Екатеринодар-Краснодар
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Что необычного вы увидели сегодня на уроке? (Миски с зерном).
- Как вы думаете, для чего я приготовила их к уроку? Почему они присутствуют? (Кубань – это житница России)
- Если мы с вами обменяемся зерном, что-нибудь изменится? (Нет)
- А теперь представим, что каждое зерно – это идея, и обменяемся зернами. Что произойдет? (Идей станет больше)
- А если каждый из нас в течение урока будет предлагать свои идеи, высказывать свое мнение, то к концу урока мы соберем огромный урожай, который обогатит наш запас знаний. Я думаю, мы с вами будем активно и плодотворно работать на уроке.
2. Постановка темы и цели урока.
-А кто напомнит мне столицу Краснодарского края? (Краснодар)
-А как раньше назывался город? (Екатеринодар)
-А когда был основан Екатринодар? ( в 1793 г, 18в)
-А в каком году переименован? (В 1920г, 20 в)
-Почему такое название? (В честь императрицы Екатерины 2)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о Краснодаре и Екатеринодаре)
-Итак, целью нашего урока является обзорная экскурсия из Екатеринодара в Краснодар.
3. Проблемная ситуация.
9 июня 1793 года черноморские казаки пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой реки Кубани. Лучшего места для поселения не сыскать. Здесь и решили построить главный город. Так началось строительство Екатеринодара. Вскоре у города появился свой герб, которой через годы решили заменить.
- А к нам на урок спешили казаки, везли показать новый герб города и не заметили, как развязался мешок и герб выпал на дорогу, где разбился на осколки, которые ветер унес на разные станции. Ребята, поможем нашим гостям воссоединить символ города? (Поможем)
4. Путешествие.
- Мы отправляемся от станции «Екатеринодар» к станции «Культура казачества», чтобы узнать какая одежда была у казаков и их любимые блюда.
1) «Культура казачества» (рассказ+ребусы)
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Мужской наряд состоял из: черкески, а что это? (распашной кафтан без ворота)
-Газырей, а для чего они нужны? (в них хранили порох),
-Казачьего узкого пояса, для чего он был полезен? (к нему прикреплялся кинжал или сабля.)
-Шароваров, почему их так назвали? (Потому, что штаны были широкие)
-Бешмета, что это? (рубаха),
-Папахи, как вы понимаете? (это барашковая шапка)
-Наговиц, что раньше так называли? (сапоги).
Женский наряд это юбка и кофта.
-А чтобы узнать любимые блюда, нужно разгадать ребусы.
-Молодцы, осколок возвращается на герб. Теперь пора в путь, нас ждет станция «Город мастеров».
-Как вы думаете, что мы здесь будем делать?
-Здесь мы проверим ваши знания о мастерах ремесел.
2) Город мастеров (кроссворд)
- Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок
У меня отличный дар,
Ремесло мое…? (гончар)
- Нужен вам половик
Или ткань красивая
Изготовлю в один миг
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…? (ткачиха)
- Надо лошадь подковать
Изготовить ключ к замку
Что угодно - все смогу
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое…? (кузнец)
- Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжу
Смотаю все в клубочки
И свяжу носочки
Иль теплую рубаху
Потому, что… (пряха)
- Он любит свою Родину
И жизнь готов отдать
Только он достоин звания-… (воин)
-Умело справились с кроссвордом и получили следующий осколок.
4) Достопримечательности (сообщения детей)
-Мы приехали на станцию «Достопримечательности».
-Ребята, а что же такое достопримечательность?
-Какие достопримечательности города Краснодара вы знаете?
-Кто подготовил сообщения?
-Нашли очередной осколок герба. Наш путь на станцию «Советская»
5) Ветерок вдохновения
-Ребята, а как вы понимаете слово «вдохновение»? (это то, что дает тебе силу, бодрость духа.)
- Я хочу вам рассказать о некоторых поэтах Кубани, которым вдохновение помогло написать прекрасные стихотворения.
- Виталий Борисович Бакалдин родился в 1927 году в Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи – в студенческие годы. Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывает о своей первой профессии – учитель!
- Донченко Светлана Геннадьевна родилась 21 апреля 1960 года, в городе Баку. Через три месяца после рождения вернулась вместе с родителями в родной город Краснодар, где проживает и поныне. Вдохновение посещало с самого детства, так началась творческая жизнь. Она подарила много красивых стихотворений, многие из которых стали песнями.
-А кто из вас знает стихи о Краснодаре?
-Восхитительно. Получаем осколок.
6) Краснодар (Тест)
-Завершает путешествие станция «Краснодар». Теперь это большой город, в нем построены заводы, офисы и учебные заведения. Краснодарцы любят свой город и гордятся им.
-А теперь, давайте проверим, как вы знаете свой город.
Тест.
- Кто глава нашего города?
а) А.Н.Ткачев б)В.Л.Евланов
- Главная улица города:
а)Красная б)Красноармейская
- Какой цвет отсутствует на флаге Краснодара?
а)красный б)желтый в)белый
- На какой улице находится наша школа?
а) Тенистая б) Тепличная
- Как называется округ в котором мы живем?
а)Прикубанский б)Карасунский
- Какая река протекает в Краснодаре?
а)Лаба б)Кубань
5. Итог урока.
Послушайте небольшое стихотворение: (играет музыка)
Веселые песни летят в поднебесье
Благодарят Екатерину за дар.
И нет красивее города в России,
Чем наш родной Краснодар.
- Что интересного запомнили о нашем городе?
- Как вы думаете, какое из названий (Краснодар или Екатеринодар) необходимо оставить?
-А какое событие с нетерпением ждем? (Олимпиада)
-Конечно, мы с вами много беседовали на тему предстоящих олимпийских игр, а в каком городе она будет проходить? (Сочи). Будем ждать от наших спортсменов только побед!
-Сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработали, обменялись идеями. Мы бросили семена новых знаний в благодатную кубанскую почву, и они обязательно дадут достойные всходы и отличный урожай в виде постоянно растущих и совершенствующихся знаний. И я уверена, что вы, опираясь на эти ростки, обязательно прославите нашу землю, вами будет гордиться Кубань.
-А мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные смайлы. Поднимите карточку и покажите мне свои чувства и эмоции, которые получили в течении урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Екатеринодар-Краснодар"
Презентация к открытому уроку кубановедения "Екатеринодар-Краснодар"...
Презентация к внеурочному занятию по кубановедению 4 класс "Екатеринодар-Краснодар"
Презентация к внеурочному занятию по кубановедению 4 класс "Екатеринодар-Краснодар"...