Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайки"
рабочая программа (1 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по иформатике для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon infoznayki_1klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Инфознайки»

для 1 класса.

1. Пояснительная записка.

        Настоящая Программа создана на основе программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» составленной  Микуловой Людмилой  Витальевной.      Программа внеурочной деятельности «Инфознайки» для учащихся 1 класса разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, а также  с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста.

 В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность.

2. Общая характеристика внеурочной деятельности.

Особенности организации занятий

Занятия проводятся по подгруппам в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10–12 учебных мест и одно рабочее место - для преподавателя. Занятия  проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Цель программы:

формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанными с обработкой информации с использованием ИКТ; освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  1. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникативных технологиях.
  2. Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  4. Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева программа «Инфознайки» во втором классе рассчитана на 33 часа, из расчета 33 учебных недель по 1 часу.  

4. Описание ценностных и межпредметных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

        основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления;

        основы информационной грамотности, в частности овладение способами  представления информации,  данной в виде текста, графики.

        основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

        основы коммуникационной компетентности. 

     Поэтому курс «Инфознайки» имеет пропедевтический, интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

5. Личностные, метапридметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапридметные результаты – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе информационными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и роли совместной деятельности, активно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

           Предметные результаты –

 ученик должен знать:

         -     правила техники безопасности;

  1. основные устройства ПК;
  2. правила работы за компьютером;
  3. назначение и возможности графического редактора PAINT;
  4. возможности текстового редактора WORD.

  Ученик должен  уметь:

  1. соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  2. включить, выключить компьютер;
  3. работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  4. набирать информацию на русском   регистре.
  5. запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  6. работать с программами   Word, Paint.

6. Содержание курса внеурочной деятельности.

Введение

Тема 1. Компьютер и безопасность. 

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Знакомство с компьютером

Тема 2. Роль  компьютера в жизни человека.

Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИКТ- компетентности учащихся.

Основные понятия: компьютер.

Тема 3. Основные устройства компьютера.

Основные устройства компьютера. Взаимодействие основных устройств компьютера.

Основные понятия: системный блок, монитор, принтер, сканер, МФУ, компьютерная мышь, клавиатура.

Практическая работа: запуск и выключение основных устройств компьютера.

Тема 4. Управление мышью.

Функции  компьютерной мыши. Управление компьютерной мышью.

Основные понятия: компьютерная мышь, курсор, щелчек, двойной щелчек, левая и правая кнопки мыши, колесо прокрутки, открытие программы и выход из программы.

Практическая работа: компьютерная игра.

Тема 5. Наш помощник-клавиатура.

Клавиши клавиатуры,  значение клавиатуры и ее функции.

Основные понятия: клавиатура, функциональные клавиши, символьные клавиши, клавиши управления курсором, основные клавиши, основные позиции пальцев.

Тема 6. Знакомство с операционной системой.

 Элементы операционной системы. Компьютерная программа, понятие.

Основные понятия: операционная система, программа, окно, документ.

Практическая работа: освоение навыков работы с программами.

Учимся рисовать.

Тема 7. Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Назначение, возможности графического редактора Paint. Местоположение Панель опций, панель инструментов.

Основные понятия: Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения.

Практическая работа: освоение навыков работы в графическом редакторе Paint.

Тема 8. Графический редактор Paint. Разработка и редактирование изображения.

Разработка изображения. Редактирование изображения.

Основные понятия: палитра, распылитель, заливка, масштаб, ластик, редактирование изображения.

Практическая работа: создание рисунка в графическом редакторе Paint.

Тема 9. Графический редактор Paint. Копирование, печать рисунков.

Копирование, печать рисунков.

Основные понятия: копирование, печать рисунка.

Практическая работа: вывод рисунка, созданного в графичеcком редакторе Paint.

Создаем текст.

Тема 10. Знакомство с программой Word.

Программа    Word.  Запуск программы   Word.  Основные   элементы  окна.

Основные понятия:   программа   Word,   окно   программы,  элементы   окна, программы,  документа.

Практическая работа: создание и сохранение документа, сохранение

документа под другим именем.

Тема 11. Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Знакомство с набором и редактированием текста. Технология оформления текста-объявления.

Основные понятия: ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст-объявление.

Практическая работа: создание и сохранение текстового документа, оформление текста-объявления.

Тема 12. Работа с фрагментами текста.

Фрагмент текста, понятие. Знакомство со способами работы с фрагментами текста

Основные понятия: выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста.

Практическая работа: редактирование текста.

Тема 13. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Оформление текста поздравительной  открытки.

Знакомство с технологией работы со вставкой и редактированием рисунков. Виды надписи Word Art.

Основные понятия: автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи

Word Art.

Практическая работа: создание и сохранение текста поздравительной открытки.

Тема 14. Развивающие компьютерные игры.

Работа с развивающими компьютерными играми

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.


п/п

Тема занятия

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

                       Введение.

       1


Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

 1.

Компьютер и безопасность.

1

                   Знакомство с

                  компьютером.

       8


Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

2.

Роль компьютера в жизни человека.

       1

3.

Основные устройства компьютера.

1

4.

Управляем мышью.

2

5.

Наш помощник клавиатура.

2

6.

Знакомство с операционной системой.

2

                Учимся рисовать.

        8


Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

7.

Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

2

8.

Графический редактор Paint. Разработка и редактирование изображения.

3

9.

Графический редактор Paint. Копирование печать рисунков.

3

                   Создаем текст.

      15


Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии,

(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

10.

Знакомство с программой Word.

2

11.

Набор и редактирование текста.  Оформление текста объявления.

6

12.

Работа с фрагментами текста.

3

13.

Вставка и редактирование рисунков надписи Word Art. Оформление текста поздравительной открытки.

4

               Резерв

1

                Итого

33

8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Технические средства – мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски.

Программы – Microsoft Windows (Word, Paint).

Литература:

  1. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - №5. - с.19-21.
  2. Завьялова О.А. воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005.-№11. - с. 120-126.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования Росси от 11.02.2002 №393)
  4. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005.-№1. - с.119-123.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт  начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004.-№ 9,10.
  7. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...