Внеурочная деятельность
рабочая программа (2 класс) по теме

РОМАШКА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Программа по внеурочной деятельности " Оригами и геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_i_geometriya_2klass17chasov.rar26.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»                                       «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель директора                           Директор МБОУ СОШ №7

МБОУ СОШ №7                              по УВР МБОУ СОШ №7                        ЗАТО Углегорск

ЗАТО Углегорск                              ЗАТО Углегорск                                             __________Зенина М.В.

__________________                      ____________________                          Приказ №_________

Протокол №__                                «__»__________2013  г.                           от «__»_________2013  г.

от «__»________2013  г.

Программа по внеурочной деятельности

« Оригами и геометрия»

во  2а классе

Ромашка Елена Владимировна

ЗАТО Углегорск

2012/2013 учебный год

Программа "Оригами и геометрия" для учащихся 2-х классов

Пояснительная записка

         Рабочая программа  «Оригами и геометрия»  составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми 2-А класса, обучающихся по ОС « Школа 2100» и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.

         ОС « Школа 2100» предполагает изучение блока по геометрии, на который для моих учеников определено недостаточное количество часов.

Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Курс «Оригами и геометрия» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель программы:

  • Дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,
  • Научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
  • Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического    вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Задачи программы

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

       

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

К концу обучения дети должны

знать:

  • виды бумаги и правила работы с ней;
  • обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
  • базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)

уметь:

  • различать виды бумаги;
  • разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
  • определять виды геометрических фигур;
  • конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Содержание курса

 Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.

Примерное планирование занятий

Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий "прямая", "ломаная", "горизонтальная", "вертикальная" и "наклонная" линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.

Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках.

Тема 4. Квадрат. Квадрат Ф.Фребеля. Сложение квадрата. (1 час) Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата.

Тема 5. Складывание пятиугольника. (1час) Знакомство с пятиугольником. Способы складывания пятиугольника.

Тема 6. Складывание шестиугольника. (1час) Знакомство с шестиугольником. Способы складывания шестиугольника.

Тема 7. Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. (2 часа)

Знакомство с условными обозначениями. Базовые формы оригами: блин, водяная бомбочка, квадрат, бумажный змей, рыба, вертушка, стол, дверь, птица, лягушка.

Тема 8. Домик. Композиция "Деревня". (1час) А.Барто "Домик". Сгибание заготовки дважды. Вкладывание внутрь боковых треугольников (крыша). Создание композиции "Деревня".

Тема 9. Собачка. Композиция "Собачка около будки". (1час) Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков "Мой щенок". Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.

Тема 10. Котята. (1 час) Беседа о кошке. Рассказы детей о своих домашних животных. После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.

Тема 11. Цветы. Разнообразие цветочного мира. (3 часа) Беседа о разнообразии цветочного мира. Составление рассказа-описания по картинке о цветке. А.Барто "Цветочки". Тюльпан. Цветок ириса. Гвоздики. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Вкладывание согнутого угла снизу внутрь, небольшая раздвижка боковых острых концов в стороны.

Тема 12. Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. (1 час) Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. А.Барто "Воробей". Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу.

Тема 13. Петушок и курочка. (1 час) Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва и хвоста.

Тема 14. Стакан. Тарелочка. (1 час) Беседа о посуде и её значении в жизни человека. Базовая форма двойной треугольник. Отгибание острых углов.

Тема 15. Лебедь. II варианта складывания. (1 час) Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Два варианта складывания лебедя. Базовая форма "воздушный змей". Вытягивание острого угла наружу.

Тема 16. Аквариум. Рыбки. II варианта складывания. (1 час) Русская народная сказка "По щучьему велению". Два варианта складывания рыбок. Сложение двойного квадрата. Складывание заготовки пополам. Отгибание правого верхнего угла назад от сгиба снизу, верхнего угла в середину, левого угла назад.

Тема 17. Краб. (1 час) Рассказ учителя о крабах. Сгибание сторон от углов и закладывание их прослоено внутрь (после сгибания квадрата дважды пополам и вкладывания).

Тема 18. Жираф. Слон. Белка. Олень. Белый медведь. Композиция "Зоопарк". (1 час)

Дикие животные. Рассказ учителя о каждом животном. Сгибание сложных углов и вкладывание частей. Складывание углов (дважды) к долевому сгибу.

Тема 19. Обобщение изученного за год. Выставка работ учащихся. (1час)

Тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Кол.ч

14.01

Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги.

1

21.01

Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные.

1

28.01

Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник.

1

4.02

Квадрат. Квадрат Ф.Фребеля. Сложение квадрата.

1

11.02

Складывание пятиугольника.

1

18.02

Складывание шестиугольника.

1

25.02

4.03

Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения.

2

11.03

Домик. Композиция "Деревня".

1

18.03

Собачка. Композиция "Собачка около будки".

1

1.04

Котята.

1

8.04

Цветы. Разнообразие цветочного мира.

1

15.04

Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. Композиционные решения.

1

22.04

Петушок и курочка.

1

29.04

Стакан. Тарелочка.

1

6.05

Лебедь. II варианта складывания.

1

13.05

Аквариум. Рыбки. II варианта складывания.

1

20.05

Краб.

1

27.05

Композиция "Зоопарк". Обобщение изученного за год. Выставка работ.

1

19

Список литературы:

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
  4.  Занимательная геометрия, 2006. Обучающие мультфильмы  Берг Саунд
  5. Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома.2011.Центрполиграф.

                       Интернет ресурсы:

                     http://stranamasterov.ru

                     http://www.encyclopedia.ru/

                     http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....