юный эколог
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________Иванова М.С. Протокол № ____ от «_31_» __августа __2011г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Назиевская СОШ » ____________Калинина В.П. «_31 »__августа_ 2011 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Назиевская СОШ » _________Зуева Л.Д. Приказ №__от «_31_»_августа_2011г. |
Дополнительная образовательная программа
«Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Кривобоковой Галины Петровны
Программа рассчитана на
4 года обучения
Возраст учащихся 7-11 лет (1-4 классы)
2011-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия: 1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие.. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.
2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы.. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.
3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.
Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Учитывая специфику экологического образовательного и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.
В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.
В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды.
В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизированное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.
Программа «Юный эколог» разработана на 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока.
Планируемые результаты
Планируется достижение трех уровней результатов:
В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.
В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.
1 класс – Блок «Растём вместе». (32 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий |
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Ввод.беседа |
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч. | Ролев. игра |
3 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Ролев. игра |
4 | Путешествие в Экоград. | Наблюдение. |
5 | Как сделать Экоград лучше? | Эврис. беседа |
6 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение |
7 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение |
8 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Исследование |
9 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Практич. зан. |
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Команд.игра |
11 | В природе всё взаимосвязано. | Ролев. игра |
12 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Эврис. бесед. |
13 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. |
14 | Работа в уголке природы. | Практич. раб |
15 | Общение с «Зелёным другом». | Практич. раб. |
16 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Эврис. беседа |
17 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Наблюдение |
18 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Ролевая игра |
19 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Команд.игра. |
20 | Сказка Леса. | Ролевая игра. |
21 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Практич. раб. |
22 | Защитите растения! | Обуч. презент. |
23 | Игра «Картина мира». | Команд.игра |
24 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | тест |
25 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Наблюдение |
26 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Практич. раб. |
27 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. |
28 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. |
29 | Экосказка «Теремок» | Ролевая игра |
30 | Экологическая безопасность дома и во дворе. | Беседа |
31 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. |
32 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. |
2 класс – Блок «Школа Добрых Дел». (34 часа)
3 класс – Блок «Мой Зелёный Друг». (34 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий |
1 | «Растения – живые организмы». | Ввод.беседа |
2 | «Роль растений в природе и жизни людей». | Ролев. игра |
3 | «Моё отношение к растениям». | Тест |
4 | «Из чего что сделано?» | Практич. зан. |
5 | «Комнатные растения, откуда они?» | Эврис. беседа |
6 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение |
7 | «Наблюдаем за комнатными растениями». | Наблюдение |
8 | «Научная конференция». | Исследование |
9 | «Опыты с комнатными растениями». | Практич. зан. |
10 | «Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений». | Команд. Игра |
11 | «Спор растений». | Ролев. игра |
12 | «Про всех на свете». | Практич. раб. |
13 | «Почемучкины вопросы». | Эврис. бесед. |
14 | «Наши верные друзья». | Беседа |
15 | «Исследовательская работа». | Практич. раб. |
16 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
17 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
18 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
19 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
20 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
21 | Проект «Мой Зелёный Друг». | Инд. проект |
22 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. |
23 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. |
24 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. |
25 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. |
26 | «Работа по озеленению помещений». | Практич. раб. |
27 | «Создаём музей комнатных растений». | Практич. раб. |
28 | «Подарочный фонд комнатных растений». | Практич. раб. |
29 | «Социологический опрос». | Тест |
30 | Проект «Экологическая почта». | проект |
31 | Работа на пришкольном участке. | практика |
32 | Работа на пришкольном участке. | практика |
33 | Работа на пришкольном участке | практика |
34 | Работа на пришкольном участке | практика |
4 класс – Блок «Зелёная Аллея Памяти». (34 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий |
1 | Поговорим об экологии. | Эвр. беседа |
2 | Чем я могу помочь природе? | беседа |
3 | Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины. | презентация |
4 | Проект «ВОВ в истории моей семьи». | проект |
5 | Проект «ВОВ в истории моей семьи». | проект |
6 | Проект «ВОВ в истории моей семьи». | проект |
7 | Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти». | практика |
8 | Работа по моделированию аллеи. | исследование |
9 | Роль растений в природе. | беседа |
10 | Роль растений в природе. | беседа |
11 | Выбираем деревья для нашей аллеи. | наблюдение |
12 | Выбираем деревья для нашей аллеи. | наблюдение |
13 | Спор Деревьев. | Ролевая игра |
14 | Обсуждаем план работы. | беседа |
15 | Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев. | наблюдение |
16 | Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев. | наблюдение |
17 | План посадки деревьев. | практика |
18 | Опиши «Зелёный уголок памяти». | беседа |
19 | Как ухаживают за Зелёным другом. | наблюдение |
20 | Экскурсия в ОДЭЦ. | экскурсия |
21 | Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья». | Ролевая игра |
22 | Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти». | практика |
23 | Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти». | практика |
24 | Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти». | практика |
25 | Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти». | практика |
26 | Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти». | практика |
27 | Презентация «Зелёной Аллеи Памяти». | презентация |
28 | Релаксация : что удалось и не удалось. | беседа |
29 | Экскурсия в Парк Победы. | экскурсия |
30 | Социологический опрос. | тест |
31 | Работа на пришкольном участке. | практика |
32 | Работа на пришкольном участке. | практика |
33 | Работа на пришкольном участке. | практика |
34 | Работа на пришкольном участке. | практика |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);