в театральной студии управлять своим телом (а заодно, и эмоциями), получат опыт творческого развития. Умение общаться необходимо в любой сфере деятельности. Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Куклы Барби, компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций. Необходимо научить ребёнка не бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
-обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития детей;
- формирование общей культуры;
- приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
– обучение выразительному чтению, пластики движения;
– приобщение к искусствоведческим знаниям, привитие литературного вкуса в процессе ознакомления с произведениями;
– развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории театрального искусства;
– развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности;
– формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображений, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.
Данный курс тесно связан с уроками риторики, музыки, технологии, физической культурой, а также литературным чтением. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Литературно чтение», но и программы театральной студии в начальной школе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Алгоритм работы над пьесой:
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Формы деятельности:
• сюжетно-ролевые игры;
• просмотр мультфильмов;
• посещение выставочных залов и музеев;
• культпоходы, экскурсии;
• конкурсы, викторины;
• этические беседы;
• инсценировки;
• проблемно-ценностная дискуссия;
• праздники;
- работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол.
Виды деятельности:
• игровая;
• познавательная;
• досугово-развлекательная;
• проблемно-ценностное общение;
• художественное творчество;
• социальное творчество.
Место проведения занятий:
• школа;
• сельская и школьная библиотека;
• «Школа искусств»;
• ДК и Дом Творчества.
Организация театральных занятий
- театральная игра;
- ритмопластика;
- культура и техника речи;
- основы театральной культуры;
- создание спектакля.
- обсуждение спектакля.
- работа с театральным словариком.
Программа адресована учащимся 1–4-х классов.
Рассчитана на 270 часов, 66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах (периодичность занятий – 2 часа в неделю).
Программа реализуется учителями начальных классов.
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Ожидаемые результаты
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать,организовывать небольшой творческий проект; -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень УУД обучающихся |
| 1 | Личностные УУД: -действие смыслообразования (интерес, мотивация); - -действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); -использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. -формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру Регулятивные УУД. -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно -оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Познавательные УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной и письменной форме -слушать и понимать речь других -задавать вопросы |
| 5 | |
| 7 | |
| 3 | |
| 6 | |
| 6 | |
| 19 | |
| 18 | |
| 1 | |
Итого | 66 ч. |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Введение. | 1 | ||
Вводное занятие. | 1 | Особенности театра. Оформление декораций. Сцена. Зрители. | |
История театра. | 5 | ||
История театра. Театр как вид искусства. | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | ||
Сценическая речь. Тренинг «Самораскрытие». | 1 | Чтение пьесы, её анализ. | |
История театра. Театр как вид искусства. | 1 | Расширение знаний о театре. Роль декораций в постановке. | |
Сценическая речь. Выразительная триада. | 1 | Этюды. | |
История театра. Театр как вид искусства. | 1 | Объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | |
Сценическая речь. | 7 | ||
Сценическая речь. Эмоциональная выразительность. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж. | |
Сценическое движение. Перемещение в движении. | 1 | Репетиции. Роль. Озвучивание пьесы. | |
Сценическая речь. Логическая мелодия. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж. | |
Сценическое движение. Сценический бой. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Сценическая речь. Тренинг речевой активности. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Актерское мастерство. Сценическое внимание. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Сценическая речь. Тренинг речевой активности. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Театральная игра. | 3 | ||
История театра. Театр как вид искусства. | 1 | Расширение знаний о театре. | |
Сценическая речь. Художественные паузы. | 1 | Работа на сцене. | |
Актерское мастерство. Сценическое внимание. | 1 | Работа на сцене. | |
Культура и техника речи. | 6 | ||
Сценическая речь. Художественные паузы. | 1 | Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция. | |
Актерское мастерство. Образное мышление. | 1 | Репетиции. | |
Театральная игра. Прослушивание пьесы | 1 | Репетиции. | |
Театральная игра. Роли. | 1 | Репетиции. | |
Культура и техника речи. Муха-Цокотуха. | 1 | Рефлексия актеров и зрителей | |
Культура и техника речи. Паук. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Ритмопластика. | 6 | ||
Ритмопластика. | 1 | Расширение знаний о театре | |
Ритмопластика. | 1 | Расширение знаний о театре | |
Театрализация. | 1 | Изготовление декораций и бутафории к спектаклю | |
Театрализация. | 1 | Изготовление декораций и бутафории к спектаклю | |
Культура и техника речи. Комар. | 1 | Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. | |
Ритмопластика. Движение на сцене. | 1 | Работа над характерами героев. | |
Театрализация. | 19 | ||
Музыка и театр. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Репетиция | |
Музыкальное сопровождение. | 1 | Озвучивание пьесы. | |
Театрализация. | 1 | Озвучивание пьесы. | |
Театрализация. | 1 | ||
Знакомство с новым произведением. | 1 | Работа над характерами героев. | |
Распределение ролей. | 1 | Репетиции. Распределение ролей. | |
Голосовые модуляции. | 1 | Расширение знаний о театре | |
Голосовые модуляции. | 1 | Расширение знаний о театре | |
Работа со скороговорками. | 1 | Разучивание ролей. | |
Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Разучивание ролей. | |
Театральные игры. | 1 | Разучивание ролей. | |
Разучивание ролей с применением голосовой модуляции. | 1 | Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | |
Музыкальное оформление спектакля. | 1 | Музыкальное оформление. | |
Музыкальное оформление спектакля. | 1 | Музыкальное оформление. | |
Соединение словесного текста с физическими действиями. | 1 | Репетиция. | |
Отработка музыкальных номеров. | 1 | Музыкальное оформление | |
Отработка музыкальных номеров. | 1 | Музыкальное оформление | |
Художественные средства создания образа. | 1 | Импровизация. | |
Художественные средства создания образа. | 1 | Импровизация. | |
Актерское мастерство | 18 | ||
Создание художественного образа. | 1 | Импровизация. | |
Создание художественного образа. | 1 | Импровизация. | |
Актерское мастерство. | 1 | Репетиция. | |
Актерское мастерство. | 1 | Репетиция. | |
Театральная терминология. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Театральная терминология. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Репетиция пьесы. | 1 | Репетиция. | |
Репетиция пьесы. | 1 | Репетиция. | |
Создание художественного образа. | 1 | Работа над характерами героев | |
Создание художественного образа. | 1 | Работа над характерами героев | |
Отработка монологов. | 1 | Репетиция. | |
Отработка монологов. | 1 | Репетиция. | |
Культура техники и речи. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Культура техники и речи. | 1 | ||
Артикуляция. Выразительное чтение. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Артикуляция. Выразительное чтение. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Репетиция спектакля. | 1 | Репетиция. | |
Репетиция спектакля. | 1 | Генеральная репетиция. | |
Праздничный концерт. | 1 | ||
Показ спектакля. Итоги занятий. | 1 | Показ спектакля. Анализ. |
Содержание программы 1 класс
Вводное занятие 1ч.
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
История театра 5ч.
История театра. Театр как вид искусства. Сценическая речь. Тренинг «Самораскрытие». Театр как вид искусства. Выразительная триада.
Сценическая речь 7ч.
Сценическая речь. Эмоциональная выразительность. Сценическое движение. Перемещение в движении. Логическая мелодия. Сценический бой. Сценическая речь. Тренинг речевой активности. Актерское мастерство. Сценическое внимание. Тренинг речевой активности.
Театральная игра 3ч.
Театр как вид искусства. Сценическая речь. Художественные паузы.
Культура и техника речи 6ч.
Сценическая речь. Художественные паузы. Актерское мастерство. Образное мышление. Театральная игра. Прослушивание пьесы. Культура и техника речи. Муха-Цокотуха. Культура и техника речи. Паук.
Ритмопластика 6ч.
Ритмопластика. Театрализация. Культура и техника речи. Комар. Ритмопластика. Движение на сцене.
Театрализация 19ч.
Музыка и театр. Музыкальное сопровождение. Театрализация. Знакомство с новым произведением. Распределение ролей. Работа со скороговорками. Скороговорки и чистоговорки. Театральные игры. Разучивание ролей с применением голосовой модуляции. Музыкальное оформление спектакля. Соединение словесного текста с физическими действиями. Отработка музыкальных номеров.
Актерское мастерство 19ч.
Создание художественного образа. Актерское мастерство. Театральная терминология. Репетиция пьесы Создание художественного образа. Отработка монологов. Культура техники и речи. Артикуляция. Выразительное чтение Репетиция спектакля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2класс
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень УУД обучающихся |
| 4 | Личностные УУД: -действие смыслообразования (интерес, мотивация); -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру -действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); -использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. - Регулятивные УУД. -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно -оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий -подробно пересказывать небольшие тексты -делать выводы в результате совместной работы группы и преподавателя Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной и письменной форме -слушать и понимать речь других -задавать вопросы -владение монологической и диалогической формами речи. |
| 4 | |
| 8 | |
| 10 | |
| 10 | |
| 5 | |
| 5 | |
| 21 | |
| 1 | |
Итого | 68ч |
Учебно-тематическое планирование 2 класс
68 часов 2 часа в неделю
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Дорога в театр. | 4 | ||
Что такое искусство. | 1 | Расширение знаний о театре. | |
Театр как вид искусства. | 1 | Расширение знаний о театре. | |
Театральные игры. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Театральные профессии. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
В театре. | 4 | ||
Правила поведения в театре. | 1 | Особенности театра. | |
Правила поведения в театре. | 1 | Театральный словарик: премьера | |
Просмотр спектакля. | 1 | Обсуждение. | |
Иллюстрирование сказки. | 1 | Иллюстрации. | |
Как создаётся спектакль. | 8 | ||
Театр начинается с вешалки. | 1 | Особенности театра. | |
Зрительный зал и сцена. | 1 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. | |
Путешествие по театральным мастерским. | 1 | Этюдный тренаж. | |
В мастерской художника и костюмера. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Мастерская актёра и режиссёра. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Бутафорская и гримёрная. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Основные отличия театра от других видов искусства. | 1 | Работа с театральными словами. | |
Актёр на сцене и в жизни. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Наш театр. Учимся актёрскому мастерству. | 10 | ||
Мимика и жесты. | 1 | Этюды. | |
Общение через жесты. | 1 | Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного | |
Пластика и походка. | 1 | Театральный словарик: мимика, пантомима. | |
Пластика и походка. | 1 | Этюды. | |
Использование мимики и жестов. | 1 | Сказка К.И.Чуковского «Цыплёнок». | |
Использование мимики и жестов. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства. | 1 | Этюды. | |
Роль воображения в театральном искусстве. | 1 | Чтение стихотворения А.Усачёва «Фантазёр» в предлагаемых обстоятельствах. | |
«Одушевление неодушевлённых предметов». | 1 | Стихотворение С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку». | |
Игрушки на сцене. Значение игрушки в жизни человека. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Делаем декорации | 10 | ||
Что такое декорация. | 1 | Знакомство с технологией. | |
Какие бывают декорации. | 1 | Выбор материалов. | |
Изготовление декораций. | 1 | Понятие о технологии изготовления | |
Изготовление декораций. | 1 | Театральный словарик: грим. | |
Изготовление декораций. | 1 | Театральный словарик: инсценировка. | |
Изготовление декораций. | 1 | Театральный словарик: аплодисменты, бис. | |
Изготовление декораций. | 1 | Театральный словарик. Оркестровая яма. | |
Изготовление декораций. | 1 | Изготовление декораций к спектаклю. | |
Изготовление декораций. | 1 | Изготовление декораций. | |
Изготовление декораций. | 1 | Изготовление декораций. | |
В мастерской бутафора | 5 | ||
Для чего нужна бутафория. | 1 | Театральный словарик: бутафория. | |
Из чего изготовляют бутафорию. | 1 | Изготовление декораций и бутафории к спектаклю | |
Игра с пальчиковыми куклами. | 1 | Разыгрывание сценических историй. | |
Игра с пальчиковыми куклами. | 1 | Разыгрывание сценических историй. | |
Чтение стихотворений по выбору учащихся. | 1 | Чтение стихов. | |
Делаем афишу и программку | 5 | ||
Изготовление афиши. | 1 | Театральный словарик: афиша. | |
Изготовление афиши. | 1 | Изготовление афиши. | |
Изготовление программки. | 1 | Театральный словарик: программка. | |
Заполнение программки. | 1 | Изготовление программ. | |
Заполнение программки. | 1 | Изготовление программ. | |
Подготовка к спектаклю | 21 | ||
Выбор сказки. | 1 | Выбор пьесы. Чтение сценария. | |
Пробы ролей. | 1 | Распределение и пробы ролей (два состава). | |
Распределение ролей. | 1 | Распределение и пробы ролей (два состава). | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Работа над спектаклем. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Работа над спектаклем. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Речевая гимнастика. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Актерское мастерство. | 1 | Драматургия, сюжет, роли. | |
Репетиция спектакля. Сценическая речь. | 1 | Отработка музыкальных номеров, репетиции. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Тренинг. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. | |
Работа над спектаклем. | 1 | Тренинг. | |
Психологическая готовность актера. | 1 | Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | |
Психологическая готовность актера. | 1 | Тренинг. | |
Праздничный концерт | 1 | ||
Показ спектакля. Итоги занятий. | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей. | |
Итого | 68 |
Содержание программы 2 класс
- Дорога в театр 4ч. Что такое искусство. Театр как вид искусства. Театральные игры. Театральные профессии.
- В театре 4ч.
Правила поведения в театре. Театральный словарик: премьера. Просмотр спектакля. Иллюстрирование сказки.
- Как создается спектакль 8ч. Театр начинается с вешалки. Зрительный зал и сцена. Путешествие по театральным мастерским. В мастерской художника и костюмера.
- Наш театр. Учимся актёрскому мастерству.10ч.
Мимика и жесты. Общение через жесты. Пластика и походка. Театральный словарик: мимика, пантомима. Пластика и походка. Использование мимики и жестов. Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства. Роль воображения в театральном искусстве. Одушевление неодушевлённых предметов. Игрушки на сцене.
Значение игрушки в жизни человека.
- Делаем декорации 10ч.
Изготовление декораций. Театральный словарик: оркестровая яма. грим. инсценировка. аплодисменты, бис.
- В мастерской бутафора 5ч.
Для чего нужна бутафория. Театральный словарик: бутафория. Из чего изготовляют бутафорию. Игра с пальчиковыми куклами. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй. Чтение стихотворений по выбору учащихся.
- Делаем афишу и программку 5ч.
Изготовление афиши. Театральный словарик: афиша. Изготовление афиши. Изготовление программки. Театральный словарик: программка Заполнение программки.
- Подготовка к спектаклю21ч.
Выбор сказки. Пробы ролей. Распределение ролей Описание героев будущего спектакля. Описание героев будущего спектакля. Актер на сцене и в жизни. Репетиция спектакля. Отработка Монологов. Репетиция спектакля. Отработка диалогов. Работа над спектаклем. Репетиция спектакля. Отработка Монологов. Психологическая готовность актера.
- Праздничный концерт 1ч. Показ спектакля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень УУД обучающихся |
Театральные профессии. | 13 | Личностные УУД: -действие смыслообразования (интерес, мотивация); -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру -действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); -использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Регулятивные УУД. -планирование -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -составление плана и последовательности действий; -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно -оценка; -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий -подробно пересказывать небольшие тексты -делать выводы в результате совместной работы группы и преподавателя. Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной и письменной форме -слушать и понимать речь других -задавать вопросы -владение монологической и диалогической формами речи. | |
Как самому сделать макет декорации. | 6 | ||
Пластилиновый мир. | 5 | ||
Истории про театр. | 8 | ||
Музыкальный театр. | 4 | ||
Цирк – зрелищный вид искусства. | 3 | ||
Театральное мастерство. Этюд. | 3 | ||
Музыкальное сопровождение. | 2 | ||
Звуки и шумы. | 2 | ||
Зритель в театре. | 2 | ||
Подготовка к спектаклю. | 19 | ||
Праздничный концерт. | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
Учебно-тематическое планирование 3 класс
68 часов 2 часа в неделю
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Театральные профессии. | 13 | ||
Работа драматурга: распределение ролей. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Работа режиссёра: распределение ролей. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Знакомство с мастерской художника. | 1 | Театральный словарик: эскиз, декорация. | |
Знакомство с мастерской декоратора. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Знакомство с мастерской костюмера. | 1 | « Я – художник»: создание афиши к спектаклю. | |
Знакомство с мастерской сценографа. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Реквизит – реквизитор. | 1 | Театральный словарик. | |
Реквизит – реквизитор. | 1 | Театральный словарик. | |
Художник – декоратор. Театральный словарик: декорация, декоратор. | 1 | Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». | |
Театральный художник. Цвет и время года. Цвет и предмет. | 1 | Театральный словарик. | |
Театральный художник. Человек и время года. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Театральный художник. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. | 1 | Театральный словарик. | |
Театральный художник. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. | 1 | Театральный словарик. | |
Как самому сделать макет декорации. | 6 | ||
Самостоятельное изготовление декораций. | 1 | Изготовление декораций к спектаклю. | |
Самостоятельное изготовление декораций. | 1 | Изготовление декораций к спектаклю. | |
Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций. | 1 | Изготовление декораций к спектаклю. | |
Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций. | 1 | Изготовление декораций к спектаклю. | |
Составление композиции. | 1 | Эскиз к сказке Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или туда и обратно». | |
Составление композиции. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Пластилиновый мир. | 5 | ||
Создание пластилиновой сказки. | 1 | Лепка. | |
Как лепить человека. | 1 | Лепка. | |
Как лепить сказочного человечка. | 1 | Лепка. | |
Как лепить животных. | 1 | Лепка. Этюд. | |
Лепка волшебных предметов. | 1 | Лепка. Этюд. | |
Истории про театр. | 8 | ||
Древнегреческие музы. Вид древнегреческого театра. | 1 | История возникновения театра. | |
Театр «Глобус». Театр времён У.Шекспира. | 1 | История возникновения театра. | |
Театр под крышей. Театр конца 19 века. | 1 | История возникновения театра. | |
Современный театр. | 1 | История театра. | |
Устройство зрительного зала. | 1 | Театральный словарик: амфитеатр, ложа, балкон. | |
Театральный билет. | 1 | Театральный словарик: сцена, авансцена. | |
Театр кукол. История появления кукол. | 1 | Театральный словарик: рампа, партер | |
Куклы в Древнем Египте и Африке. | 1 | История кукол. | |
Музыкальный театр. | 4 | ||
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера. | 1 | Театральный словарик | |
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: балет. | 1 | Театральный словарик | |
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: оперетта. | 1 | Театральный словарик | |
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: мюзикл. | 1 | Театральный словарик | |
Цирк – зрелищный вид искусства. | 3 | ||
История появления цирка в нашей стране. | 1 | История цирка. | |
Цирковые профессии. | 1 | Театральный словарик | |
Сходство и различие циркового представления и спектакля. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Театральное мастерство. Этюд. | 3 | ||
Этюд. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Этюд в разных видах искусства. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Этюд в разных видах искусства. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Музыкальное сопровождение. | 2 | ||
Роль музыки в спектакле. | 1 | Музыкальное сопровождение. | |
Роль музыки в спектакле. | 1 | Музыкальное сопровождение | |
Звуки и шумы. | 2 | ||
Место звуков и шумов в жизни. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Место звуков и шумов на сцене. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Зритель в театре. | 2 | ||
Как надо вести себя в театре. | 1 | Этюд | |
Как надо вести себя в театре. | 1 | Этюд | |
Подготовка к спектаклю. | 19 | ||
Выбор пьесы. | 1 | Чтение сценария. | |
Пробы ролей. | 1 | Распределение и пробы ролей (два состава). | |
Распределение ролей. | 1 | Распределение и пробы ролей (два состава). | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Речевая гимнастика. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Актерское мастерство. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Сценическая речь. | 1 | Отработка чтения каждой роли. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Драматургия, сюжет, роли. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Отработка музыкальных номеров, репетиции. | |
Работа над спектаклем. | 1 | Тренинг. | |
Психологическая готовность актера. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж | |
Психологическая готовность актера. | 1 | Генеральная репетиция. | |
Праздничный концерт. | 1 | ||
Показ спектакля. Итоги занятий. | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей. | |
Итого | 68 |
Содержание программы 3 класс
Театральные профессии 13ч.
Работа драматурга: распределение ролей. Работа режиссёра: распределение ролей. Знакомство с мастерской художника. Театральный словарик: эскиз, декорация. Знакомство с мастерской декоратора. Знакомство с мастерской костюмера. Знакомство с мастерской сценографа. Реквизит – реквизитор. Художник – декоратор. Театральный словарик: декорация, декоратор. Театральный художник. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте.
Как самому сделать макет декорации 6ч.
Самостоятельное изготовление декораций. Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций. Составление композиции.
Пластилиновый мир 5ч.
Создание пластилиновой сказки. Как лепить человека. Как лепить сказочного человечка.
Как лепить животных. Лепка волшебных предметов.
Истории про театр 8ч.
История возникновения театра. Древнегреческие музы. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Театр времён У. Шекспира. Театр под крышей. Театр конца 19 века. Современный театр. Устройство зрительного зала. Театральный билет. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке.
Музыкальный театр 4ч.
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: балет. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: оперетта. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: мюзикл.
Цирк – зрелищный вид искусства 3ч.
История появления цирка в нашей стране. Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля.
Театральное мастерство. Этюд. 3ч.
Этюд. Этюд в разных видах искусства. Этюд в разных видах искусства.
Музыкальное сопровождение. 2ч.
Роль музыки в спектакле
Звуки и шумы. 2ч.
Место звуков и шумов в жизни. Место звуков и шумов на сцене.
Зритель в театре. 2ч.
Как надо вести себя в театре.
Подготовка к спектаклю. 18ч.
Выбор сказки. Пробы ролей. Распределение ролей. Описание героев будущего спектакля Описание героев будущего спектакля. Актер на сцене и в жизни. Репетиция спектакля. Отработка Монологов Репетиция спектакля. Отработка диалогов. Репетиция спектакля. Речевая гимнастика. Репетиция спектакля. Актерское мастерство. Репетиция спектакля. Сценическая речь. Работа над спектаклем. Психологическая готовность актера.
Праздничный концерт. 1ч. Показ спектакля. Итоги занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень УУД обучающихся |
Язык жестов. | 3 | Личностные УУД: -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру -действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); -использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. -формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру Регулятивные УУД. -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно -выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий -подробно пересказывать небольшие тексты -делать выводы в результате совместной работы группы и преподавателя Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной и письменной форме -слушать и понимать речь других -задавать вопросы -владение монологической и диалогической формами речи. | |
Учимся говорить красиво. | 6 | ||
Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». | 3 | ||
Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург. | 4 | ||
Театральные жанры, или грустное и смешное рядом. | 2 | ||
Рифма. | 2 | ||
Ритм. | 3 | ||
Считалки и скороговорки. | 4 | ||
Искусство декламации. | 3 | ||
Играем в слова. | 2 | ||
Импровизация или театральный экспромт. | 3 | ||
Диалог, монолог, или театр одного актёра. | 4 | ||
Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. | 10 | ||
Подготовка к спектаклю. | 18 | ||
Праздничный концерт. | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
Учебно-тематическое планирование 4 класс
68 часов 2 часа в неделю
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Язык жестов. | 3 | ||
Значение слова в общении между людьми, в профессии актёра. | 1 | Разыгрывание этюдов «Из жизни древнего племени» без слов. | |
Значение жеста в общении между людьми. | 1 | Разыгрывание этюдов | |
Значение жеста в профессии актёра. | 1 | Разыгрывание этюдов | |
Учимся говорить красиво. | 6 | ||
Осанка, самомассаж. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Осанка, самомассаж. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Гимнастика для губ. | 1 | Театральный словарик: дикция. | |
Артикуляционная гимнастика. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Упражнения для хорошей дикции. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Упражнения для хорошей дикции. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». | 3 | ||
Вопросительная интонация. | 1 | Чтение стихотворения О.Григорьева «Конфеты» с различной интонацией. | |
Повествовательная интонация. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Восклицательная интонация. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург. | 4 | ||
Литературная часть в театре. | 1 | Театральный словарик. | |
Писатель. Поэт. | 1 | Чтение сказки Г.Юдина «Поэты». | |
Драматург. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Иллюстрирование любимых героев. | 1 | Сказка Н.Носов «Приключения Незнайки» | |
Театральные жанры, или грустное и смешное рядом. | 2 | ||
Детские энциклопедии о драме и комедии. | 1 | Театральный словарик. | |
Детские энциклопедии о комедии. | 1 | Понятие о театральных профессиях. | |
Рифма. | 2 | ||
Овладение темпом речи и интонацией. | 1 | Чтение стихотворения С.Миланга «Призрак». | |
Овладение интонацией. | 1 | Чтение отрывка из сказки Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». | |
Ритм. | 3 | ||
Понятие ритма в природе. | 1 | Чтение стихотворения О.Григорьева с различным ритмом | |
Понятие ритма в различных видах искусства. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Понятие ритма в музыке. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Считалки и скороговорки. | 4 | ||
Разучивание и сочинение считалок. | 1 | Понятие о фольклоре. | |
Значение скороговорок. | 1 | Фольклор. Тренинг. | |
Развитие интонационной выразительности. | 1 | Фольклор. Тренинг. | |
Весёлые истории со скороговорками. | 1 | Фольклор. Тренинг. | |
Искусство декламации. | 3 | ||
История возникновения ораторского искусства. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Искусство выразительного чтения стихов или прозы. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Чтение стихотворений в различных жанрах. | 1 | Этюдный тренинг. | |
Играем в слова. | 2 | ||
Роль воображения в жизни человека. | 1 | Чтение стихов и сказок. | |
Составление сказки на тарабарском языке. | 1 | Чтение стихов и сказок. | |
Импровизация или театральный экспромт. | 3 | ||
Что такое импровизация, экспромт. | 1 | Работа с театральным словариком. | |
Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции. | 1 | Импровизация. | |
Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции. | 1 | Импровизация. | |
Диалог, монолог, или театр одного актёра. | 4 | ||
Понятия «диалог». | 1 | Работа с театральным словариком. Чтение стихотворений. | |
Понятия «монолог». | 1 | Чтение сказки С.Козлова «Снежный цветок». | |
Внутренний монолог. | 1 | Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок». | |
Театр одного актёра. | 1 | Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок» по ролям. | |
Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. | 10 | ||
Истории кукольного театра. | 1 | Знакомство детей с историей кукольного театра в России | |
Работа с куклами- картинками | 1 | Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. | |
Пальчиковый театр | 1 | Виды кукол и способы управления ими. | |
Изготовление пальчиковых кукол и декораций | 1 | Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля | |
Работа над спектаклем | 1 | Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика | |
Работа над спектаклем | 1 | Работа над спектаклем. Артикуляция. | |
Движение куклы по передней стенке ширмы | 1 | Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | |
Движение куклы в глубине ширмы | 1 | Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. | |
Психологическая готовность актера | 1 | Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. | |
Спектакль | 1 | Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ. | |
Подготовка к спектаклю. | 18 | ||
Выбор пьесы. | 1 | Чтение пьесы, её анализ. | |
Пробы ролей. | 1 | Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация. | |
Распределение ролей. | 1 | Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Репетиции. Отработка чтения каждой роли. | |
Описание героев будущего спектакля. | 1 | Роль. Озвучивание пьесы.
| |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений. | |
Актер на сцене и в жизни. | 1 | Репетиция. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Репетиция. | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Репетиция. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Этюдный тренаж. | |
Репетиция спектакля. Речевая гимнастика. | 1 | Работа над характерами героев. | |
Репетиция спектакля. Актерское мастерство. | 1 | Работа над характерами героев. | |
Репетиция спектакля. Сценическая речь. | 1 | Взаимодействие актеров на сцене | |
Репетиция спектакля. Отработка Монологов. | 1 | Взаимодействие актеров на сцене | |
Репетиция спектакля. Отработка диалогов. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж | |
Работа над спектаклем. | 1 | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж | |
Психологическая готовность актера. | 1 | Генеральная репетиция. | |
Праздничный концерт. | 1 | ||
68. | Показ спектакля. Итоги занятий. | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей. | |
ИТОГО: | 68 |
Содержание программы 4 класс
Язык жестов. 3ч.
Значение слова в общении между людьми, в профессии актёра. Значение жеста в общении между людьми. Значение жеста в профессии актёра.
Учимся говорить красиво. 6ч.
Осанка, самомассаж. Гимнастика для губ. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для хорошей дикции.
Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». 3ч.
Вопросительная интонация. Повествовательная интонация. Восклицательная интонация.
Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург. 4ч.
Литературная часть в театре Писатель. Поэт. Драматург. Иллюстрирование любимых героев.
Театральные жанры, или грустное и смешное рядом. 2ч. Детские энциклопедии о драме и комедии. Детские энциклопедии о комедии.
Рифма.2ч.
Овладение темпом речи и интонацией. Овладение интонацией.
Ритм. 3ч.
Понятие ритма в природе. Понятие ритма в различных видах искусства. Понятие ритма в музыке.
Считалки и скороговорки 4ч.
Разучивание и сочинение считалок. Значение скороговорок. Развитие интонационной выразительности. Весёлые истории со скороговорками.
Искусство декламации. 3ч.
История возникновения ораторского искусства Искусство выразительного чтения стихов или прозы Чтение стихотворений в различных жанрах.
Играем в слова. 2ч.
Роль воображения в жизни человека. Составление сказки на тарабарском языке.
Импровизация или театральный экспромт. 3ч.
Что такое импровизация, экспромт. Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции. Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.
Диалог, монолог, или театр одного актёра. 4ч.
Понятия «диалог». Понятия «монолог». Внутренний монолог. Театр одного актёра.
Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. 10ч.
Истории кукольного театра. Работа с куклами - картинками. Пальчиковый театр Изготовление пальчиковых кукол и декораций. Работа над спектаклем. Движение куклы по передней стенке ширмы. Движение куклы в глубине ширмы. Психологическая готовность актера. Спектакль.
Подготовка к спектаклю. 18ч. Выбор пьесы. Пробы ролей. Распределение ролей. Описание героев будущего спектакля. Актер на сцене и в жизни. Репетиция спектакля. Отработка Монологов. Репетиция спектакля. Отработка диалогов. Репетиция спектакля. Речевая гимнастика. Репетиция спектакля. Актерское мастерство. Репетиция спектакля. Сценическая речь. Работа над спектаклем. Психологическая готовность актера.
Праздничный концерт. 1ч.
Показ спектакля. Итоги занятий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
- СД– диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- видеокамера и фотоаппарат для съёмок и анализа выступлений.
- Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
- Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Список литературы
- Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Бояджиев Г.Н. от Софокла до Бреста за сорок театральных вечеров. – М.,1969.
- Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л – М.: Искусство, 1967.
- Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. М., 1952.
- Захава Б.Л. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.
- Кристи К. Воспитание актёра школы Станиславского.- М., 1968.
- Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр.соч. – Т.2. – М., 1954.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Т. – 1-2. – Л., 1980.
- Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1968.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
- Эфос А.В. Профессия: режиссёр. – М., 1979.
- Эфос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство,1979.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр – М.: Изд. «Аст», Изд. «Астрель»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Презентация программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению
презентация знакомит с программой по внеурочной деятельности. Направление "Общекультурное"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Смотрю на мир глазами художника".
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...