Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_vneurochka.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 32 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
1 класс – 32 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел
| Тема
| Я знаю
| Я умею
|
«Школа»
| Первые рисунки
| Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.
| Рисовать восковыми мелками слона.
|
3. Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п
| Название раздела
| Количество часов
|
| 1 класс
|
|
1
| Игры и игрушки
| 12
|
2
| Все для дома
| 20
|
| итого
| 32
|
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п
| Тема
| Практические действия или трудовые операции
|
| Игры и игрушки
|
|
1
| Где появились куклы
| Вырезание бумажных кукол
|
2
| Русский сувенир
| Изготовление тряпичных кукол
|
3
| История глиняной игрушки
| Лепка игрушек из глины
|
4
| Какой музыкальный инструмент был первым
| Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы
|
5
| Кто первым запустил бумажного змея
| Изготовление бумажного змея
|
6
| Кто придумал мяч
| Игры с мячом
|
7
| Настольные игры
| Изготовление настольной игры
|
8
| Подвижные игры
| Разучивание подвижных игр
|
9
| Настольный театр
| Оригами. Игрушки
|
10
| Калейдоскоп
| Мозаика из разной крупы
|
11
| Что нам известно об игре в шашки
| Обучение игре в шашки
|
12
| Как появились шахматы
| Обучение игре в шахматы
|
| Все для дома
|
|
1
| «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)
| Лепка из пластилина подсвечника
|
2
| Дырявое шило (про иголку)
| Вдевание нитки в иголку
|
3
| Посередине гвоздик (ножницы)
| Вырезание фигурок из бумаги
|
4
| Зеркало или жизнь!
| Изготовление зеркала для куклы
(из фольги)
|
5
| Кто изобрел расческу для волос
| Прическа для куклы
|
6
| Королевская шкатулка
| Рисование узора для шкатулки
|
7
| Не лает, не кусает (замок)
| Лепка из пластилина ключей
|
8
| Клад римских воинов (гвозди)
| Забивание гвоздиков
|
9
| Откуда пришла тарелка
| Тарелка из папье-маше
|
10
| Как баклуши били (ложки)
| Роспись ложки
|
11
| Вилы и вилка
| Рисование столовых приборов
|
12
| Преграждающая вход. Дверь
| Дизайн двери для дворца
|
13
| От бусинки до окна (стекло)
| Бусы из бисера
|
14
| История возникновения мебели (кровать)
| Проектирование спальни
|
15
| Дом для одежды (шкаф)
| Изготовление шкафа из картона
|
16
| Когда было впервые изготовлено мыло
| Рисование упаковки для мыла
|
17
| Время не ждет! (часы)
| Изготовление циферблата из картона и проволоки
|
18
| Из чего построен дом? Глиняный кирпич
| Лепка дома из кирпичиков (пластилин)
|
19
| Скатерть-самобранка
| Вырезание узоров на бумажной скатерти
|
20
| Висячие сады (комнатные растения)
| Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений
|
| итого
| 32
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....