Основы светской этики
план-конспект урока (4 класс) по теме
Нравственный поступок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_soshno_2000_yuzhnyy_okrug_tkacheva_valeriya_vyacheslavovna.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема: Нравственный поступок.
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Ткачева Валерия Вячеславовна
ГБОУ СОШ № 2000, южный округ.
Москва 2012
Цели:
- раскрыть на положительных примерах понятие «нравственный поступок»;
- способствовать развитию у детей потребности в совершении нравственных поступков, желание дарить людям радость.
-воспитывать уважение к друг к другу, взаимопомощь, забота о «ближнем».
Оборудование: сказка « Необычная история» Е. Потапова; заготовки «волшебного солнышка» (основа, лучи), клей-карандаш, фломастеры; клубок с шерстяными нитками.
Этапы урока. | Ход урока. | Примечания. |
Организ -ционный момент. | - Здравствуйте, садитесь! - Проверьте, все ли у вас готово к уроку? - На партах у вас должно лежать: пенал, дневник, учебник конверт с заготовками, клей – карандаш. | Проверка готовности учеников. (2 мин.) |
Проверка домашнего задания. | - Представления гербов учащимися. | Выставка родовых гербов. ( 5 мин). |
Поддведе-ние к теме урока. | - Понравилась ли вам сказка? (Ответы детей). - Что именно понравилось? (Ответы детей). - Назовите героев сказки? - Чему учит это сказка? - Что принесло радость гномику? - Какие поступки совершил Коля? -А что такое поступок? (Ответы детей). - Поступок- это действие, который совершает человек. - Каким может быть поступок? (Ответы детей). | Чтение учителем сказки « Необычная история». Приложение № 1. (7мин). |
4. Сообще -ние темы и целей урока. | - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что такое «нравственность» и какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать добрые дела. - Прочитайте тему урока: Нравственный поступок. | Дети читают тему урока ( 2 мин.) |
5. Изучение нового материа-ла. | - Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность»? (Ответы детей). - Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения. - Прочитайте пословицы: «Делай другим добро - будешь сам без беды». - Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). - Приведите примеры из жизни. (Ответы детей). « Доброе слово человеку – что дождь в засуху». - Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). - Приведите примеры из жизни. (Ответы детей). « Не рой другому яму – сам в нее попадешь». - Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). - Приведите примеры из жизни. (Ответы детей). - Какие нравственные поступки совершали вы? (Ответы детей). Совершая добрые поступки, человек приносит радость не только окружающим людям, но и себе. | Учитель старается добиваться полных ответов детей. ( 10 мин.). |
6. Физкульт-минутка. | - Встаньте, повернитесь друг к другу, пожмите руку и поздоровайтесь! -Говорить здравствуй – это значит желать здоровье. - Повернитесь теперь к соседу и тоже пожмите ему руку и поздоровайтесь. - Повторяйте за мной, игра на внимание. | Вызвать положитель -ные эмоции у детей. (2 мин.) |
7. Группо -вая работа. | - У вас на каждую группу лежит конверт с заготовками. Ваша задача сделать «волшебное солнышко». - Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать «нравственные» поступки? - Назовите каждый луч этими качествами, оформите лучи красиво и сделайте солнышко. - Почему же наше солнышко называется волшебным? (Ответы детей). | (5мин.) выставка |
8. Игровой момент. «Паутина». | - Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. - Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. - Благодаря добрым словам, вы подарили друг другу много радости. (Ответы детей). -Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? (Ответы детей). -Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры? (Ответы детей). - Достаточно ли дружен наш класс? (Ответы детей). - Почему каждый ребенок достоин любви? (Ответы детей). | Учитель должен напоминать детям, что клубок должен побывать у всех в руках со словами: Ты мне нравишься потому, что… ( 7 мин). Приложение №2. |
9. Подведе-ние итогов урока. | - Что же такое «нравственный поступок»? (Ответы детей). - Какими качества должны быть, чтобы человек совершал нравственные поступки? (Ответы детей). |
(4 мин.) |
10. Домашнее задание. | - Подобрать свою поговорку или пословицу о добром поступке и написать мини-сочинение, раскрыв смысл этой поговорки или пословицы. | ( 1 мин.) |
Методические рекомендации к уроку:
Учитель может подобрать любое другое произведение по литературе, раскрывающий смысл нравственных поступков человека, на примере персонажей. Таким образом, это поможет подвести детей к теме урока. Физкультминутка и игровой материал, должен быть направлены на то, чтобы вызвать положительные эмоции у учеников и желание дарить друг другу радость. А также на развитие хорошего отношения между детьми. Групповая работа направлена на самостоятельное добывание знаний учащимися по данной теме.
Приложение №1.
Автор: Елена Потапова
Необычная история
Жил – был на свете мальчик Коля, обычный мальчишка, который ходил в детский сад и любил гречневую кашу. Но однажды с этим обыкновенным мальчиком случилась совсем необыкновенная история. В тот день погода стояла чудесная, и Коля решил пойти погулять.
Он захватил с собой свою любимую красную машинку и вышел во двор. Тут он увидел Димку, соседского мальчишку. Димка был шалуном и задирой, и Коле совсем не хотелось с ним общаться. Он уже развернулся, чтобы незаметно уйти, как вдруг услышал Димин оклик:
- Эй, Колька, посмотри, что у меня есть!
Он подбежал к мальчику и стал вертеть у него перед носом большое увеличительное стекло. Дима ни разу не видел такого огромного увеличительного стекла, и ему очень захотелось в него посмотреть.
- Дима, а мне можно в него глянуть?
- Ну, нет! Только, если ты мне дашь поиграть своей машиной на весь день, - ответил тот.
Мальчику было жаль своей машины, ведь он знал, как неаккуратно обращается с игрушками сосед. Но, все же, он согласился, уж очень хотелось получить увеличительное стекло. Когда обмен состоялся, Коля стал рассматривать все подряд: кору на дереве, свои пальцы, ободранную коленку. Потом он наклонился, чтобы рассмотреть в траве какого-нибудь жучка или муравья. Вдруг, мальчик чуть не подскочил от неожиданности. Коля увидел маленького, размером с его мизинчик, гнома. Да, настоящего гнома! Он подпрыгивал, размахивал красной шапочкой и пытался привлечь Колино внимание. На нем был зеленый костюмчик и башмачки с блестящими пряжками. Коля пришел в себя и наклонился ниже, чтобы лучше видеть и слышать гномика.
- Здравствуй Коля, - запищал гном.
- Здравствуй, а откуда ты знаешь мое имя, - спросил Коля.
- Я все знаю про детей, и я здесь неспроста, мне нужна твоя помощь.
- Чем же я могу тебе помочь, маленький гномик?
- Я живу в королевстве Добрых Дел, - ответил он, - и когда ребенок делает доброе дело, в нашем королевстве хорошая погода и все веселятся, а когда ничего не делает или совершает зло, у нас становится мрачно, идет дождь и все гномы плачут. Почему то, в последнее время все реже дети совершают хорошие поступки. Я пришел в ваш мир, чтобы найти ребенка, который нам поможет.
- Конечно, - сказал мальчик, ему было жалко гномов, - я сделаю то, что ты просишь.
- Ты должен совершить три добрых поступка, - сказал гном.
Коля взял гномика в руку и помог ему забраться к себе в карман. Сначала он побежал домой, к маме.
- Мама, чем я могу тебе помочь?
Мама очень удивилась и обрадовалась Колиному предложению. Она попросили сына вынести мусор. Коля взял ведро и побежал выполнять просьбу. Возле мусорного бака он увидел маленького голодного котенка. Тот жалобно мяукал. Коля вынес молока и накормил малыша. Потом мальчик вспомнил, что недавно порвал книжку, и его совесть мучила уже неделю. Он взял книгу и склеил ее.
- Спасибо, Коленька, ты очень помог моему народу,- сказал гном, помахал Коле на прощание и растворился в воздухе, лопнув, как мыльный пузырь.
На следующее утро Коля проснулся, потянулся и побежал к маме в комнату.
- Доброе утро, мамочка, чем я могу тебе помочь сегодня?- спросил он и поцеловал маму в щеку.
Приложение №2.
Ты мне нравишься или « Паутина».
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Рекомендации учителю:
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Комментарии
Нравственный поступок.
Цели:
- раскрыть на положительных примерах понятие «нравственный поступок»;
- способствовать развитию у детей потребности в совершении нравственных поступков, желание дарить людям радость.
-воспитывать уважение к друг к другу, взаимопомощь, забота о «ближнем».
Оборудование: сказка « Необычная история» Е. Потапова; заготовки «волшебного солнышка» (основа, лучи), клей-карандаш, фломастеры; клубок с шерстяными нитками.