Использование здоровьесберегающих технологий
статья (3 класс) по теме

Корж Маргарита Константиновна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Содержит материалы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Корж Маргарита Константиновна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

 средняя общеобразовательная школа №4

Секция «Здоровьесберегающие технологии в образовании» 

Введение:
Объект  - человек.

Предмет исследования – здоровье человека.
Актуальность - повсеместное проникновение средств ИКТ  в образование делает актуальной задачу сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием  компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказаться на здоровье школьников.
Гипотеза – возможно ли сохранить здоровье младшего школьника в процессе обучения, используя новые современные технологии здоровьесбережения?

Целью данного исследования является создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся начальных классов.
Цели и задачи исследования (проекта): доказать, что используя новые информационные технологии возможно сохранить здоровье школьника.
Методы исследования (теоретические и эмпирические).

        Начальная школа – особый период жизни, в котором закладываются  не только базовые предметные знания, но и приобретаются  необходимые навыки правильных поступков и здорового образа жизни. Учебная деятельность – основная сфера образовательной школы, поэтому организация учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения должна быть каждодневной и отвечающей требованиям современной жизни. Повсеместное проникновение средств ИКТ в  образование делает актуальной задачу, сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

    Необходимость обеспечить высокое качество образования на основе сохранения здоровья учащихся и создать условия для их успешной социализации в период перехода к работе в новых организационно-финансовых и информационно-технологических условиях реформирования образования потребовало новых подходов к обучению. Отвечая на главный вопрос исследования, пришлось изучить много методической и научной литературы.

          В нашей школе разработана программа развития школы «Социально-валеологическая модель общеобразовательной школы». Целью нашей программы является расширение доступности и повышение качества образования, которые обеспечивают социальную самореализацию школьника и формирование его самомотивации к творчеству и здоровому образу жизни. Это соответствует социальным и экономическим потребностям общества и личности на основе повышения эффективности деятельности школы по таким критериям как качество, инновационность,  востребованность и экономическая целесообразность.

   При организации учебно-воспитательного процесса учитываются следующие принципы:

  • принцип обучения деятельности (учить деятельности, ставить цели, уметь контролировать, оценивать свои и чужие действия);
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненных ситуациях;
  • принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельности ученика;
  • принцип формирования потребности в творчестве
  • принцип потребности в здоровом образе жизни

 Такой интенсивный путь обучения предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, интерактивные формы обучения, современные образовательные технологии, в. т. числе ИКТ и ЗСТ.

   Меры здоровьесбережения при обучении с использованием средств ИКТ  с одной стороны, прорабатываются учителем с учетом специфики дисциплин и психолого-возрастных особенностей учащихся, с другой стороны, являются неотъемлемым  звеном общей   здоровьесберегающей  среды  школы.

В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды в моём классе  включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и на  практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:

 •  повышение компетентности и уровня знаний педагога в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса; (участие в педсоветах, семинарах,   тренингах, консультациях психолога, прохождение курсовой переподготовки и др.)

  • создание необходимых условий для проведения учебных занятий ( светлый, просторный класс, жалюзи на окнах, ионизатор воздуха, облучатель ультразвуковой бактерицидный, уголок здоровья, конторки Базарного, тренажеры для стоп, тренажеры для глаз)
  • организация    учета    динамики    работоспособности    школьников    во    время    учебно- воспитательного процесса;
  • организация чередования различных видов деятельности                  

(  двигательная активность во время перемен, физминутки на уроках, гимнастика для глаз, зарядка для учащихся 1 смены)

  • организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса 
  • Занятия спортом: посещение секции футбола, лыжной секции, дзюдо, плавание, гимнастика. Танцевальные кружки в школе и ЦДОД.
  • Посещение театра, цирковых представлений ( стараемся не пропускать), музея, выставок, библиотек – все это благоприятно влияет на  эмоциональное состояние школьников.
  • проведение « Тропинки здоровья»
  • проведение праздников « Путешествие в страну здоровячков»
  • проведение уроков на природе,  в парке
  • проведение акций « Нет – наркотикам!», « Мы за здоровый образ жизни»
  • посещение фитоцентра «Прасковья» 

Заниматься профилактикой здоровья ученикам нашего класса помогали работники фитоцентра « Прасковья». На родительских собраниях врач фитоцентра  читала лекции о профилактике здоровья, проводились беседы и индивидуальные консультации с родителями учащихся. Заключили соглашение с директором фитоцентра и была проведена благотворительная акция  по оздоровлению учащихся моего класса.

Каждый школьник осмотрен врачом, проведена компьютерная диагностика психологом Чистяковой С.А.. В качестве диагностического метода использовался регистратор оценки функционально-эмоционального состояния человека. На протяжении двух недель по согласию родителей 22 ученика посещали фитоцентр, где принимали ингаляции ( дышали лечебными травами), после чего пили ароматный фиточай с медом. 10 ребят оздоравливались в фитопаросаунах ( кедровых бочках). В конце всех процедур учащиеся снова были обследованы на регистраторе оценки РОФЕС ТМ. Результаты превзошли ожидания. Ребята не болели гриппом и ОРВИ, стали более спокойными, эмоционально-уравновешенными, улучшилась память и внимание, на щеках появился румянец, улучшился аппетит,  настроение, стал крепким сон, пропала утомляемость на уроках.

  •  организация питьевого режима в школе

В литературе приводятся результаты научных исследований, которые доказывают, что вода – идеальное природное лекарство от многих заболеваний, для профилактики которых рекомендуется регулярно употреблять достаточное количество воды. При современном стиле жизни дети привыкают к искусственным напиткам : газированной воде, кока-коле, сокам. Эти напитки не в состоянии удовлетворить потребность в воде. Наша задача научить детей регулярно употреблять чистую воду. Это один из важных факторов здорового образа жизни и заботы о своем здоровье.

Наши деды и прадеды пили воду прямо из колодца, т.е. воду, не потерявшую магнитные свойства Земли. Вода, прошедшая по трубопроводам, не только содержит железо в виде ржавчины, но и теряет свои магнитные свойства.   Её многие называют « мёртвой». Поэтому многие семьи пользуются фильтрами для очистки воды.

На уроках окружающего мира, изучая строение человека и его внутренние органы, я рассказываю детям о пользе воды. Вода- растворитель, играет огромную роль в обмене веществ.  Когда в организме недостаточно воды, он протестует: появляются головные боли, нервные явления, неспособность сосредоточиться. Причина нашей усталости -   дефицит воды в организме. Учитывая все это, предложила родителям обратить внимание на питьевой режим школьников. Покупаем воду в бутылках и с большим удовольствием пьем на каждой перемене.

  • организация правильного питания и витаминизация   Человек – биологическая система, живущая по законам вселенной. Производство рафинированных продуктов снижает содержание естественных витаминов, которые обеспечивают нам активную жизнедеятельность. Не секрет, что в продуктах питания   повышено содержание ядовитых веществ (нитраты, нитриты, пестициды, соли тяжелых металлов, радионуклиды). С продуктами в организм также попадают паразиты ( глисты, бактерии, вирусы) , которые накапливаются в организме и разрушают его. В связи с этим качество питания детей требует повышенного внимания. Для правильного формирования детского организма, психоэмоционального статуса, умственных возможностей, иммунитета в ежедневный рацион питания необходимо включать витаминно-минеральный комплекс, адаптированный к детскому питанию.
  • Организация  работы  волонтеров, в этом году делали первые шаги.

Выступление перед учащимися 1,2 и 3 классов. Сейчас показываем сказку С.В.Михалкова «Как медведь трубку курил» с презентацией о вредных привычках.

Уроки здоровья « Дружи с водой», « Глаза- главные помощники человека», « Почему болят зубы», « Режим дня», « Правила безопасности на воде», « Осторожно - гололед», «Вредные привычки» и другие.

  • Выпуск листков здоровья для родителей

 Одним из примеров интерактивного урока  можно привести урок – проект «Вредные привычки». В итоге урока был выпущен листок – памятка о вредных привычках и каждый ученик получил ее.  

Все это благоприятно влияет на здоровье школьников.  

   Фомирование теоретической модели здоровьесберегающей среды класса и отдельный детальный учет в ней особенностей сохранения здоровья школьников в процессе обучения с использованием средств ИКТ позволяют не только очертить круг возникающих при этом проблем, но и выработать общие и частные рекомендации и технологические шаги.

К таким шагам, в первую очередь, следует отнести:          

  • перспективное  планирование  развития  здоровьесберегающего  сопровождения  учебно- воспитательного процесса;
  • анализ    и    план   действий    по   организации    здоровьесберегающего    сопровождения деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ;
  • организацию контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведении занятий с использованием компьютерной техники;
  • организацию   системы   контроля   за   соблюдением   рационального   сочетания   учебной  деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ;
  • создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования учащихся и родителей;
  • совершенствование содержания  и  методов  обучения,   проводимого с использованием средств ИКТ, путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;
  • изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.

                                             

   Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

   Проведя анализ медицинских карт и беседы с родителями детей, поступивших в школу, я выяснила, что, еще, будучи дошкольниками дети уже имеют серьёзные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться  и стать причинами, вызывающими трудности в обучении:

Дети с 3 группой здоровья 3%

Часто болеющие дети     52%

Нарушение осанки          33%

Нарушение зрения          19%

Дефекты речи                  30%

Хронические заболевания

  Проблема:

Здоровые дети.                  

Учитывая сложившееся положение, я – как классный руководитель  разработала программу «Здоровье», мероприятия которой направлены на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.

Разделы программы:

  • Самопознание
  • Я и другие
  • Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
  • Питание и здоровье
  • Основы личной безопасности и профилактика травматизма
  • Культура потребления медицинских услуг
  • Полезные и вредные привычки
  • Цель: научить детей бережно относиться к собственному здоровью;

           применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

«Посеешь поступок- пожнешь привычку; посеешь привычку- пожнешь характер; посеешь характер- пожнешь судьбу».

 Задачи:

- использовать здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья

  младших школьников на уроках и внеурочное время;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и проводить профилактику    

  вредных привычек у младших школьников;

- формировать ценностную ориентацию младших школьников на здоровый образ

   жизни, готовность ребенка к ее реализации в своей жизнедеятельности;

- формировать у учащихся и их родителей необходимый уровень грамотности  по  

  вопросам здорового образа жизни;                                                              

- развивать потребность в занятиях спортом и необходимости строгого соблюдения

  режима дня;

- проводить мониторинг диагностики здоровья и физического состояния учащихся.

Участники программы « Здоровье»:

Учащиеся и родители, психолог, логопед, медицинский работник, учитель, учителя-предметники.

В школе работают психологи, которые дают заключение о психологических аспектах здоровья каждого ребенка и рекомендации по его улучшению. Учитель физкультуры способен точно оценить физическое здоровье и дать свой совет. Социальный педагог оценивает уровень социального здоровья. Родители приносят информацию о жалобах своих детей на соматические проблемы, реакции на школьные нагрузки, оздоровительные воздействия, которые предпринимаются школой. Объединение всей этой информации позволили мне  оценить здоровье школьников.

Ожидаемые результаты:

Здоровый образ жизни младшего школьника представляет интегративную биосоциальную характеристику личности школьника. Программа включает в себя знания и представления о здоровье, как жизненной ценности человека, о ЗОЖ, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе.

Показатели результативности программы:

- снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний;

- отсутствие увеличения количества учащихся с нарушением зрения и осанки;

- исправление дефектов речи;

- увеличение числа учащихся занятых в спортивных секциях и танцевальных кружках;

- отсутствие вредных привычек.

Индикаторы:

- соотнесение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний

  ( по сравнению с прошлым годом);

- соотнесение результатов медицинских осмотров;

- заключение логопеда;

- соотнесение числа учащихся занятых в спортивных секциях и танцевальных кружках;

- результаты тестирования.

 

В третьем классе я провела анкетирование учащихся в форме игры « Цветик – самоцветик ». Дети должны были выбрать лепесток более значимый для себя. Многие отдали предпочтение здоровью.

Результат показан  на слайде в виде диаграммы.

 Насыщая учебные программы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и использованием различных средств ИКТ, нельзя  забывать о возможностях ученика, его физических и психических характеристиках.

Результатом исследовательской деятельности является система здоровьесбережения  в моём классе. Создание  этой системы здоровьесбережения,  увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ - подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями, создание условий для становления каждого ученика, т.е. развитие его познавательных интересов более рациональным путем; формирование умения решать поставленные учебные задачи в сотрудничестве и более оптимально с помощью ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Список литературы.

  1. Губа В.П., Гапеев В.И., Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. – М., 2005. -224 с.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры. Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 -11 кл.: Метод. Пособие. – 2-е изд.. стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 176 с. – (Библиотека учителя).
  4. Лях В.И.. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, 2004 г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...