Актовая лекция
материал по теме
Актовая лекция на тему: Задачи и перспективы развития Московского образования, в рамках конкурса профессионального мастерства и общественного признания " Учительгода 2012"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktovaya_lektsiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Задачи и перспективы московского образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Москва всегда считалась центром образования в России. Со времен Ломоносова и по наши дни в Москве сосредоточены главные и самые престижные учебные заведения. Именно в Москве были открыты и первые специальные образовательные учреждения для детей с ОВЗ. Примером такой школы является наша школа-интернат № 31, открытая в 1961 году для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также были открыты школы для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, представители которых отдают своё сердце детям. В наши дни Москва активно включилась в реформу образования.
Предлагаю вашему вниманию размышления по проблеме современного московского образования в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются умы мировой общественности: врачи, психологи, социологи и дефектологи. В США таких детей называют – исключительные, во Франции – неадаптированные, в Германии – с трудностями в обучении, в России – с ограниченными возможностями здоровья. Ограниченные возможности здоровья не следует считать и рассматривать как недостаток, это – особенность ребенка, но как бы мы их не называли, эти дети нуждаются в нашей помощи, внимании, заботе, защите.
В сознании многих людей еще совсем недавно понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навешивали этот ярлык, он рассматривался как человек, который не может.
Несмотря на то, что родители и педагоги прилагают героические усилия для того, чтобы показать, сколь многому эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный «здравый смысл» советует не ожидать слишком многого.
Но все же времена изменились. Мы стали свидетелями не только принятия исторического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с ОВЗ - это дети, которые могут, но могут по-особенному взаимодействовать, творить, исследовать, развиваться.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.
Для детей с особенностями развития наступила по-настоящему новая эра.
Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты решают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специалисты, требуют от них переоценки степени их личной ответственности, что побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.
Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка с особыми возможностями здоровья перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей.
Современная школа — школа правильно организованного взросления любого ребенка.
Поскольку мы, во что бы то ни стало, хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и модные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Другие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея полного включения ФУЛЬКЛЮЖИОН (fullinclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной комнате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстренминга (mainstreaming), утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не приходящими течениями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонстрировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.
В апреле Московская городская дума приняла закон «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья», который стал первым законодательным актом, обеспечивающим реальную возможность введения инклюзивного образования.
Задумайтесь, инклюзивное образование как форма обучения не имеет своих институтов, поэтому оно должно охватывать всю вертикаль, начиная с самого раннего возраста ребенка и до доступного детям с ограниченными возможностями уровня социализации.
И всегда, можно было это наблюдать в обучении и воспитании: хоть один да был ребенок в группе д. сада, в классе не такой как все. Это такая «узкая» инклюзия. И еще не зная этого слова, мы так работали и работаем сейчас. Примером наш интернат 6 вида, где обучаются дети с нормой интеллекта и дети 8 вида, имеющие сложные дефекты, которые ежедневно бок о бок тесно общаются. Для них проводятся совместные праздники, конкурсы, и много др. мероприятий.
С моей точки зрения, инклюзия полезна не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для всей системы в целом. Поскольку она подразумевает изменения условий обучения, учитывающий разный уровень и темп психофизического развития. Родителям обычных детей следует рассказывать о «выгоде» совместного обучения. Ведь если дети приходят в учреждение, нацеленное на инклюзив, то там должны быть профильные специалисты: дефектолог, психолог, логопед. И нормально развивающийся ребенок может, а точнее должен получить помощь со стороны всех этих профильных специалистов. Ребенок может выиграть от того, что создаются вариативные, то есть учитывающие индивидуальные особенности развития маршруты и программы, он может выиграть и от особенностей режима работы учреждения и от того, что измениться вся система учебно-воспитательного воздействия. А самое главное, по- моему мнению, это создание принципиально новой педагогической среды, в которой больше гуманизма, дружелюбия, толерантности. Без этого невозможна никакая инклюзия.
Среди специальных проблем образования людей с ОВЗ, остановлюсь лишь на нескольких.
Проблема выбора условий обучения –это коррекционные учреждения или инклюзивное образование.
Как ни парадоксально, в России в последнее время права инвалидов и детей с ОВЗ в области образования нарушаются сразу по нескольким, в том числе противоположным, линиям:
• большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов, детей с ОВЗ в обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на отказ;
• одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а дети-инвалиды и дети с ОВЗ переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных образовательных условий.
Хочу ещё раз обратить внимание на то, что ни одна из двух моделей – ни инклюзивная, ни коррекционная – не может быть универсальной.
Инклюзия – не самоцель, но эффективное средство интеграции ребёнка в общество, причём без понижения, а желательно, с повышением качества образования.
Следующая проблема: законодательная база. В настоящее время разработан и принят Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» – и это один из примеров совместных усилий профильных парламентских комитетов и профильного министерства обеспечить защиту права на образование для этой категории граждан.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» - говорится в концепции проекта Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ОВЗ.
«Новая школа - это школа для всех. В новой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Я думаю, у нас с вами, будет возможность работать в такой современной новой школе, школе нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
праздник прощания с начальной школой в актовом зале
Этот материал можно использовать при организации выпускного праздника для учащихся начальной школы....
Сценарий концертного мероприятия в актовом зале
Иногда возникает ситуация, когда нужно провести итоговое мероприятие или конкурс среди большого количества участников в актовом зале, и тогда возникает вопрос о "заполнении пауз" между выступлениями. ...
Актовая лекция "Воспитать человека"
«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически». Писал немецкий поэт Фридрих Шиллер....
Новогоднее представление в актовом зале школы. Музыкально-театральный праздник "Новый год к нам в дверь стучится!", 24.12.2019, 1-а класс
Все дети очень рады приходу зимы и с нетерпением ждут новогодних праздников. Наша школа преобразилась: стала еще краше, еще наряднее. Праздник, веселье, утренник, подарки...Что может быть ...
Встреча с инспектором ГИБДД в актовом зале школы, 11.12.2019 г., 1-а кл.
Встреча с инспектором ГИБДД в актовом зале школы, 1-а кл....
Спортивный праздник в актовом зале школы, 09.12.2019 г., 1-а кл.
Спортивный праздник в актовом зале школы, 1-а кл....
Правила дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД в актовом зале школы 19.12.2019 г., 1-а кл.
Правила дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД в актовом зале школы 19.12.2019 г., 1-а кл....