Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗУБРенок"
рабочая программа (2 класс) на тему

Марина Владимировна Величко

направление экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubrenok.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Пояснительная записка

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

            Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

           Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

  1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
  2. В  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
  4. Результатами проектной деятельности являются творческая самопрезентация;  изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ.

В результате освоения содержания курса кружка «ЗУБРенок» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (33 часа).

Содержание

Природа —  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).     Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания.  Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

 Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

 Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Тематическое планирование


разд

Тематическое планирование

Часы

Дата

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

1.

Природа вокруг нас.

Природа —  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.


2 ч.

Наблюдать объекты и явления

природы

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Познавательные Общеучебные действия

  1. Знаково-символические;
  2. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция

2.

Времена года. 

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима.  Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы

(короткая продолжительность дня, низкое солнце,  холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

5 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Познавательные Общеучебные действия

  1. Знаково-символические;
  2. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция

Личностные

  1. самоопределение

3.

Природа живая и неживая. 

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания.  Границы сред обитания. 

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

 Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

 Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.

 Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

18 ч.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Познавательные Общеучебные действия

  1. Знаково-символические;
  2. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  3. Выделение познавательной цели;
  4. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  5. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Выбор критериев для сравнения;
  3. Синтез как составление частей целого;
  4. доказательство

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.
  4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Оценка;
  4. Коррекция

Личностные УУД

  1. Смыслополагание.
  2. самоопределение

4.

Единство живой и неживой природы.

 Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

1 ч.

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Познавательные Общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.
  4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Оценка;
  4. Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

5.

Человек – часть природы.

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.


3 ч.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Познавательные Общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.
  4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Прогнозирование уровня усвоения
  4. Оценка;
  5. Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

6.

Наша страна на карте и глобусе.

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

1 ч.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Прогнозирование уровня усвоения
  4. Оценка;
  5. Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

7.

Тело человека.

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

1 ч.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  1. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Прогнозирование уровня усвоения
  4. Оценка;
  5. Коррекция

8.

Итоговое занятие.

1 ч.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

Личностные УУД

  1. Смыслополагание.
  2. Самоопределение

Регулятивные УУД

  1. Оценка;

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  1. Разрешение конфликтов.
  2. Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

Календарное планирование

Дата


занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

1

1

Экологическая тропинка. Вводное занятие.

2

1

«Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков.

3

1

«Я и мир вокруг меня». Выставка рисунков и их обсуждение.

4

1

«Загадочный мир веществ». Практическая работа.

5

1

Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений.

6

1

 В гости к золотой осени. Экскурсия.

7

1

Что изучает экология?

8

1

«Кто живет в пруду?». Проектная деятельность:  изготовление поделок.

9

1

«Нам нужен чистый воздух». Проектная деятельность:  изготовление плакатов.

10

1

Почва. Знакомство с рассказом М. Ильина и Е. Сегала «О чудесной кладовой»

11

1

В гости к Зимушке-зиме. Экскурсия.

12

1

«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.

13

1

«Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.

14

1

«Чудо-растение». Проектная деятельность.

15,16

2

«Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность.

17

1

«Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».

18

1

«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.

19

1

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах.

20

1

«В мире животных». Презентация.

21

1

«Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.

22

1

Викторина «Знатоки природы».

23

1

«Путешествие капельки». Беседа о круговороте веществ.

24

1

Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история».

25

1

Экологический светофор

26,27

2

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.

28

1

«Весна! Весна на улице!..» Экскурсия.

29

1

«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности.

30

1

«Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

31

1

Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.

32

1

«Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.

33

1

Подведение итогов.

Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты

Учебные действия

Универсальные учебные действия

Природа вокруг нас.


Обучающиеся должны знать:

Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности веществ и явлений природы

Наблюдать объекты и явления

природы

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Познавательные Общеучебные действия

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.
  4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Прогнозирование уровня усвоения
  4. Оценка;
  5. Коррекция

Личностные УУД

  1. Смыслополагание.
  2. Самоопределение

Времена года                                                                          

Обучающиеся должны знать:

Основные признаки времен года

Обучающиеся должны уметь:

Описывать и узнавать по описанию времена года

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Природа живая и неживая

Обучающиеся должны знать:

Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными

Обучающиеся должны уметь:

Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями


Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Единство живой и неживой природы

Обучающиеся должны знать:

О круговороте веществ в природе

Обучающиеся должны уметь:

Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Человек – часть природы

Обучающиеся должны знать:

О пагубном влиянии человека на природу

Обучающиеся должны уметь:

Бережно относится к природным объектам

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Наша страна на карте и глобусе

Обучающиеся должны знать:

Основные условные обозначения

Обучающиеся должны уметь:

Составлять план местности

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Тело человека

Обучающиеся должны знать:

Основные приемы оказания первой мед.помощи

Обучающиеся должны уметь:

Оказать помощь при порезе, ушибе

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.

                                                    Литература:

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...