Рабочая программа по ОРКи СЭ, модуль "Светская этика" (Пособие А.Я. Данилюка)
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк А.Я.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2013 – 2014 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orki_se_4_klass.docx | 69.41 КБ |
Предварительный просмотр:
П Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Светская этика»
4 класс
Учитель Ступникова Марина Сергеевна
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк А.Я.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2013 – 2014 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственно или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя | |
1 час | 1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010 2.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010 | 1.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010 2.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010. |
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
формирование качеств гражданина и патриота России;
воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой\ жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной
школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.
№ темы | Тема | Количество часов | Внеурочная работа |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
1 | 1. Россия - наша Родина | 1 | Поход по любимым местам |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 | |
2 | Что такое светская этика? | 1 | |
3 | Мораль и культура. | 1 | |
4 | Особенности морали. | 1 | |
5 | Добро и зло. | 1 | Проект по теме «Добро и зло» |
6. | Добро и зло | 1 | |
7. | Добродетели и пороки | 1 | |
8. | Добродетели и пороки | 1 | |
9. | Свобода и моральный выбор человека | 1 | |
10 | Свобода и ответственность | 1 | |
11. | Моральный долг | 1 | Протяни руку помощи… |
12 | Справедливость | 1 | |
13. | Альтруизм и эгоизм. | 1 | |
14 | Дружба. | 1 | Протяни руку дружбы |
15 | Что значит быть моральным | 1 | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | |
17 | Подведение итогов | 1 | Праздник для родителей. |
III. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | 12 | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | Встреча за круглым столом. |
19 | Нравственный поступок | 1 | |
20 | Золотое правило нравственности | 1 | |
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | |
22 | Честь и достоинство | 1 | |
23 | . Совесть | 1 | |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | Рыцарски1 турнир |
25 | Джентльмен и леди | 1 | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | |
27 | Этикет | 1 | Я умею… |
28 | Праздники | Праздничная программа «Приглашаю в гости…» | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | ||
IV | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | |
31 | Подготовка творческих проектов | 1 | |
32 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика?» и т.д. | 1 | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. 1 | 1 | 4 ноября – День народного Единства. Творческое мероприятие с выходом на школу, |
34 | Презентация творческих проектов на тему село. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | |
Всего 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
- актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации,
которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениятрассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса._
_Календарно – тематическое планирование курса
4 класс - 34 часа
№ п.п | Тема урока | Тип урока | Цель (конкретного урока) | Содержание (в т.ч. понятия и термины) | Формы деятельности (опыт деятельности учащихся) | Домашнее задание | Дата |
1 | Россия – наша Родина. | изучение нового материла | -развивать коммуникативные компетенции, -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета. -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и т.д.) | Россия – наша Родина- полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфес- сионального народа России Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Найди материал об известном человеке (по выбору). Ответь на вопросы в пособии-стр.5 | сентябрь |
2 | Что такое светская этика? | изучение нового материла | способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи вопросы по содержанию. | Ответь на вопросы в пособии-стр.7 Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. | |
3 | Мораль и культура. | комбинированный | -развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; Способствовать развитию готовности слушать собеседника | Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.9 | |
4 | Особенности морали. | комбинированный | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Особенности морали как особого вида духовно- практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе; | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.11 Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры одну из особенностей морали. | |
5 | Добро и зло. | изучение нового материла | -способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Ответь на вопросы в пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. | октябрь |
6 | Добро и зло | комбинированный | способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, . гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.15, | |
7 | Добродетели и пороки. | изучение нового материла | -способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок. | Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.17, Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков. | |
8 | Добродетели и пороки. | комбинированный | -способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство | Долг и совесть. Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.19, 21. | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | комбинированный | -мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр. 23, Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( | ноябрь |
10 | Свобода и ответствен-ность. | комбинированный | мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах - способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека. - формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности, ответственное поведение человека. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное. чтение. Планирование работы, контроль, рефлексия. | Подобрать примеры из литературы, в которых описывается Рисунок, иллюстрирующий ответственность человека. | |
11 | Моральный долг. | комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: как бы я повел себя в этой ситуации Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг». | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку помощи…» | |
12 | Справедливость. | комбинированный | - формировать навыки работы с текстом - мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов - способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов. | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или приведите примеры из сказок). | декабрь |
13 | Альтруизм и эгоизм. | комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Кого из героев сказок Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом? Обоснуй свой ответ. | |
14 | Дружба | комбинированный | - способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации - мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы - формировать навыки работы в группе - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. | Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. | Методика создания морального кодекса в школе (классе). Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. | Написать рассказ о своѐм друге. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы…» | |
15 | Что значит быть моральным? | комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор- способствовать формированию умения слушать и вести диалог- формировать умения высказывать и отстаивать свою собствен. точку зрения | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Что значит «быть нравственным» в наше время? | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Написать мини-сочинение сочинению «Быть моральным – это значит…» | |
16 | Подготовка творческих работ (проектов) учащихся. | урок систематизации знаний. | - способствовать формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - развивать умение постановки целей и задач -определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом (в том числе индивидуальных). Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Россия – Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент- Экзюпери)». | Работа над проектом. | январь |
17 | Подведение итогов. Творческий отчет. | обобщающий | -способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно- смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. - развивать умение слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную - способствовать развитию умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Обобщение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов учащихся. | Подумать над вопросом и обсудить с родителями «Что такое семья, и какую роль она играет в жизни человека?» | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | комбинированный. | - способствовать формированию понимания, что семья - основа моральных устоев человека. - уметь объяснить происхождение слова семья, род. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выполнить задания из пособия для учащихся. Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? | |
19 | Нравственный поступок. | комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». | февраль |
20 | Золотое правило нравственности. | комбинированный | мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни | Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. | |
21 | Стыд, вина и извинение. | комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). | |
22 | Честь и достоинство. | комбинированный | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве. | |
23 | Совесть. | комбинированный | -уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть - знать какие компоненты имеет совесть - уметь приводить примеры ситуаций, в которых они ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались. | март |
24-25 | Образцы нравственности | комбинированный | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | комбинированный | - способствовать формированию понимания и мотивировать на принятие ценностей: Отечество, нравственность, патриотизм; - формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - развивать умение слушать собеседника и вести диалог. | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре России: труженики, патриоты, воины, коллективисты. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии). | Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества, тружениками, коллективистами, патриотами. Запиши в тетрадь (таблица). | |
27 | Этикет. | комбинированный | -познакомить с основными нормами и правилами для этикета, - способствовать осознанию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -мотивировать на саморазвитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Этикет и его значение. Правила этикета каждого. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, ситуации – пробы, работа в тетради «Правила этикета» школьник (любой человек). | Вместе с родителями составьте (дополните) перечень правил этикета, которые должен соблюдать | апрель |
28 | Семейные праздники. | комбинированный | -познакомить с историей возникновения праздников, -сформировать представление о значении праздника в жизни человека, - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. | История возникновения праздников. Значение праздника в жизни человека. Выбор подарка – ответственное дело. | виртуальная экскурсия «Праздники у разных народов»; устный рассказ на тему, ситуации-пробы «Подарок». | Сообщение на тему «Необычный» праздник в нашей семье (небольшая презентация). | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | комбинированный | - способствовать пониманию значения жизни человека как высшей ценности, - формировать логические действия анализа и обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - мотивировать на готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Понятие - Ценности. Жизнь человека – высшая ценность: для самого человека, его близких, общества, мира. Уникальность, неповторимость жизни. | беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) 20 | Рисунок на тему «Жизнь важна для каждого» | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | урок обобщения | - способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - способствовать укреплению веры в Россию. | Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | беседа, комментированное чтение, размышление на тему. | Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. | |
31 | Подготовка творческих проектов. | урок систематизации знаний | - учить определять общую цель и пути ее достижения, - формировать умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности, - способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. | Работа над проектом (по индивидуальной теме) | май |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | – урок обобщения | -способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры | Повторение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.
Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Основы мировых религий и светской этики. Пособие для родителей.
Пособие для родителей по ОРКСЭ....
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...