Стили семейного воспитания
консультация на тему
в статье рассказывается о взаимоотношениях между родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили семейного воспитания
Целью работы является установление взаимосвязи между стилями семейного воспитания и формированием личности учащегося.
Задачи работы:
- классифицировать стили семейного воспитания;
- выявить черты характера учащегося, доминирующие в личности, как результат семейного воспитания;
- определить методы воспитательного воздействия на ученика, корректирующие негативные черты его характера, формирующегося в результате семейного воспитания.
Методами исследования выступают наблюдение и интервьюирование учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
Введение
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каких типах личности заинтересовано государство. Этот вопрос на протяжении многих веков изучали многие ученые.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Это поможет ему определить, как складываются отношения в семьях детей, какие существуют методы поощрения и наказания в той или иной семье, как относятся родители к ребенку.
В психологической литературе выделяют следующие типы семейного воспитания:
-попустительский;
-состязательный;
-рассудительный;
-предупредительный;
-контролирующий;
-сочувствующий;
- гармоничный.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- темперамент родителей;
- традиции семьи, в которой воспитывались родители;
-литература и интернет-сайты, которые читают родители;
-общение родителей между собой;
- их уровень образования.
На протяжении своей 20-летней педагогической деятельности, я наблюдала разные типы семейного воспитания моих учащихся и, по моему мнению, эта классификация достаточно полно соответствует педагогической практике. В данной работе не будут рассмотрены неблагополучные семьи. В моей практике они встречались, но хочется рассмотреть традиционные типы семейного воспитания. Рассмотрим характеристику каждого из выделенных типов.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Родители с раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Родители в таких семьях очень часто заняты своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. Такие родители нередко используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он при этом не мешал. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя у детей таких качеств, как угодничество, лень, подхалимаж. В таких семьях родители демонстрируют образцы двуличного отношения с окружающими, обсуждают при детях других людей, и по мере взросления ребенка – вместе с ним. Дети из таких семей часто соблюдают правила приличия, но у них много тайн «за семью печатями», они все время настороже. По результатам исследований педагогов-психологов при поступлении в 1 класс, такие дети чаще всего имеют низкий уровень развития интеллекта, но он может улучшиться в процессе обучения.
В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать. Они не любят ни умственный, ни физический труд. Дети такого типа очень быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы, недобросовестно относятся к поручениям учителей и различным обязанностям. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат – оценка. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Учащиеся такого типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс обучения, но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Дети конформного типа воспитания плохо реагируют на любую критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинить кого угодно, только не себя. Зачастую манера поведения таких детей приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным.
Педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, классный руководитель не дает возможности ему проявить себя. На самом же деле ребенок сам игнорирует предложения педагога и класса, критикует все, что делается, взамен не предлагая ничего. Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос нормальным человеком».
Классный руководитель таких учащихся должен:
- вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка;
- обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
- давать возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
- создавать ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
-проводить консультации для родителей с привлечением специалистов;
-привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей.
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает и материальное поощрение. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов ребенка родители записывают его в различные кружки и секции, порой, не спрашивая желания самого ребенка заниматься тем или другим видом деятельности. Такое разностороннее развитие связано не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Им очень хочется заявить, что их ребенок вундеркинд. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего возраста во многих видах внеурочной деятельности приводит к проблемам с его здоровьем и хронической усталости. В воспитательном воздействии на ребенка родители используют и поощрение, и наказание. В своей любви родители часто не обращают внимания на психологические особенности ребенка. Они не терпят также обидчиков ребенка, вступают в конфликты с учителями, детьми и родителями детей. В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка. Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, чтобы научить родителей таких детей видеть сильные и слабые стороны своего чада, адекватно на них реагировать и исправлять их. Учащиеся такого типа могут учиться «на отлично», постоянно демонстрировать эрудицию и способности, поэтому им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. Их привлекает результат, они берутся за любые дела в классе, лишь бы быть первым. Такие учащиеся глубоко переживают ошибки и промахи. Очень развитой у них является волевая сфера, они любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадет под их зависимость. При этом они могут быть очень дисциплинированы. Их характерные качества: самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, демонстрация собственных возможностей. Создавая ученику в коллективе условия для проявления его лидерских качеств, классный руководитель должен помочь ему проявлять эти качества, но без ущерба для всех. Все ситуации негативного свойства должны анализироваться вместе с учеником в спокойной обстановке, вне публичного обсуждения в коллективе, т.к. эти дети очень болезненно реагируют на критику в свой адрес, особенно если она исходит от ребят, которые составляют им здоровую конкуренцию.
Родителей таких детей необходимо информировать о достижениях ребенка и доброжелательно указывать им на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения. У учащихся необходимо формировать критическое осмысление своих поступков в различных ситуациях, культуру общения с детьми и взрослыми. Постановка таких учащихся перед выбором между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от них принятия справедливого решения, будут способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера. Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в классе таких мероприятий, которые будут формировать у школьников умение сопереживать, поддерживать другого.
В работе с такими учащимися учителя должны:
- не оставлять без внимания негативные факты, связанные с поведением таких учащихся;
-знакомить, не преукрашивая и, не преувеличивая, родителей таких учащихся с результатами деятельности их детей;
-готовить такие мероприятия внеклассного характера, в которых смогут проявить себя и другие;
-формировать такие качества характера как умение сопереживать, проявлять толерантность, уметь быть добрым, проявлять чувство благодарности к другим людям.
- использовать мероприятия, способствующие преодолению сарказма, иронии, неприятия человека.
РАССУДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают возможность приобретать личный опыт путем собственных ошибок и проб. Они исключают окрики и упреки; считают, что его активность найдет естественный выход. Здесь нет принудительных мер и физического наказания. Ребенок в такой семье сам может выбрать себе деятельность по душе, а родители лишь дают совет. Отношения в семье теплые и добрые. Родители заботятся о том, чтобы достоинства ребенка не принижались, но и любят похвалу в его адрес. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности. Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в классных мероприятиях, а дети привыкают уважительно относиться к взрослым. Если ребенок совершает плохой поступок, родители не спешат с наказанием, дают возможность осознать свой поступок и помогают в этом. Ребята в таких семьях вырастают любознательными, самостоятельными, умеющими работать без понуканий, активными. Они уже в начальной школе осведомлены об окружающем мире, у них сформирована положительная мотивация. Но им иногда трудно приспособиться к школе и учителям, если там авторитарный стиль управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному стилю общения, там считаются с их мнением. Поэтому педагогам в общении с такими детьми необходимо учитывать эту особенность.
В организации работы с такими детьми необходимо учитывать:
- своевременное информирование родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;
- рекомендации родителям анализировать ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать соответствующие решения;
-стимуляция интересов и мнений детей, их инициативы.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности, одной из причин которого является болезненность ребенка, второй – особенности характера родителей. По причине частых (мнимых и реальных) болезней ребенка родители становятся чрезвычайно мнительными и неправильно реагируют на любое проявление его нездоровья, чем ребенок часто пользуется. Родители по любой жалобе ребенка не оставляют его без внимания и опеки. Они сами решают, что ему в данный момент интересно, в какие игры играть, , т.е. сами регламентируют его поведение. Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они сами боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка. С раннего детства родители стараются оградить своего ребенка, от каких бы то ни было, наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Подросток в такой семье требует (или просит) материального стимулирования, обещая повиновения и послушания. Родителям очень удобно, что их ребенок находится под таким надзором и считают, что «болезни кризиса и роста» обойдут их семью стороной, что их ребенок не испытает никаких трудностей, особенно если они сами их в жизни испытали. Часто родители считают других людей источником неприятностей для своих детей. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боль, а у детей формируется ситуативная мораль: попадая в ту или иную социальную группу, они следуют ее нравственным принципам, слепо доверяют чужому мнению. У таких детей уже в начальной школе наблюдаются проблемы с учебной деятельностью. Их способ мышления – от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал, если он подается в виде наглядного образа или примера. В общении со сверстниками такие дети иногда безразличны, любят «наушничать», и могут предать товарища, если им это выгодно. Однако если их поддержать в трудную минуту, они будут благодарны и сделают все для товарища. Особенностью детей инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность. Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к удовлетворительным результатам. У них присутствует нежелание выполнять домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Отдаленные результаты их не привлекают, им нужен незамедлительный результат. Они довольно прагматичны: предполагая успех (скорее выгоду), выполнят любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, а если их что-то заинтересует, будут этим заниматься кропотливо и с удовольствием. В детском коллективе на лидерство не претендуют, ведомы. Им не свойственна самокритичность, обвиняют в неудачах других, часто к критике безразличны. Отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность действовать «по указке». Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность. Классному руководителю необходимо:
- изучить ситуацию в таких семьях;
- поручать задания, требующие инициативы и самостоятельности;
-поддерживать любое начинание;
- привлекать к работе в творческих группах;
-беседовать с учащимся о мотивах поведения.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
- ребенок воспитывается не родителями;
- сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою;
-родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях родители диктуют ребенку, что и в каких ситуациях ему делать (с кем дружить, что надевать и т.д.), там используется метод наказания: командный тон, крик, физическое насилие. Родители оправдывают это тем, что в их семьях было также. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки, но хорошо знают свои слабые стороны и не знают сильные. Родители должны увидеть и отметить положительный поступок ребенка, но часто этого не происходит. Они, желая показать свою степень превосходства над ребенком, считают его мнение глупым и неуместным и часто говорят: «Яйца курицу не учат». Родители иногда демонстративно наказывают своих детей, считая, что их ребенок вырастет высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Но исследования показывают, что такие дети могут стать неадекватными и принимать форму защитных реакций. У таких учащихся возникают проблемы с учебой. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они не умеют творчески мыслить, боятся сделать ошибки, хотя и могут обладать творческим потенциалом, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности. Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны. Если у них что-то не получается, они могут уничтожить все, что связывало их с работой и больше никогда к ней не возвращаться. Им непременно нужна ситуация успеха, иначе они не захотят больше ходить в школу. У таких детей, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к изолированности в классном коллективе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку или слезы. Педагог должен быть наблюдательным с детьми такого типа. Из положительных качеств присутствуют добросовестность, стремление прийти на помощь близким людям. У таких детей преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
Классному руководителю необходимо
- демонстрировать положительную динамику таких детей;
- повышать самооценку детей в глазах родителей;
- помогать учащимся продвигаться в собственном интеллектуальном развитии;
-ставить посильные задачи и предъявлять обоснованные требования.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертный социально-психологический тип личности, и часто основан на отсутствии материального достатка в семье, плохих бытовых условиях или отсутствии в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего возраста предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что он рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность. Дети очень жалеют своих родителей, что им приходится много работать, и замыкаются на семье и ее жизни. Они становятся малоактивными, безынициативными, не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков быстрее попасть домой. Ведь родители стараются оградить их от переживаний и огорчений, не рассказывают о своих проблемах, не используют наказание. Кажется, что такие дети лишены эмоций, но это не так. Просто ребенок живет в своем мире и много внимания уделяет наблюдению за людьми, что формирует у него организованность и ответственность. Они застенчивы и стыдливы, в общении осторожны, разговаривают тихим голосом, на уроках отвечают неуверенно, хотя могут знать многое. Зачастую они занижают свои способности, но поставив перед собой какую-то жизненную цель, всегда добиваются своего. В начальной школе детский коллектив для них имеет маловажное значение, но с возрастом приобретают друзей, и такая дружба может длиться долгие годы. Такие учащиеся уважительно относятся к людям, думают, как их поступки могут отразиться на других, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации, не переносят критику в свой адрес, но при этом самокритичны. Они чутки и ранимы, терпеливы и исполнительны, вежливы и уравновешены. Из всех типов личности, такие дети самые волевые. Классному руководителю следует
- оградить их от насмешек сверстников;
- демонстрировать их личностные и учебные достижения и укреплять их положение в коллективе;
- не проявлять к ним жалость;
-создавать ситуации, способствующие проявлению их инициативы.
Гармоничный стиль семейного воспитания
Суть гармоничного стиля воспитания заключается в самом названии и формирует гармоничный тип личности. В таких семьях ребенок всегда желанный, воспитывается и растет в дружелюбной обстановке. Ребята в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки, проявляют чуткость и внимательное отношение к просьбам взрослых. Они умеют верно дружить, всегда говорят правду, открыто делятся со своими проблемами, не скрывают истинных чувств. На всех уроках они активны, проявляют себя, но у них есть проблемы с желанием творить. Дети не боятся брать слово и держать его. Их самооценка всегда адекватна. Конфликтные ситуации не пытаются решить с позиции силы. Иногда такие дети могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на замечания реагируют разумно и стараются больше не совершать ошибок. Этим учащимся свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, искренность, вежливость, реальность оценки своих возможностей. Самокритичность и настойчивость в достижении целей.
Классному руководителю следует:
- вести разговор с такими детьми на равных, исключая угрожающий и приказной тон;
-указывать на его недостатки, не унижая его достоинство;
-четко определять перспективы развития его личности;
-формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;
- демонстрировать результаты его продвижений для самого себя и других людей.
Заключение
Результаты курсового исследования показали, что существует чёткая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и формированием доминантных черт личности учащегося. В современных условиях школа должна обеспечить каждому учащемуся возможность построить индивидуальную траекторию обучения и развития. Значительную роль в этом играет начальная школа и, в частности, классный руководитель, учитель начальных классов. Именно учитель начальных классов особенно тесно взаимодействует с семейным окружением своих учеников и обязан учитывать разницу стилей воспитания учащихся, с тем, чтобы наиболее эффективно организовывать с ними учебный процесс и внеурочную деятельность, а также проводить коррекцию поведения воспитанников. Этим объясняется актуальность избранной темы курсовой работы.
Список используемой литературы
1.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов педагогических заведений/ сост. Л.В.Ковинько. М., 2000
2. Работа с родителями: сборник статей./ Под общ. ред. М.П.Осиповой, Г.А.Бутрим. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
3.В.С.Селиванов Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2000
4. И.В.Гребенников. Воспитание климата семьи. – М., Знание, 2001.
5. Н.И. Дереклеева. Новые родительские собрания. 1-4 классы, М., ВАКО, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " стили семейногго воспитания". Будет интересны родителям, учителям....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " Стили семейногго воспитания". Будут интересны родителям, учителям....
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...
Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Содержание Введение 3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...
Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....