Программа "Будущего первоклассника"
учебно-методический материал по теме
План проведения занимательных занятий с будущими первоклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_budushchego_pervoklassnika.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа будущего первоклассника»
Пояснительная записка
6-7 летний ребенок делает первый шаг из «родительского гнезда». Теперь он уже имеет официальный статус учащегося, осознает его, знакомясь с предоставленными ему правами и возложенными на него обязанностями. Переступив школьный порог, первоклассник ощущает себя выросшим, поднявшимся на новую ступень. Меняется его самооценка. В школе учителя предъявляют к нему определенные требования, соответствующие возрасту, и ожидают от него соответствующего возрасту поведения.
Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу -овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
В набор «школьной готовности» входят мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений. Главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку или карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали.
Данная программа позволяет проверить уровень готовности к школе по некоторым показателям умственного развития. Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности, о которых мы говорили раньше, но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении.
Занятия проводятся в школьном классе, в группе из 7-8 человек
Учебный план «Школа будущего первоклассника»:
3 занятия в день по 25 минут, срок реализации 10 дней. Учебная программа:
> введение в школьную жизнь - 2 часа
> развитие математических способностей - 6 часов
> речевая готовность ребенка к школе - 6 часов
> развитие познавательных процессов - 6 часов
> упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки
- 10 часов
Цель: выявить уровень подготовленности ребенка к обучению в школе. Задачи:
> Создание условий для более успешной адаптации ребенка к школе.
> Снижение риска возникновения трудностей в обучении.
> Формирование положительных эмоциональных установок по отношению к себе и сверстникам.
Расписание занятий
№ п/п | Тема занятий | Содержание | Дата |
1 |
| Игра «Слушай хлопки» «Послушай, что за окном» Назвать картинки «Путешествие по городу» Ориентирование по словесному описанию Тест «Переплетенные линии» | |
2. |
| Игры на выявление величины и формы предметов Тест «Цифровая таблица» Экскурсия по школе Работа в раскрасках | |
3. | * Количественные представления и понятия. Представления о числе. * Различие звуков
| Операция сложения и вычитания «Кто больше увидит и запомнит?» «Внимательные руки» «Закончи слово» Умение различать звуки на слух | |
4. |
| Нумерация Счет предметов в прямом и обратном порядке Счет конкретных предметов | |
Раскрашивание. Цветовосприятие. | «Перекличка-путанка» Четыре стихии «Слушай и исполняй» Умение различать звуки на слух Тест «Закрась фрукты» «Теппинг-тест» | ||
5. | Порядковый счет. * Звуковой анализ слов. Штриховка. | Порядковый счет Цифры. Игры. «Не пропусти профессию» «Разноцветные мячики» «Зеваки» Звуковой анализ слов «Определи звуки» Работа с лекалами | |
6. | Отгадай загадку. Добавь свое предложение. Знакомые и незнакомые фигуры | Загадки об овощах и фруктах Придумывание загадок «Придумай сказку» Звуковой анализ слов Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры» | |
7. | Математические знаки. Танграмм Времена года | Математические знаки «больше», «меньше» Собери по образцу Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры» | |
8. | Угадай сказку. Предложение. Лепка «Лепим фигуры». | • Чтение отрывков из сказок с заданием на внимание • «Найди себе пару» «Закончи предложение» «Правильно услышим и покажем что услышали» Развитие словарного запаса Тест «Лишний предмет» | |
9. | Штриховка. Отгадай загадку. Соотношение понятий. | Рисование узоров и бордюров Загадки о животных «Рыба, птица, зверь» Кто как передвигается? Кто как издает звуки? Кто как ест? Кто чем занимается? Что может сделать это животное? | |
10. | Волшебные ножницы. * Слова в единственном и множественном числе. Рисунок «Дом, в котором мы живем». | Вырезание по прямой и кривой линиям Хор «Смотри на руки» «Много - один» Образование множественного числа имен существительных Согласование прилагательных с существительными Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существующие признаки «Найди лишнее слово» Коллективное творчество | |
Всего: 30 часов |
Список дидактических и методических материалов к учебному курсу
• Карточки - задания для самостоятельных наблюдений.
• Карточки - задания для усвоения материала.
• Викторины.
• Тесты.
• Загадки.
• Загадки с подсказкой.
• Загадки - обманки.
• Рассказы - загадки.
• Метаграммы, анаграммы.
• Развивающие задачи.
• Игры, сказки, ситуации.
• Рабочие альбомы.
• Танграмм.
Рекомендуемая литература для учителей.
• Бескоровайная Л.С. «Настольная книга учителя начальных классов». «Феникс» 2004 г.
• Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» «Знание» 1994г.
• Виноградова Н.Ф. «Беседы с учителем». «Вентана-Граф» 1998 г.
• Кабанова М.Н. «Готовимся к школе». «Нева» 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников
Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...
Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.
В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...
Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»
Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели: вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся 1-х ...
ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников
Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....