Эссе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Моя формула успеха»
Есть семь чудес на белом свете,
Восьмое чудо света - дети!
Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна учителям разного возраста и специализации, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.
В этой жизни существует огромное количество ценностей. Одни мы игнорируем, другим следуем. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети. Увы, традиционное обучение часто убивает в детях стремление быть самостоятельными, инициативными, такое обучение навязывает свои взгляды, чувства, делает всех одинаковыми, для того чтобы было легче «учить», а попросту «управлять». Полагаю, что уметь работать – значит уметь выбрать технологию, приемы, средства обучения и учения. Я хочу иметь право выбора и возможность давать это право детям.
Вот стоит человек. Крошка.
Как у всех глаза и уши,
Не ругай, потерпи немножко,
Не спеши, ты его послушай…
Я взяла себе на вооружение фразу « Не помни обид. В том, что ученик выражает себя неудобным для тебя и окружающих способом, не его вина, а его беда». Я старательно училась находить ключи к сердцу каждого ребенка, на своем опыте убедилась, что первый шаг к пониманию внутреннего мира маленького человека - это способность принять его таким, какой он есть. Краеугольный камень моей педагогической концепции – это организация учебно-воспитательного процесса в духе толерантности.
Нет земли на свете равной
Той земле, где ты рожден.
Чтить ее – твой самый главный,
Самый праведный закон.
Учитель начинается с любви к Родине. Любовь к детям вырастает на основе гражданственности, суть любви к ребенку — забота о будущем Родины. Мастерство учителя заключается в том, чтобы заронить в сознание маленького человечка то зернышко мысли, которое способно дать поросль раздумий о собственной судьбе, о будущем своей Родины.
Я краснею до корней волос:
Для меня «не знаю» слова нет,
Я отвечу на любой вопрос,
Пусть не сразу, но найду ответ.
Так уж водится: для учителя самообразование – дело перманентное, постоянно продолжающееся всю сознательную жизнь. Отмахнешься, решишь, что все уже знаешь, и не быть тебе никогда хорошим педагогом, настоящим мастером. В становлении личности в ее развитии не может быть такого этапа, когда можно сказать: все сделано, все завершено.
Постепенно ко мне пришло понимание, что есть еще одна немаловажная составляющая успешной работы учителя. Это воспитание нравственного начала в каждом ученике. И это самое трудное: слишком велико влияние недоброго внешнего мира на хрупкий внутренний мир ребенка. Кто станет для него ориентиром? Видимо, в этом суть учительства: ты не можешь не быть в ответе за будущее ребенка, его душу, и поэтому я должна воспитывать будущего гражданина собственными поступками и делами. Учитель не может, не должен быть двуликим – хорошим педагогом и плохим человеком. Жизненная позиция самого учителя находит у детей живейший отклик. Они начинают ему подражать, обращаться за советом. Мне есть, о чем поговорить с детьми не только на занятиях, но и после урока. Это общение помогает воспитанию необходимых человеческих качеств, таких, как правдивость, честность, милосердие…
Работать и жить на высоком накале напряжения естественно для самой природной сути человека. Вместо слов «Я не могу!» учитель должен руководствоваться другими, прямо противоположными - «Я смогу, потому что я человек!» Это и есть оптимистическая формула человеческой жизни. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в его жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Очень трудно воспитать счастливого, здорового человека. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания учителей и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, плодотворной учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой. Важно разъяснить ребятам, что счастье - не в эгоистичном потреблении материальных и духовных благ. Я стремлюсь к тому, чтобы мои питомцы уже в детстве учились делиться друг с другом духовными богатствами и находить удовлетворение в том, что, отдавая, они в то же время сами становятся богаче. Это возможно, если я считаю себя успешным человеком: моя работа мне в радость, я полна уверенности в том, что все задуманное обязательно сбудется.
Существуют в моей работе полезные ритуалы педагогического общения. Соблюдение некоторых традиций урока позволяет мне значительно сэкономить время на подготовку ребят к деятельности. В игровой форме я использую приемы: «мордашки», введения в роль (Почемучка, Фома неверующий, Хранитель времени), четкой команды или невербального управления. Действия учеников по команде заранее оговорены и даже отрепетированы. Например, «красная карточка» расшалившемуся ученику позволяет мне понапрасну не повышать голоса, не отвлекать от работы других. Маленький колокольчик, как инструмент управления, уместен для команды «Внимание!» при рабочем шуме.
Я неоднократно убеждалась на своем опыте, что единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность. В два раза лучше, если это совместная деятельность. Удивительный это дом - школа! Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям «простые» чудеса. Взаимодействие педагога и воспитанника предполагает творческое содружество единомышленников. Можно просто учить, не обращая внимания на проблемы, мешающие ребенку воспринимать учебный материал, - тогда ученик замыкается на своих удачах и неудачах. А можно вместе искать решение возникающих проблем, привлекать к поиску одноклассников, вместе радоваться победам. Три простых правила помогают мне строить обучение в духе сотрудничества: мы - партнеры, все имеют право на ошибку, ученик учится сам и помогает одноклассникам. В процессе такого сотрудничества ребята не только овладевают знаниями, умениями, навыками. Они учатся вместе работать, делиться своими знаниями, приходить на помощь друг другу. Я также стараюсь максимально использовать ситуации, в которых ученики могут помочь мне. Главное правило: помощь не бывает «из-под палки». И никаких оценок за помощь - только искренняя благодарность.
В «школе жизни» не одиннадцать классов и уж точно не четыре. Мне кажется, для настоящего учителя очень важен жизненный опыт, умение связать программный материал с действительностью. Попробуйте заинтересовать детей абстрактными для них понятиями. Не получится! Если учитель может гармонично вплести в ткань урока события дня, тот же сюжет популярного мультфильма или детского сериала, восторг и признательность ему обеспечены.
Воспитание превращается в самодурство, если педагог не знает другого инструмента, кроме инструмента власти, и пользуется им, чтобы подавить волю ребенка. Чрезмерная строгость и слепая дисциплина – это проклятие учителя для детей. Они учат ребят лицемерию, учат чувствовать и желать одно, а говорить и делать другое – из страха. Сильный педагог – улыбающийся педагог, спокойное дружелюбие действует эффективнее, чем строгое требование. Я люблю пошутить на уроке, ведь шутка помогает утихомирить шалуна, переключить внимание ребят, подбодрить их в трудную минуту.
Хорошо известно, ничто не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное! Способность находить такой профессиональный ракурс, при котором даже самое обыденное становится удивительным, - важная составляющая успеха.
Необходимо отметить, что демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях открывает перспективы более глубокого общения, когда малыш доверяет мне самое сокровенное, самую большую свою тайну. Вообще-то дети простодушны и доверчивы, зачастую мы узнаем из уст ребенка такое, что взрослый никогда бы не рассказал постороннему. Но мы-то не посторонние!
Принуждение по самой своей сути вредно: оно приносит огорчение, вызывая у ребенка враждебность. Во времена господства свирепых педагогических систем говорили, что дети учатся по принуждению, из страха перед наказанием. Теперь все знают, что это не так, что каждый ребенок имеет природную любознательность, и если внешние обстоятельства не заглушают ее, то ребята учатся охотно, находят наслаждение в приобретении знаний. Учителю нужно лишь пробудить в ученике искателя - «голодного» к знаниям. И нет такого одного приема,«самого главного», способного пробудить интерес. Только взаимодействуя, приемы педагогических технологий дают «радужный» эффект.
Высший пилотаж урока – это увлеченная работа учеников без «материальной подкормки». Интерес побеждает все! Однако психологи пришли к выводу, что более чем у половины школьников 1-2-х классов в качестве ведущего мотива обучения выступает оценка их стараний, поэтому я предпочитаю не скупиться на похвалу пусть даже маленьких достижений моих ребят.
Такова судьба учителя начальных классов: растишь детей, зажигаешь в них познавательный огонек, привыкаешь к детям, и они к тебе привыкают, возникает духовная общность, и именно в это время наступает час расставания. Дети отправляются дальше, в долгую одиссею постижения науки и человечности. Когда я встречаю моих учеников любого года выпуска и вижу на их лицах искренние улыбки, то понимаю, что моя формула успеха работает, а остальное, думаю, зависит от удачи!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова
346410, Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Ермака, 92
тел. (86352) 2-80-88, 2-31-79
_____________________________________________________________________________
Эссе
«Моя формула успеха»
Выполнила:
Гайворонская Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов,
второй квалификационной категории
г. Новочеркасск
2008 г.
Учиться всю жизнь.
Родину
Хвалить.
Улыбку, шутку, смех.
Людей (детей и взрослых)
Связать свой предмет с жизнью.
Входить в класс с ясной душой
Воспитывать собственными поступками и делами.
Иметь право выбора и давать это право детям.
Сотрудничать.
Я люблю…
Я могу…
Я хочу…
Успех
Беречь физическое и духовное здоровье детей
Доверять.
Удивлять.
Пробуждать и развивать в ученике искателя «голодного» к знаниям.
Строить свою работу так, чтобы каждый ученик хотел сказать мне «спасибо».
Соблюдать традиции урока.
Принять ребенка, таким, какой он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...