Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Внеурочная деятельность, кружок «Волшебная бумага», 2 класс

Тема занятия: Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.

Цель: создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой  росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_bumaga.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Наделяева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, БОУ СОШ №1 ст. Динская

Внеурочная деятельность, кружок «Волшебная бумага», 2 класс

Тема занятия: Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.

Цель: создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой  росписи.

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта; учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные: воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать,  аккуратность,  активность,  культуру труда.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, технологические карты, шаблоны посуды, флеш-ролики с этапами изготовления посуды, ножницы, клей, шаблоны с элементами орнамента.

Форма организации работы: групповая

Тема

Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда.

Цель работы

Создание бумажных сервизов в технике хохломской, гжельской и городецкой  росписи.

Планируемый результат

Предметные умения 

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла, используя материалы разных источников и собственный опыт. Совершенствовать технологию выполнения аппликации.

Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания  росписи.

Составлять композицию в соответствии с тематикой.



УУД

Личностные: проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий; осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом  и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала;

анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия, выделять этапы работы; наблюдать и выделять особенности различных росписей; организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; контролировать,  корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.

Познавательные: анализировать изображение орнамента; выделять особенности оформления изделий, выполненных в разных техниках, сравнивать виды народных промыслов.  

 Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах; формулировать собственное мнение; строить понятное высказывание; согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению; верно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИЗО (знакомство с декоративно прикладным познакомить с разными стилями и видами росписи)

Окружающий мир (знание и применение правил техники безопасности).

Русский язык (обогащение словарного запаса учеников).

Фронтальная, в  группах, индивидуальная.

Компьютер, презентация к уроку, технологические карты, шаблоны посуды, флеш-ролики с этапами изготовления посуды, ножницы, клей, шаблоны с элементами орнамента.

I этап. Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Работа с картоном и бумагой. Народные промыслы России. Посуда»







5 минут


-Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

-Ребята, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Что вы чувствуете, держа друг друга за руки?

-Как вы думаете, эти качества могут пригодиться нам для работы?

Подумайте, а какие умения могут понадобиться нам для успешной работы?

-А еще исстари говорили: «Где хотенье, там и уменье!»

-Садитесь!

-А теперь  оглянитесь, вокруг, улыбнитесь! Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! А чем принято встречать гостей на Руси?  

-А чем ещё можно угостить людей, спешащих  к нам, после долгой дороги?


-А всё ли есть у нас для встречи дорогих гостей? Чего не хватает?

-Как всё это называется одним словом?


-Верно. Кто же догадался, почему заговорили сегодня о посуде? Вспомните, какое изделие мы изготовил на прошлом занятии и для чего оно служит? Как называется техника росписи подноса?







-Тепло,  поддержку, уверенность, что рядом друзья.

-Да


-Терпение, аккуратность, усидчивость, старание, внимательность…




-Хлебом -солью


-Напоить чаем



Варианты детей.


-Посуда.




Жостовская роспись


II этап. Учебно-познавательная деятельность. Вхождение в ему проекта. Расширение знаний об окружающем мире.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания.

Диагностические задания.

Цель: актуализировать знания учащихся о разных видах росписи








5 минут

 -А существуют ли другие виды росписи, кроме Жостовской

-Верно. Мы продолжаем наше путешествие по городам и сёлам России, чтобы изучать разные виды художественных промыслов.

-Сегодня вы попробуете себя в роли мастеров. Для этого я приглашаю по одному представителю от группы, который и выберет задание для своей группы, отгадав загадку.



Гжель, Хохлома, Городецкая роспись…







Представители от каждой группы подходят к доске, выбирают листок, отгадывают загадку (с обратной стороны листа - отгадка для самопроверки), получив задание, идут к своей группе.  

1. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ….
Хохломой.

2. Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись... Г
жель

3. Ярко красками горя,

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Что же это за узоры

Тонко вывела рука? …   Городецкие

                                                                                                  III этап. Выполнение изделия

                                                                                                   1. Составление  плана работы

Цель: вхождение в проблему, выдвижение идей, составление плана действий.











7 минут




















Цель – формировать у учеников умение анализировать ход работы по изготовлению посуды

-Каждая группа  получила папку с названием того вида промысла, который они будут сегодня изучать более подробно. Опираясь на эти папки, вам нужно составить краткое сообщение о своём виде промысла. Кроме этого, у вас на столах стоят ноутбуки, где вы сможете просмотреть процесс изготовления изделий, а увиденные этапы работы заполнить в таблице. Для этого каждая группа должна разделиться и решить, кто какую работу будет выполнять. Приступайте.. Не забывайте о правилах работы в группах.























-Прошу представителей каждой группы кратко рассказать о своём виде промысла.

-Молодцы!

-А можем ли мы воспроизвести все эти этапы в классе? Из  чего мы можем сделать посуду и как?  

Посмотрите на файлы с заданием, как думаете, что будем делать сначала, что потом?

-Какой план работы мы можем составить?

-





Физминутка




I. Первая часть каждой группы, просмотрев  информацию в папке, составляют краткое сообщение в виде задания «Закончи предложение».

  1. Название происходит от…….
  2. Основные цвета в росписи: ….
  3. Главные элементы росписи:…
  4. В этой технике расписывают: …..


II.  Вторая часть группы, просматривая ролик, заполняет таблицу : «Этапы изготовления посуды»

 1.Гжель.

-Нанесение рисунка

-Покрытие глазурью

-Обжиг в печи

2. Хохлома

-Грунтовка жидкой глиной

-Сушка

-Грунтовка олифой. (-Что это?)

-Сушка

-Грунтовка алюминиевой пудрой

-Нанесение рисунка.

-Покрытие лаком

-Сушка

3. Городецкая роспись

-Грунтовка (покрытие краской)

-Нанесение рисунка.





Ребята выдвигают идеи по созданию посуды.



Дети высказывают своё мнение, этапы, одобренные всеми, фиксируются на доске. Далее каждая группа получает лист с планом действий.



2. Изготовление объектов сервиза по плану

Цель: формировать у учеников умение работать с бумагой; составлять композицию в соответствии с тематикой




13 минут


1.Под руководством учителя выполняют работу по  составленному плану.






Учащиеся вспоминают правила работы в группе.



Ребята выбирают необходимые для их росписи элементы, вырезают, составляют узор, приклеивают.

IV этап. Защита проектов.

Цель: демонстрация выполненной работы, представление результатов.






6 минут

Каждая  группа выходит к доске и представляет свою работу.

  1. Как называется ваш сервиз?
  2. Какой орнамент использовали?
  3. Какие трудности возникли при её изготовлении?  
  4. Где можно использовать ваше декоративное украшение?  Для чего?


-Молодцы, ребята! Такие замечательные сервизы у нас получились.

У каждого из вас на столах есть индивидуальные листы, заполните их , оценив свою работу в группе.

-Спасибо вам за работу, за хорошее настроение.

 Теперь,  я думаю, и гостей наших пора пригласить выпить чаю .


Защищают свои работы ответственные в группах.





Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....

Презентация "Народные промыслы России"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и окружающего мира...

Народные промыслы России 18 века

Материал подготовлен к уроку. Оформлен в виде презентации. Может быть использован и на классном часе....

Народные промыслы России.

Классный час из серии мероприятий патриотической направленности....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Урок технологии 1 класс.по теме "Работа с картоном и бумагой. Оригами. Гриб".

Урок технологии   "Работа с картоном и бумагой . Оригами. Гриб"  в 1 классе. На уроке дети знакомятся с названиями грибов их видами.  а затем коллективно выполняют  вместе с ...

Конспект урока по технологии "Издательское дело. Профессии. Работа с картоном и бумагой" (4 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории и процессе издательского дела; освоение умения анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между его строением и деталями; с...