Роль методического объединения в системе оценке достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования
статья по теме
Выступление на педаггогическом совете лицея
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фурдилова О.И.,
руководитель МО учителей начальных классов,
учитель начальных классов, методист РО
Выступление на педагогическом совете лицея
«Роль методического объединения в системе оценке достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования»
Второй год начальная школа лицея работает по новым образовательным стандартам. В этом учебном году перед методическим объединением учителей начальных классов была поставлена следующая задача:
- освоить и внедрить систему оценивания достижений планируемых результатов основной образовательной программы на начальной ступени.
В результате работы появился проект программы, который систематизировал всю деятельность педагогов начальной школы.
Первым шагом в работе МО учителей начальной школы было создание творческой группы, в состав которой вошли все педагоги 1-4 классов. Далее изучили следующие документы:
- стандарты второго поколения раздел «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»;
- систему заданий по формированию системы оценки планируемых результатов;
- методические рекомендации Министерства образования РФ о системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Весь коллектив учителей начальных классов был разбит на мини-группы (по параллелям) и определены задачи каждой.
Учителя 1-х классов работали над освоением и внедрением педагогической диагностикой «Мой школьный старт», учителя 2-х классов осваивали технологию мониторинга образовательных достижений учащихся, не остались без внимания и педагоги 3-4 классов, опыт которых был реализован в создании портфеля достижений.
В результате этой работы были сформулированы
направления программы:
- сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- представить систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Планируемые результаты:
|
|
|
Возможности :
Система оценивания в лицее позволяет:
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Определены задачи каждого субъекта образовательного процесса:
- для учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях;
- для родителей – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка;
- для учителей– оценить успешность собственной педагогической деятельности.
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)
Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)
Определена и прописана система оценки
- Система оценки личностных результатов
- Система оценки метапредметных результатов
- Оценка предметных результатов
Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений
Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфель достижений, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
Выработаны различные виды оценки:
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
- Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
- Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
- Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
- Самоанализ и самооценка обучающихся.
Прописаны условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания | Объект оценивания | |
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты | личностные результаты | |
Форма | Персонифицированная количественная оценка | Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка |
Средства фиксации результатов оценки | Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля | Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога) Характеристики обучающихся |
Способ (поэтапность процедуры) | Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера | Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера |
Условия эффективности системы оценивания | Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога |
Определены обязательные формы и методы контроля
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Определены виды контроля и учета достижений обучающихся
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).
В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности разработаны листы индивидуальных достижений.
Для использования перечисленных выше методов оценивания выработали инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.
Каждый из педагогов познакомит конкретно с наработанными материалами.
Вывод:
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
Это только начало в кропотливой работе по внедрению Стандартов Второго поколения. Далее необходимо освоить систему работы по проведению и подготовке комплексной работы на межпредметной основе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-6080-1405754471.jpg)
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-33227-1461350652.jpg)
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-648738-1604504572.jpg)
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553262-1418942173.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-23941-1541331240.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....