Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Погодаева Эльвира Витальевна

 

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

 

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

 

Результаты промежуточного и итогового контроля каждым учителем хранятся в папках «Информационный банк достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования - предметных, метапредметных и личностных.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится посредством текущего, тематического, промежуточного и  итогового контроля.

Текущий и тематический контроль каждым учителем проводится самостоятельно  с использованием возможностей УМК «Школа России».

Авторами УМК «Школа России» разработаны материалы для оценки достижений планируемых предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы (УМК «Школа России»)

Русский язык

Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1-4 классы / Канакина В.П., Щеголева Г.С,

Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 1 класс / Канакина В.П.

Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 2 класс: В 2 ч / Канакина В.П., Манасова И.Г.

Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 3 класс / Канакина В.П.

Литературное чтение

Литературное чтение: Методические рекомендации: 1 класс / Стефаненко Н.А.

Литературное чтение: Методические рекомендации: 2 класс / Стефаненко Н.А.

Литературное чтение: Методические рекомендации: 3 класс / Стефаненко Н.А.

Математика

Контрольные работы по математике: 1-4 класс / Волкова С.И.

Математика: Методические рекомендации: 1 класс / Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.

Математика: Методические рекомендации: 2 класс / Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.

Математика: Методические рекомендации: 3 класс / Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.

Математика: Проверочные работы: 1 класс / Волкова С.И.

Математика: Проверочные работы: 2 класс / Волкова С.И.

Математика: Проверочные работы: 3 класс / Волкова С.И.

Окружающий мир

Окружающий мир: Тесты: 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Окружающий мир: Тесты: 2 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Окружающий мир: Тесты: 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Проверочные работы выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ, либо в тетрадях на печатной основе, которые хранятся на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём проведения административных контрольных работ в конце каждой четверти и года. Тексты контрольных работ составляются руководителем МО, работы проводятся в определённый день, как правило, вторыми уроками, в присутствии ассистентов. По результатам контрольных работ, учитель заполняет бланк анализа результатов и допущенных ошибок.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

        Оценка метапредметных результатов проводиться в ходе мониторинга, который проводится с 1 по 4 класс один раз в год и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы.

Для проведения мониторинга используется учебно - методический комплект «Учимся учиться и действовать», который включает в себя следующие пособия:

  1. Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь для первоклассников. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г., Меркулова Т.В., 2013
  2. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». 1 класс. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г., Меркулова Т.В., 2013
  3. Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В., 2013
  4. Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В., 2013
  5. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». 2 класс. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г., Меркулова Т.В., 2013

В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт», с целью определения уровня готовности ребёнка к успешному освоению учебной программы. Оно проводится на 3-4 неделе сентября и позволяет педагогу определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов. Для проведения обследования используются диагностические материалы, представленные в следующих пособиях:

  1. Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г., Меркулова Т.В., 2013
  2. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г., Меркулова Т.В., 2013

Результаты промежуточного и итогового контроля каждым учителем хранятся в папках «Информационный банк достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

        Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Оценка  личностных результатов осуществляется методом оценки личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

        Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя.  

Преимущества рабочего Портфолио, как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный  для 1 класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта.

Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
  • Место для фото (или автопортрета)
  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи
  • Родословное дерево
  • Чем я люблю заниматься
  • Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

  • Я могу делать
  • Я хочу  научиться в этом году…
  • Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

  • Я читаю.
  • Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель
  • Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?

 Какая игрушка у  меня самая любимая?

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 Какой у меня самый любимый цвет?

 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

Страницы раздела «Коллектор» 

  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  • Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
  • Памятка: Правила  общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Применение Рабочего Портфолио  в учебном процессе начальной школы предполагает:

- наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих представление об основных принципах нового образовательного стандарта начальной школы и готовых к инновационной деятельности;

- необходимое количество комплектов Портфолио соответствующее количеству учеников в классе;

- папки-органайзеры с прозрачными файлами для хранения материалов.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...