"Школа будущего первоклассника"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к дошкольному образованию. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации дошкольного образования. Появилось много образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одной из таких форм является школа будущего первоклассника.
Эта программа призвана дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы. От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Такие дети часто мало инициативны, не стремятся к творчеству, у них затруднено общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ребенок готов к обучению в школе, если он достиг уровня физического, интеллектуального и социального развития, который помогает им выполнять требования школы и осваивать учебные предметы.
Основными целями создания программы «Школа будущего первоклассника» в нашем учреждении являются:
- Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей;
- Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных задатков детей;
- Подготовка детей к обучению на начальных ступенях образования.
Данные цели определяются следующими задачами:
- Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу
- Помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе;
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу;
- Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- Формировать интеллектуальную готовность, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка;
- Содействовать формированию волевой готовности, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью;
- Личностная, социально – психологическая, эмоциональная готовность к школе.
Принципы организации занятий:
- Образовательный процесс строится на основе баланса свободной, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми
- Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера – участника.
- В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
- Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
- Гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа)формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
- Дифференцированный временный режим для разных видов совместной деятельности.
При организации работы с детьми в нашем учреждении реализуется и программа психологического сопровождения дошкольников.
Основными направлениями деятельности психолога в группе являются:
- Ритмичные, систематические проведения психологических занятий, ориентированных на раскрытие, понимание и адаптацию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;
- Информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей, их активности, успешности на психологических занятиях;
- Вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;
- Изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности ребенка.
Тематическое планирование по математике и развитию речи
(1 ч в неделю 36 ч в год)
Занятие 1. Звук и буква А. Знакомство с буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе.
Счет предметов. Числа от 0 до 3. Цифра 0. Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо цифры 0 (пустое множество).
Занятие 2. Звук и буква М. Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Пишем: М,
МА – МА.
Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу и самостоятельно. Знакомство со знаками.
Занятие 3. Звуки и буквы Р, О. Знакомство с буквами. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по серии картинок. Логическое упражнение «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Пишем: Р, О, ар, ра, ро, он.
Закрепление счета от 0 до 5. Игра (Рыбалка).
Занятие 4. Звуки и буквы Р, О. Закрепление букв. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по серии картинок. Логическое упражнение. Пишем: Р, О, Шар, Рама, Варя, Рома.
Число и цифра 2. Состав числа 2. Пишем цифры 1 и 2 по образцу.
Занятие 5. Звуки и буквы Ш. Знакомство и характеристика звука и буквы Ш, написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Пишем: Ш, Ша, Шо, Шар, Шары, Маша.
Число и цифра 3. Состав числа 3. Игра «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3?
Занятие 6. Звуки и буквы Ы. Знакомство с буквой и звуком Ы. Заучивание стихотворения. Чтение слияний слогов, слов. Логическое упражнение. Пишем: Ы, вы, ты, мыши, клык, тыква.
Состав числа 3, цифра 3. Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.
Занятие 7. Звуки и буквы И, У. Знакомство со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос. Шарады: уточка, удочка. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Пишем: И, Ни, Ира, Зина, синий, сито.
Число и цифра 4. Состав числа 4. Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Письмо цифры 4.
Занятие 8. Звук и буква Н. Знакомство со звуком и буквой. Чтение букв, слогов, слов. Нахождение звуков в словах. Составление предложений. Пишем: Н, Нина, насос, носок.
Число и цифра 5. Состав числа 5. «Пушистая история» - шарада ( по картинкам «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.
Занятие 9. Звук и буква К. Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля- дом для всего живого. Чтение букв, слогов и предложений. Пишем: К, сок, кот, Катя, крокодил.
Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Закрепление числа и цифры 5. Состав числа 5. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.
Занятие 10. Звук и буква: С. Загадки. Чтение букв, слогов и предложений. Составление рассказа с предложенными словами. Пишем: С, СА, ус, сон, носорог, свет.
Счёт предметов от 0 до 5. Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3,4,5. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3,4,5.
Занятие 11. Звук и буква Т. Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов и предложений. Нахождение звуков в словах. Составление предложений. Пишем: Т, ток, Тима, Тома.
Счёт в пределах 5. Решение простейших задач на нахождения числа. Работа в тетрадях по образцу.
Занятие 12. Звук и буква Л – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной звук. Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений. Пишем: Л, Лена, Елена, лодка, лед, лоскуток.
Число и цифра 6. Состав числа 6. Счёт предметов ( друзья Петрушки).
Занятие 13. Звук и буква В – согласные звонкие. Загадки. Чтение букв, слогов и предложений. Логическое упражнение. Пишем: В, ва, во, ву, ров, вода, слава.
Закрепление числа и цифры 6. Состав числа 6. Игра «На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.
Занятие 14. Звуки и буквы: Б, П. Закрепление звуков и букв Б, П. Чтение слогов, слов. Нахождение звуков в слове: в начале, в середине и в конце Пишем: Б, П, БА, БО, БУ, ПА, ПО, ПЫ.
Число и цифра 7. Состав числа 7. Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.
Занятие 15. Звуки и буквы: Б, П. Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Пишем: Б, П, СУП, БУБЛИК, ПАПА, БАБУШКА.
Число и цифра 8. Состав числа 8. Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Работа в тетради (по точечному образцу).
Занятие 16. Звук и буква З. Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Пишем: З, за, Зина, Роза, ваза, звезда.
Число и цифра 9. Состав числа 9. Логическая задача - «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9. Состав числа 9. Работа в тетради.
Занятие 17. Звуки и буквы З-С. Закрепление характеристика звуков З, С. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Пишем: З-С, зонт, слон, Лиза, киска, маска.
Число 10. Состав числа 10. Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение «Чей это хлеб?»,
Занятие 18. Звук и буква Д. Характеристика звука Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова. Чтение слогов. Пишем: Д, до, дочь, дуб, Дима, Даша.
Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в тетради по образцу. Решение простейших задач на нахождения числа.
Занятие 19. Звуки и буквы: Г, Я. Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова и рассказ « В саду». Пишем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.
Сравнение чисел, знакомство с математическими знаками. Решение простейших задач на нахождение чисел.
Занятие 20. Звуки и буквы: Г, К. Загадки. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Читаем буквы, слоги, слова. Составление рассказа по картинкам. Пишем: К, Г, каша, крот, год, погода, коготь.
Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2. Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:
а) письмо цифр от 0 до 10.
б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.
Занятие 21. Звук и буква Ч, буква Ь. Логическое упражнение «Животные». Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Пишем: Ч, Ь, ЧН, ЧК, КОНЬ, ЛЬЮ.
Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.
Занятие 22. Звук и буква: Ч, буква Ь. Логическое упражнение. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Пишем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ.
Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4. Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.
Решение задач с числом 4.
Занятие 23. Звук и буква Ж. Знакомство и характеристика звука и буквы Ж, написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Пишем: Ж, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ.
Деление целого на части. Решение логических задач.
Занятие 24. Звуки и буквы Ш, Ж. Знакомство Сравнение звуков по глухости и звонкости, написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказов, используя данные слова. Пишем: Ш, Ж, жи-ши, шина, жёлудь, шорты, шофёр, жаба.
Деление на группы по несколько предметов. Закрепление порядкового и обратного счёта. Работа в тетрадях.
Занятие 25. Звук и буква Е. Закрепление и характеристика звука и буквы Е. Буква Е обозначает двойной звук. Чтение букв, слогов и предложений. Составление рассказа по серии картинок. Пишем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена.
Ознакомление детей с понятиями «предыдущее число», «последующее число». Работа в тетрадях.
Занятие 26. Звуки и буквы: Ж, Е. Закрепление и характеристика звука и буквы Ж, Е. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Чтение слов, слогов, предложений. Пишем: Ж, Е, ЖУК, ЖИЛ, ЕЛЬ, ВЕТКА, ШИРЕ.
Сравнение. Результат сравнения.
Занятие 27. Звуки и буквы: Й, Х. Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Пишем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка.
Закрепление математических понятий «меньше», «больше» или «равно».
Занятие 28. Звуки и буквы: Ц, Ю. Беседа «Улица Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами. Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Пишем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц.
Ознакомление детей с отрезком и лучом. Повторение времени суток.
Занятие 29. Звуки и буквы: Э, Щ. Загадки о цветах. Звук и буква Э (из слова это). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ. Пишем: Э, Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.
Повторение видов геометрических фигур. Знакомство с углом: прямой, острый, тупой.
Занятие 30. Звук и буква Ф. Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука. Пишем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ.
Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5. Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами: «первый», «второй» и т.д. Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по образцу.
Занятие 31. Звуки и буквы В, Ф. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Чтение слогов, слов и предложений. Логические упражнения. Пишем: Ф, В, кофта, варежки, вид, фарфор.
Прибавить и вычесть 6. Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение В.Орлова «Кто кого обидел?».
Занятие 32. Ъ и Ь – разделительные знаки. Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям «Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. Пишем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.
Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 6.
Занятие 33. Развитие навыка слогового чтения. Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Хоровое чтение текста с доски по слогам. Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Экскурсия в школьную библиотеку.
Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же», «слева», «справа». Игра « Груши и яблоки» (счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10). Работа в тетради:
а) нарисуй столько же;
б) нарисуй слева, справа;
в) посчитай, запиши.
Занятие 34. Развитие навыков слогового чтения. Появление Буратино изображающего шофёра. Он приглашает детей в автомагазин. Анаграммы. Дети читают слово и соотносят с предметом. Игра «Найдите мою маму». Штриховка по образцу.
Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?». Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.
Занятие 35. Конкурс сказок. Хоровое чтение стихотворения Г.Успенского «Маленький кролик» и «рассказывание» его руками. Заучивание стихотворения «Все мы крепко подружились…». Штриховка по образцу.
Дни недели. Времена года. Год. Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.
Занятие 36. Закрепление изученного материала. Логические упражнения, Чтение слоговых таблиц. Повторение алфавита. Штриховка по образцу. Пишем: букварь, застава, шина, сладкоежка.
Закрепление соотношения количества с цифрой. Решение логических задач, примеров в приделах 10.
Основные требования к уровню подготовки дошкольников
К концу курса дошкольник должен
уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- писать основные элементы букв;
- рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
- русский алфавит;
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +, -. =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...
Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"
Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....
Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...
Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"
Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...
Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...