ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме
В данной статье Вы можете ознакомиться с опытом работы по проведению дистанционных Всероссийских и Международных конкурсов при сотрудничестве с образовательным центром "Снейл" г.Омск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_distantsionnye_meropriyatiya_kak_sredstvo_realizatsii_sistemn1.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.(НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ «ВУНДЕРКИНД».ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Панкратова Анна Геннадьевна
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия №157
им.принцессы Е.М.Ольденбургской
Санкт-Петербург
Pankratovmike@mail.ru
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения образовательных программ. Ученики начальной ступени образования должны овладеть универсальными способами действий, обеспечивающими дальнейшее образование; развить способность к самоорганизации и развитию творческого потенциала.[3]
Любая информация в современном быстро меняющемся социуме быстро устаревает, объём фактических знаний теряет свою значимость. Необходимыми становятся знания о том, где и как получить новую информацию, как её осмыслить и применить для решения жизненно важных задач. Всё это результаты определённой деятельности.
Современные дистанционные мероприятия, не имеющие границ общения, как нельзя лучше способствуют реализации системно - деятельностного подхода при подготовке учащихся к участию в них.
Своё сотрудничество с центром «Снейл» мы начали в 2011-2012 учебном году. Участвовали в конкурсах «Муравей», «Ёж», «Вундеркинд». Последний конкурс требовал разносторонней подготовки, т.к. задания могли включать различные предметные области. А как сделать так, чтобы освоение информации, её систематизация были наиболее продуктивными? Возникла потребность в применении системно - деятельностного подхода, при котором главное место отводилось активной, разносторонней, в большей степени самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Так как материалы конкурса «Вундеркинд» включали в себя знания по различным предметам, учащиеся моего класса были распределены на группы с учётом принципа психологической комфортности, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие толерантности участников процесса.[2]
1 группа - русский язык и литературное чтение;
2 группа – математика;
3 группа – история и природоведение (окружающий мир);
4 группа – искусство.
Этапы работы:
1.Мотивирование к деятельности («надо», «хочу», «могу»).
2.Возникновение проблемной ситуации (где и как получить информацию)
3.Решение проблемной ситуации (обмен мнениями и формирование коллективного решения).
4.Открытие нового знания (эвристическое постижение мира).
5.Фиксирование информации.
6.Обмен информацией («говорю», «слышу и слушаю других»).
7.Рефлексия (творчество не знает границ).
8.Самооценка.
9.Коррекция.
При подготовке к конкурсу каждая группа получала задания на сайт класса . Имеющийся на нём форум позволял всем участникам одной группы обмениваться информацией.
На первом этапе каждый участник составил перечень вопросов: «О чём бы я хотел узнать» или «Знаете ли Вы, что…».
Затем группа составляла кроссворды по материалам вопросников. И тут на помощь детям пришли их родители, которые помогли выполнить кроссворды по программе HotPotatoes .Также принимались к обсуждению любые творческие работы: доклады, сообщения, презентации и т.д.
Участники обменивались с другими группами полученной информацией, «примеряли» на себя различные социальные роли, при обсуждении и слушании учились уважать мнения отличные от своего, раскрывались с новой стороны и для меня (преподавателя), и для своих родителей.
Активность учеников заметно возростала когда они становились носителями роли учителя.
Эвристический характер приобретения знаний способствовал тому, что они (знания) приобретали для участников личную и очень важную значимость. Каждый участник смог испытать свой «Миг славы». При традиционной форме работы большинство учеников остаются наблюдателями процесса. А работа в парах или малых группах даёт возможность научить кого-то , получить самому ответ на интересующий вопрос. Формируется позитивное отношение к учебному процессу и ко всем его участникам. Качество знаний учащихся повышается.
Наш лицей находится в городе - музее. И поэтому нельзя было не задействовать социокультурное пространство Санкт-Петербурга.
Во время подготовки к конкурсу были организованы экскурсии в Русский музей и Этнографический музей народов мира. Родители, активно включившиеся в подготовку к конкурсу, с большим удовольствием посетили музеи со своими детьми.
Мне, как преподавателю и как классному руководителю, было необходимо осуществлять логическую связь между презентациями, выступлениями, но только, как координатору процесса, а не как его руководителю. Это потребовало от меня терпения и эмоциональных сил.
Заключение:
Воспитание ученика – исследователя – кропотливый процесс, открывающий безграничные возможности для развития самостоятельной и творческой личности, способной осуществлять поиск, решать жизненные задачи , принимать решения и отвечать за свои действия; словом жить в реальном, а не в виртуальном мире ; видеть и понимать красоту, радоваться успехам других.
Участники процесса применяли ИКТ технологии для получения и обработки новой информации, сотрудничали друг с другом и между группами при обмене информацией; освоили различные формы рефлексии : презентации, доклады , кроссворды, газеты, фото и видео отчёты.
Сотрудничество с родительской общественностью способствовало развитию добрых семейных отношений; взрослые и дети стали лучше понимать друг друга.
Нельзя научить, можно только научиться, желая этого самому и принимая в этом непосредственное участие. Наши усилия были вознаграждены!
Язев Григорий, ученик 2-д класса ГБОУ Лицей 126 -2 место в конкурсе;
Демченко Николай, Тамбовцева Анна, Алексахин Фёдор, ученики 2-д класса ГБОУ Лицей 126 -лауреаты конкурса.
Самая главная награда для меня, как для учителя – это искрящиеся счастьем глаза моих учеников. Я уверена, что участие в дистанционных конкурсах станет первой ступенькой на пути к успешной сдаче ЕГЭ.
Системно - деятельностный подход при подготовке к дистанционному конкурсу по начальной школе «Вундеркинд» способствовал получению знаний учащимися моего класса не в готовом виде, они находили нужную информацию в большей степени самостоятельно, а это способствовало в свою очередь активному формированию деятельностных способностей, общеучебных знаний, адаптации к новым условиям социума.
Благодарим центр «Снейл» за организацию и проведение дистанционных конкурсов.
Список литературы:
1.Журнал « Начальная школа» №2 2013 /Подготовка учителя к реализации ФГОС.
2.Поливанова, К.Н.Проектная деятельность школьников: пос. для учителя / К.Н.Поливанова. – М. : Просвещение,2008.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Принципы реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...
Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе
Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...