Екатеринодар-Краснодар
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лукьянченко Татьяна Александровна

Открытый урок по кубановедению УМК"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx118.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! 
- Что необычного вы увидели сегодня на уроке? (Миски с зерном). 
 - Как вы думаете, для чего я приготовила их к уроку? Почему они присутствуют? (Кубань – это житница России)
- Если мы с вами обменяемся зерном, что-нибудь изменится? (Нет)
- А теперь представим, что каждое зерно – это идея, и обменяемся зернами. Что произойдет? (Идей станет больше)
- А если каждый из нас в течение урока будет предлагать свои идеи, высказывать свое мнение, то к концу урока мы соберем огромный урожай, который обогатит наш запас знаний. Я думаю, мы с вами будем активно и плодотворно работать на уроке.

2. Постановка темы и цели урока.

-А кто напомнит мне столицу Краснодарского края? (Краснодар)

-А как раньше назывался город? (Екатеринодар)

-А когда был основан Екатринодар? ( в 1793 г, 18в)

-А в каком году переименован? (В 1920г, 20 в)

-Почему такое название? (В честь императрицы Екатерины 2)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о Краснодаре и Екатеринодаре)

-Итак, целью нашего урока является обзорная экскурсия из Екатеринодара в Краснодар.

                                      3. Проблемная ситуация.

9 июня 1793 года черноморские казаки пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой реки Кубани. Лучшего места для поселения не сыскать. Здесь и решили построить главный город. Так началось строительство Екатеринодара. Вскоре у города появился свой герб, которой через годы решили заменить.

- А к нам на урок спешили казаки, везли показать новый герб города и не заметили, как развязался мешок и герб выпал на дорогу, где разбился на осколки, которые ветер унес на разные станции. Ребята, поможем нашим гостям воссоединить символ города? (Поможем)

                                       4. Путешествие.

- Мы отправляемся от станции «Екатеринодар» к станции «Культура казачества», чтобы узнать какая одежда была у казаков и их любимые блюда.

1) «Культура казачества» (рассказ+ребусы)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Мужской наряд состоял из: черкески, а что это? (распашной кафтан без ворота)

-Газырей, а для чего они нужны? (в них хранили порох),

-Казачьего узкого пояса, для чего он был полезен? (к нему прикреплялся кинжал или сабля.)

-Шароваров, почему их так назвали? (Потому, что штаны были широкие)

-Бешмета, что это? (рубаха),

-Папахи, как вы понимаете? (это барашковая шапка)

-Наговиц, что раньше так называли? (сапоги).

Женский наряд это юбка и кофта.

-А чтобы узнать любимые блюда, нужно разгадать ребусы.

-Молодцы, осколок возвращается на герб. Теперь пора в путь, нас ждет станция «Город мастеров».

-Как вы думаете, что мы здесь будем делать?

-Здесь мы проверим ваши знания о мастерах ремесел.

2) Город мастеров (кроссворд)

  1. Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок

У меня отличный дар,

Ремесло мое…? (гончар)

  1. Нужен вам половик

Или ткань красивая

Изготовлю в один миг

Управляюсь лихо,

Ремесло мое…? (ткачиха)

  1. Надо лошадь подковать

Изготовить ключ к замку

Что угодно - все смогу

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое…? (кузнец)

  1. Я из пушистой шерсти

Напряду вам пряжу

Смотаю все в клубочки

И свяжу носочки

Иль теплую рубаху

Потому, что… (пряха)

  1. Он любит свою Родину

И жизнь готов отдать

Только он достоин звания-… (воин)

-Умело справились с кроссвордом и получили следующий осколок.

4) Достопримечательности (сообщения детей)

     -Мы приехали на станцию «Достопримечательности».

-Ребята, а что же такое достопримечательность?

-Какие достопримечательности города Краснодара вы знаете?

-Кто подготовил сообщения?

-Нашли очередной осколок герба. Наш путь на станцию «Советская»

5) Ветерок вдохновения

-Ребята, а как вы понимаете слово «вдохновение»? (это то, что дает тебе силу, бодрость духа.)

- Я хочу вам рассказать о некоторых поэтах Кубани, которым вдохновение помогло написать прекрасные стихотворения.

- Виталий Борисович Бакалдин родился в 1927 году в Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи – в студенческие годы. Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывает о своей первой профессии – учитель!

- Донченко Светлана Геннадьевна родилась 21 апреля 1960 года, в городе Баку. Через три месяца после рождения вернулась вместе с родителями в родной город Краснодар, где проживает и поныне. Вдохновение посещало с самого детства, так началась творческая жизнь. Она подарила много красивых стихотворений, многие из которых стали песнями.

 -А кто из вас знает стихи о Краснодаре?

-Восхитительно. Получаем осколок.

6) Краснодар (Тест)

-Завершает путешествие станция «Краснодар». Теперь это большой город, в нем построены заводы, офисы и учебные заведения. Краснодарцы любят свой город и гордятся им.

-А теперь, давайте проверим, как вы знаете свой город.

Тест.

  1. Кто глава нашего города?

а) А.Н.Ткачев                                б)В.Л.Евланов

  1. Главная улица города:

а)Красная                                        б)Красноармейская

  1. Какой цвет отсутствует на флаге Краснодара?

а)красный                б)желтый                        в)белый

  1. На какой улице находится наша школа?

а) Тенистая                                б) Тепличная

  1. Как называется округ в котором мы живем?

а)Прикубанский                        б)Карасунский

  1. Какая река протекает в Краснодаре?

а)Лаба                                        б)Кубань

                      5. Итог урока.

Послушайте небольшое стихотворение: (играет музыка)

Веселые песни летят в поднебесье

Благодарят Екатерину за дар.

И нет красивее города в России,

Чем наш родной Краснодар.

- Что интересного запомнили о нашем городе?

- Как вы думаете, какое из названий (Краснодар или Екатеринодар) необходимо оставить?

-А какое событие с нетерпением ждем? (Олимпиада)

-Конечно, мы с вами много беседовали на тему предстоящих олимпийских игр, а в каком городе она будет проходить? (Сочи). Будем ждать от наших спортсменов только побед!

-Сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработали, обменялись идеями. Мы бросили семена новых знаний в благодатную кубанскую почву, и они обязательно дадут достойные всходы и отличный урожай в виде постоянно растущих и совершенствующихся знаний. И я уверена, что вы, опираясь на эти ростки, обязательно прославите нашу землю, вами будет гордиться Кубань.

-А мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные смайлы. Поднимите карточку и покажите мне свои чувства и эмоции, которые получили в течении урока.

Оценки за урок.

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Екатеринодар-Краснодар"

Презентация к открытому уроку кубановедения "Екатеринодар-Краснодар"...

Презентация к внеурочному занятию по кубановедению 4 класс "Екатеринодар-Краснодар"

Презентация к внеурочному занятию по кубановедению 4 класс "Екатеринодар-Краснодар"...