Программа "Мой мир"
материал по теме

В программе "Мой мир" рассчитанной на детей 7 - 8 лет представлено два модуля -"Искусство общения" и "Познай себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazyonnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение

Мезенцевская начальная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Программа

«Мой мир »

                                                                             Составитель: Терновых Светлана Ивановна

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                       Срок реализации программы – 1 год

                                                                       Программа рассчитана на детей  7 – 8 лет

                                                           

с. Мезенцево

Пояснительная записка

       Программа « Мой мир» ориентирована на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду.

       Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе»,  а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе  «Мой мир».

        В основу программы  «Мой мир» положены следующие принципы:  

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания,  что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

         - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

   Программа   рассчитана на 1  год обучения и предназначена для  детей младшего школьного возраста (7- 9 лет) занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.    

   За год  проводится 34 занятия.

      Данная программа состоит из 2 модулей:

       Искусство общения   - 17 часов

       Познай себя    - 17 часов

Цель программы

Формирование личностных  качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом:  в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи

Формировать у детей представления о биполярных качествах личности  

и нравственных нормах поведения.

1.Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного  

поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
  2. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника  

обществом.

  1. Развивать основы личностной адекватной  самооценки, ответственности  за свои поступки.
  2. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

                               Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  1. познавательная беседа;
  2. этическая беседа;
  3. профилактическая беседа;
  4. игры: ролевые, ситуационные;
  5. занятия с использованием художественных средств выразительности;
  6. упражнения;
  7. тренинги;
  8. экскурсии;
  9. тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),  групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

  Методы воспитания:

  1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
  1. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  1. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
  1. методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Предполагаемые результаты  реализации программы:

На I уровне учащийся  имеет представление:

  1. о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 
  2. о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
  3. о конфликтах и способах их разрешения;
  4. об основных  моделях коммуникативного поведения;
  5. о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

На II уровне    

  1. соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства  других, нравственные нормы поведения;
  2. умеет анализировать поступки свои и других людей        ;        
  3. способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;        
  4. владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  5.  адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

        

На III уровне имеет опыт: 

  1. использования норм и  правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  1. адекватно откликаться  на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;        
  2. адекватной  самооценки, ответственности за свои   поступки;
  3. взаимодействия с взрослыми  и сверстниками в различных ситуациях;

         самообслуживания, самоорганизации и организации совместной  

         деятельности с другими детьми

Тематический план программы

МОДУЛЬ  «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

                                                                                                                                           17 ЧАСОВ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Вежливость - основа воспитанности

1

2

Мои умные помощники

1

3

Умеет ли разговаривать природа

1

4

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

1

5

Это слово говорят, если вас благодарят

1

6

Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)

1

7

Когда без извинения не обойтись?  

1

8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  

1

9

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)  

1

10

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

1

11

К нам гости пришли!

1

12

Культурный человек: кто он такой?

1

13

Правила поведения в столовой

1

14

Правила поведения в библиотеке

1

15

Правила поведения на уроке и на перемене

1

16

Почему люди ссорятся?

1

17

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

1

МОДУЛЬ  «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

                                                                                                                                     17 ЧАСОВ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Что в имени моем?

1

2

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

1

3

Посеешь характер - пожнешь судьбу

1

4

Как стать прилежным и старательным

1

5

Жадность и жадины

1

6

Моя внимательность и внимание

1

7

Ответственность и я

1

8

Зависть

1

9

В дружбе сила

1

10

На чем основано взаимопонимание

1

11

Правда и ложь

1

12

Добро и зло

1

13

О лени и лентяях

1

14

Я и мое настроение

1

15

Эмоции и  мое поведение

1

16

Путешествие в страну чувств

1

17

Вредные привычки

1

Содержание программы

МОДУЛЬ   «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

17 ЧАСОВ

      Младший школьный возраст  - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций

     Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие  длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

      На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети  не только получают знания о том, как  общаться, но и упражняются  в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного  общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы  по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются  знания этикета.

п/п

Содержание деятельности

Кол-во

часов

1

 Вежливость - основа воспитанности

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

1

2

Мои умные помощники 

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения  в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

1

3

Умеет ли разговаривать природа

Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение  фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса.  Разыгрывание  ситуаций.  Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

1

4

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой  ситуации. Художественное  слово. Словесные игры

1

5

Это слово говорят, если вас благодарят

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

1

6

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) 

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику?  Разыгрывание ролевой  ситуации.    Художественное слово.

1

7

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

1

8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

1

9

У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону)  Дать  понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

1

10

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

 Игра «Опиши предмет»  Моделирование ситуации «Покупатель - продавец».  Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

1

11

К нам гости пришли!

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

1

12

Культурный человек: кто он такой?

Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.

1

13

Правила поведения в столовой

Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.

1

14

Правила поведения в библиотеке

 Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.

1

15

Правила поведения на уроке и на перемене

Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене».  

1

16

Почему люди ссорятся? 

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи  «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) с.149 Притчи

1

17

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего?  Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

1

МОДУЛЬ  «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

17 ЧАСОВ

       Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены  ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.

  Именно в период младшего школьного возраста  формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать  представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

      В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.

Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.

    Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека,  осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.

    В содержание  занятий  включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как:

         -беседы на нравственную тему;

         -чтение художественных произведений с последующим анализом;

         -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;

         -продолжение тематического рассказа;

         -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного  

           характера);

         -разыгрывание и анализ ситуации;

         -игры;

         -мини-конкурсы;

         -совместная разработка правил поведения.

        Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

        Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Содержание деятельности

Кол-во

часов

1

Что в имени моем?

Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение

 « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло.

Аппликация «Ромашка».

1

2

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

 Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».

1

3

Посеешь характер - пожнешь судьбу

Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня?

 Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь»

1

4

 Как стать прилежным и старательным

Знакомство с новыми понятиями  «прилежный»,

« старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах»

1

5

 Жадность и жадины

Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение   сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

1

 6

Моя  внимательность и внимание

Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?».

1

7

Ответственность и я  

Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?

1

8

Зависть

 Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л.

 Анализ и чтение пословиц о зависти.

1

9

В дружбе сила

Чтение стихотворения « Совершите чудо».

 Психогимнастика « Я желаю тебе…»  Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга».

1

10

На чем основано взаимопонимание

 Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем  говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание).

1

11

Правда и ложь

Обсуждение понятий «правда»  и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?  Обсуждение  и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

1

12

 Добро и зло

Что такое добро?    Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

1

13

О лени и лентяях

Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.

1

14

Я и мое настроение

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый,  я- хмурый»

1

15

Эмоции и  мое поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние  животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

1

16

Путешествие в страну чувств

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств»

1

17

Вредные привычки

Знакомство  с  понятием  «вредные  привычки».

Игра «Достоинства и недостатки».  Слушание  сказки Привычки». Какие вы знаете  пословицы о привычках?

Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них?

1