Проект по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов "Азбука дороги"
методическая разработка (1 класс) по теме

Брыкова Марина Анатольевна

Проект, целью которого является ознакомление детей с правилами дорожного движения, привитие навыков безопасного поведения на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_temu0.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Азбука дороги»

Автор: Брыкова М.А., старшая вожатая МБОУ «СОШ №6 МО «Ахтубинский район»

Участники проекта:

Ученики 1 – 4 классов, педагоги, родители, учащиеся среднего звена.

Срок реализации:

Один учебный год.

Тип проекта:

Краткосрочный.

Актуальность проекта:

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание правопослушности и обучение безопасному поведению школьника на дороге и в транспорте.  

Цель проекта:

Привитие учащимся устойчивых навыков безопасного поведения в определенной дорожной ситуации, развитие ответственности у детей, формирование способности отторжения негативного поведения на улице и в общественном транспорте.  

Задачи проекта:

1. Усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Выработка навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3. Закрепление знаний о работе светофора.

4. Подготовка к правильным действиям школьников в сложившейся ситуации на дороге, улице.

 План проекта:

Названия мероприятий

Тема

Работа с детьми 

Занятия

 Беседы: 

«Азбука дорожного движения»;

«Внимание, дорога!»;

«Красный, жёлтый, зелёный»;

«Дорожный калейдоскоп»

«Правила и безопасность дорожного движения»;

«Улица полна неожиданностей»;

Продуктивные виды деятельности:

«Знаки дорожные» - рисование

«Улицы города Ахтубинска» - рисование;

Игры

«Знаешь ли ты ПДД?»;

«Самый внимательный пешеход»;

«Внимание, улица!»;

«Отгадай загадки»;

«Путешествие по городу» (инсценировка).

Знакомство с литературой

А. Антокольский «Волшебный автобус»

А. Дорохов  «Зеленый, желтый, красный»;

А. Дугилов  «Моя улица»;

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер».  

Работа с родителями

Собрание

«Пример родителей – один из главных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»; 

«У нас в гостях сотрудники ГАИ».

Беседы, консультации, анкеты

«Главное правило безопасности»;

«О поведении в общественном транспорте»;

«Профилактика ДТП»;

«Школа дорожных наук».

Работа с педагогами 

Помощь в подборе материала для чтения детям.

Организация совместных  конкурсов, игр, викторин, инсценировок на темы:

«Красный, желтый, зеленый»;

«Мы едем, едем, едем…»;

«Страна Светофория»;

«Школа пешеходных наук» и т. д. 

Итоги проекта:

1. Закрепление у учащихся начальной школы представления о дорожных знаках, различных видах транспорта, о правилах дорожного движения.

2. Активизация знаний родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

3.Формирование готовности родителей к сотрудничеству с педагогами школы по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

 Приложение 

Советы родителям:

  1. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.
  2. Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы,       беседуйте с ним.
  3. Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
  4. Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:
  1. переходить дорогу полагается только по пешеходному переходу и только шагом;
  2. перед тем, как выходить на проезжую часть, нужно обязательно остановиться, чтобы оценить   дорожную обстановку, посмотреть налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;
  3. необходимо подчиняться сигналу светофора;
  4. в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за поручень;
  5. входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
  6. нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать в окно руки;
  7. нельзя играть на мостовой и вблизи неё, пересекать дорогу в неположенном месте.

Приложение 1

Инсценировка для учащихся 1-4 классов

«Школа пешеходных наук»

Задачи: Повторить правила дорожного движения, правила поведения на улице. Закрепить значение сигналов светофора, обозначение дорожных знаков.

Оформление сцены:

Три цветных окружности красного, желтого и зеленого цвета, изображающие светофор, плакаты по ПДД, дорожные знаки.

Реквизит:

Стойка со знаками (предупреждающими, запрещающими, указательными), табличка «Школа пешеходных наук», 3 больших куба (красный, желтый, зеленый), колокольчик, указка. Костюмы для сказочных героев: Мальвины, Буратино, лисы Алисы, кота Базилио.

Звучит музыка

Мальвина и Буратино готовят реквизит на сцене - кубики, стойку со знаками и табличкой «Школа пешеходных наук» и уходят за кулисы.

Звучит музыка

На сцене появляется Буратино, который, покорчив рожицы, плюхается на стул-кубик и начинает глазеть по сторонам. Из-за кулисы выходит Мальвина и звонит колокольчиком.

Мальвина        Итак, Буратино, начнём наш урок.
Сядьте получше, мой милый дружок.
Сядьте и слушайте очень внимательно.
Запомнить должны Вы всё обязательно.

Буратино        Ох, уж эта мне наука!        
Маета! Ну, просто скука!

Вскакивает со стула и поёт

Мальвина качает головой и разводит руками.

        

Буратино        Ох, надоело мне ученье!
Я учиться не хочу!
И лучше сяду я на велик,
По бульвару прокачу.
По бульвару, по бульвару
С ветерком я прокачусь,
Ну, а в школу, ну, а в школу
Никогда не ворочусь!

Буратино пляшет на сцене, затем бежит к ступенькам

Мальвина        Буратино, куда же Вы? Непослушный мальчишка!

Покачав головой, уходит за кулисы

Звучит музыка

Навстречу Буратино идут кот Базилио и лиса Алиса. Буратино пятится.

Лиса        Какое небо голубое!
Мы не вредители с тобою.

Кот        Мы правила дорожные не знаем,        
И их мы никогда не выполняем.

Лиса        Стой, Буратинчик, стой! Куда это ты спешишь?

Буратино        Бегу домой за своим велосипедом. Решил немного прокатиться!

Кот        (Показывая лапой на табличку) Но ты сейчас, по моему кошачьему разуменью, должен быть в «Школе пешеходных наук»…

Буратино        Должен… Должен! Да вот только я сбежал оттуда, и всё.
Надоело мне ученье!
Не ученье, а мученье!
Не хочу учиться в школе.
Жить хочу как все, на воле!

Лиса и Кот подхватывают Буратино под руки с двух сторон.

Лиса        Правильно, Буратинчик, правильно. Наука это пустое дело. Я вот доучилась - на трёх лапах хожу, а Кот и вовсе слепой…

Кот        Ага! (щурит глаза, смотря поверх очков) 

Буратино крутит головой влево, вправо, глядя то на Лису, то на Кота.

Лиса        Ты нас слушай, мы твои друзья. Мы сейчас идем в Страну дураков. Вот там-то настоящий рай. Ни тебе светофоров, ни тебе дорожных знаков, ни тебе «зебры»!

Кот        Как хочешь, так и ходи. Где хочешь, так и езжай.

Лиса        Пойдем с нами в Страну дураков!

Кот        В Страну дураков пойдем!

Буратино кивает, Кот и Лиса ведут его под руки. Все втроем уходят за кулису.
Слышен визг тормозов, сирена, шум, крик «Мяу»

Звучит музыка.

Из-за кулисы на четвереньках выползает Лиса, за ней плетется Кот
и хромает Буратино.

Лиса        Какое… небо… голубое… (падает посреди сцены)

Кот        Шалить не будем мы с тобою. (помогает Лисе встать, сажает ее на стул, сам опирается на клюшку)

Буратино        И правила дорожного движения
Запомним, как таблицу умножения.

Кот        Ох, глупый кот я, глупый кот!
Делал всё наоборот.
Правила я не учил, под машину угодил.

Лиса        Ах я, лисоньа-лиса!
Где же вся моя краса?
Мех - порватый, хвост - измятый…

Мальвина выходит из-за кулис.

Мальвина        Так что правила учить надо всем, ребята. Итак, друзья, начнем наш урок. Рассаживайтесь поудобнее. Тема урока - «Правила дорожного движения»

Звучит музыка. Буратино и Кот садятся рядом с Лисой.

Мальвина        Для начала отгадайте загадку.
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо? Что за он?
С разными глазами?
Это чудо…

Все        Светофор?

Мальвина        Догадались сами! (берет знак «Осторожно, дети»)
Расскажу я вам про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Этот знак называется как?

Буратино        (поднимает руку) Осторожно, дети?

Мальвина        Верно (передает знак Буратино, берет знак «Движение пешеходов запрещено»).
А вот человек на круге красном -
Значит, здесь ходить опасно,
В этом месте, друзья,
Никому ходить нельзя!
Потому что здесь движенье пешеходов…

Все        Запрещено!

Мальвина        Правильно (передает знак Коту, берет знак «Пешеходный переход»)!
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный…

Все        Переход!

Мальвина        Молодцы (передает знак Лисе, берет знак «Велосипедное движение запрещено»)!
А теперь, Буратино, посмотрите на этот знак и запомните:
Велосипед на круге красном -
Значит, ехать здесь…

Буратино        Опасно?

Мальвина        Конечно. И этот знак называется так: «Велосипедное движение запрещено».

Герои выстраиваются на авансцене.

Буратино        Знаки важные, дорожные -
Компас взрослых и ребят.

Кот        Будьте очень осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!

Лиса        Выполняйте непременно
Всё, что…

Все        Знаки говорят!

Звучит музыка. Герои исполняют песню.

Легко шагать по цветущим бульварам,
Резвиться в парках, дворах и садах.
Но существует закон на дорогах
В малых селах и крупных городах.
Кто своею судьбой не играет,
Себя примерно в дороге ведет,
И кто дорожные правила знает,
Тот никогда и нигде не пропадет!

Уходят со сцены.

Приложение 2

Урок-игра «Знаешь ли ты ПДД?»

для учащихся начальных классов

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в игру «Знаешь ли ты ПДД?». Мы будем учить правила безопасности движения на дорогах и улицах, или сокращенно ПДД. Научившись разбираться в правилах безопасности, мы должны строго их выполнять. Знание ПДД необходимо и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно. Вы знаете много правил и выполняете их. А правила дорожного движения надо очень хорошо знать. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду.

Взгляните на эти данные по дорожно-транспортным происшествиям за прошлый год. Вы видите цифры, написанные красным цветом. За этими цифрами скрываются жизни людей. Чтобы с вами не случилось несчастья, правила дорожного движения надо изучать и соблюдать.

Стук в дверь. Заходит инспектор ГИБДД:

– Неужели я опоздал? Здравствуйте, ребята, здравствуйте, друзья мои! Давно мы с вами не встречались, правда? И ведь неудивительно:

Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и пистолетом
На посту зимой и летом?
Ну конечно, постовой:
Это тоже часовой!

Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.

Ну, а у вас все в порядке? Вы и ПДД хорошо знаете, и не шалите на дорогах? Правда? А сейчас это и проверим. Знаете ли вы песни и стихи о ПДД?

Дети исполняют: песню “Помни” (слова В.Мурзина, музыка С.Миролюбова.)

1 ученик

Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.

2 ученик

Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.

3 ученик

Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход

4 ученик

Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.

Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.

5 ученик

Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.

6 ученик

Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.

Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.

Инспектор ГИБДД:

– Молодцы, ребята. Скоро конец  учебного года. Я вас поздравляю. А чтобы вы были здоровыми и веселыми в следующем учебном году,  я проведу викторину “Знай и отвечай”. Вопросы будут интересные, а ответы полезные.

Перед тем, как начать викторину - словарная работа. Повторим те слова, которые пригодятся для ответов. (Проводится устный орфографический диктант: дети читают слова, написанные на табличках, и запоминают.  Учитель закрывает слова и читает их орфоэпически,  дети хором произносят слова орфографически).

Молодцы, а теперь в путь. За каждый правильный ответ ученик получает дорожный знак. В конце урока определим победителя. У кого больше дорожных знаков – тот и победил.

Вопросы викторины

  1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар.)
  2. Как пешеходы должны ходить по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
  3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленном.)
  4. Где нужно переходить улицу? (На пешеходном переходе.)
  5. Вот большой зеленый сквер “Ура”, а получиться “Уа”!.. Что означает этот дорожный знак. (Стоянка.)
  6. Нарисован человек, землю роет человек. 
    Почему проезда нет?
     
    Может быть здесь ищут клад?
    И старинные монеты в сундуке большом лежат?
     
    Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный кто-то?

Что за знак? (Ремонт дороги.)

  1. Отчего бы это вдруг стрелки дружно встали в круг. 
    И машины друг за другом мчатся весело по кругу?
     
    Что такое, в самом деле, словно мы на карусели?..

Что означает знак? (Круговое движение.)

  1. Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Нет.) Почему?
  1. С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу. (С 14 лет). А где кататься детям до 14 лет? (Во дворах, парках, площадках)
  2. Можно ли велосипедистам выпускать руль из рук? (Нет.) Почему?
  3. Я хочу спросить про знак, 
    Нарисован знак вот так :
     
    В треугольнике ребята,
     
    Со всех ног бегут куда-то,
     
    Мой приятель говорит :
    “Это значит – путь закрыт”.
    Там спортсмены впереди,
     
    С номерами на груди.
    На дороге – эстафета,
     
    Надо ж детям бегать где-то,
     
    Но боюсь, однако, смысл другой у знака…

Какой же смысл этого знака, ребята? Что же он значит? (Осторожно, дети).

  1. Машины мчат во весь опор,
    И вдруг на встречу знак.
     
    Изображен на нем забор?
    Я тру глаза, в упор –
     
    Шоссе закрыто на запор?!
    Нет, что-то здесь не так.
    Заборы строят на пути,
     
    Кому на ум придет?
     
    А как баранку не крути,
     
    Тут нет пути в обход!
    Разгадку мигом я нашел:
    решил художник пошутить,
     
    знак говорит, что надо машинам
     
    притормозить, и… лезть через забор,
     
    возможно, знака смысли иной,
     
    но кто подскажет мне какой?

(Переезд со шлагбаумом.)

 Кроме названий дорожных знаков дети должны вспомнить, где они устанавливаются и где эти знаки встречаются в их городе.

Инспектор ГАИ: Ребята, мне с вами очень интересно, вы очень много знаете о ПДД и на вопросы викторины ответили правильно. А что вы знаете про светофор?

Выходят 3 девочки, на голове каждой из них картонный макет светофора с “глазом” определенного цвета (красного, желтого или зеленого).

Звучит  мелодия «Песенки крокодила Гены”. Под музыку исполняют несколько танцевальных движений. Музыка затихает.

1-я девочка: Готовясь к празднику, мы узнали, что светофор не всегда был такой, как сейчас. Светофоры появились на улице не так давно, всего чуть более 60 лет назад.

2-я девочка: Выглядели они так. Со всех четырех сторон на них были 3 цветных стекла (зеленое, желтое, красное), а по ним медленно ползла большая черная стрелка. Такие светофоры были неудобны. Перекресток свободен, а ты жди, пока стрелка доползет до зеленого цвета. Современные светофоры-автоматы намного удобнее.

Учитель: – А почему светофор называется светофором?

3-я девочка: Это слово стоит из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А все вместе, светофор – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно, несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного.

Учитель: - А теперь хорошо вам знакомые зеленые, желтые, красные цвета светофора приглашают вас потанцевать. Только танец этот “светофорный”. Если впереди зеленый братец, танцуйте веселее, если вперед выходит желтый братец – стойте, остановитесь. Ну, а если красный – “нельзя идти на красный свет”!!! Все дети танцуют с девчонками.

Учитель: – Молодцы! Танец был замечательный. По разным областям науки и техники издаются различные книги, в том числе и энциклопедии. Есть энциклопедия медицинская, техническая, сельскохозяйственная и т.д. Но до сих пор, к сожалению, нет энциклопедии по правилам дорожного движения. А это совершенно необходимо. Врачи, инженеры, рабочие, артисты, школьники каждый день становятся то пешеходами, то пассажирами. Ведь по улицам и дорогам ходят все. Но есть книги, выпущенные специально для учащихся школ. И я хочу вас с ними познакомить. Выставка книг с кратким их обзором.

Учитель: С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, переходят через улицы. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И, значит, они всю жизнь сдают экзамены на право называться дисциплинированными водителями (пусть даже велосипеда), дисциплинированными пассажирами, дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдает всю свою жизнь. Здесь каждая “двойка” может обернуться травмой или даже гибелью. Так пусть все наши ученики всю жизнь будут круглыми отличниками по ПДД.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили прекрасные рисунки по ПДД. У меня для вас тоже есть сюрприз – дорожный знак, который я придумала сама.

Как вы считаете, что он значит?

Дети: “Улыбка”.

Учитель: А где его можно установить? Можно ли в нашем классе? Конечно, да. Ведь сегодня мы подружились и с дорожными знаками, и с инспектором ГИБДД. А с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки.

Исполняется песня “Улыбка” (муз. Шаинского).  Урок хочется закончить словами.

Ученик:

Правил дорожных на свете не мало. 
Все бы их выучить нам не мешало.
 
Но основное из правил движения –
Знать как таблицу должны умноженья:

Хором дети:

“На мостовой – не играть, не кататься, если хотите здоровыми остаться!

Подводятся итоги викторины и конкурса рисунков.

Награждение победителей.


Приложение 3

Викторина «Страна Светофория»

 Ведущий:  Сегодня ребята, у нас гостях школьный отряд ЮИД «Зеленый свет».  Они проведут для вас викторину по правилам дорожного движения. Для этого вы разделитесь на две команды, одна команда будет называться «Светофор», а  другая -  «Автомобиль». Каждая команда выбирает командира и выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победит та команда, которая наберет больше жетонов.

 (Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира.)

Слайд № 1 «Азбука дороги»

Задание:  Каждая команда по очереди даёт ответ на загадку и при правильном ответе получает жетон. Ребята из ЮИД читают стихи-загадки.

  1. Всем знакомые полоски

            Знают дети, знают взрослый,

            На ту сторону ведет -

                                  (пешеходный переход) 

  1. Эй, водитель, осторожно!

            Ехать быстро не возможно,

            Знают люди все на свете:

            в этом месте ходят……

                                                (дети)

  1. На машинах здесь, друзья,

            Ехать никому нельзя,

            Можно ехать, знайте –

            Дети, только на …… (велосипеде)

  1. Я не мыл в дороге рук,

            Поел фрукты, овощи,

            Заболел и вижу пункт

            Медицинской……..(помощи)

Слайд № 2 Игра «Знаки ПДД»

Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.

Вопросы для команды “Автомобиль”.

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
  3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
  4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
  5. Что означает желтый сигнал светофора?

А теперь вопросы для команды “Светофор”.

  1. Как и где лучше переходить улицу?
  2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
  3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?
  4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
  5. Что означает красный сигнал светофора?

Слайд №3  “Музыкальная разминка”.

Ведущий: Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах, пешеходах. (За каждую исполненную песню или отрывок команда получает жетон).

Слайд № 4  «Собери знак»

 Ведущий: Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

Слайд № 5  «По страницам истории»

Ведущий: Об истории правил дорожного движения вам расскажут ребята из ЮИД.

1-ЮИДовец: В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: “Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить”.

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

2-ЮИДовец:  Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э.

В России – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.

Слайд № 6  «Загадки»

Задание для командиров. Отвечают по очереди.

  1. Тихо ехать нас обяжет,
    Поворот вблизи покажет,
    И напомнит, что и как,
    Вам в пути
    …(Дорожный знак). 
  2. Что за “зебра” на дороге?
    Все стоят, разинув рот.
    Ждут, когда мигнет зеленый,
    Значит это
    …(Переход).
  3. Встало с краю улицы в длинном сапоге
    Чучело трехглазое на одной ноге.
    Где машины движутся,
    Где сошлись пути,
    Помогает людям дорогу перейти. (
    Светофор) 
  4. Дом на рельсах тут как тут,
    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай,
    Отправляется
    …(Трамвай). 

Ребята из команды ЮИД читают стихотворение о светофоре.

“Три чудесных цвета”:

  1. Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горим и день, и ночь –
    Зеленый, желтый, красный.

  2. Наш домик – светофор,
    Мы три родные брата,
    Мы светим с давних пор
    В дороге всем ребятам.

  3. Мы три чудесных цвета,
    Ты часто видишь нас,
    Но нашего совета
    Не слушаешь подчас.

  4. Самый строгий – красный цвет.
    Если он горит – стой!
    Дороги дальше – нет,
    Путь для всех закрыт.

  5. Чтоб спокойно перешел ты,
    Слушай наш совет –
    Жди!
    Увидишь скоро желтый в середине цвет.

  6. А за ним зеленый цвет
    Вспыхнет впереди,
    Скажет он:
    “Препятствий нет!”, – смело в путь иди.

  7. Как выполнишь без спора
    Сигналы светофора,
    Домой и в школу попадешь,
    Конечно, очень скоро.

Слайд № 7  «Игра ДА и НЕТ»

  1. Вы переходите дорогу на красный свет? (Нет) 
  2. Вы катаетесь на самокате во дворе? (Да) 
  3. Говорят, вы не уступаете место старшим в транспорте. Это правда? (Нет) 
  4. А правда ли, что вы дорогу переходите на зеленый свет? (Да) 
  5. Вы играете на проезжей части? (Нет) 
  6. Точно ли, что на желтый свет светофора вы смело переходите дорогу? (Нет) 
  7. Автобус нужно ли ждать на автобусной остановке? (Да) 
  8. В этом зале есть дети, которые могут прокатиться на транспорте, прицепившись к нему? (Нет) 
  9. А правильно ли будет, если будет отменен знак «Пешеходный переход»? (Нет) 
  10. Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (Да) 

Отряд ЮИД (хором)

Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.

Ведущий: а сейчас каждая команда получит памятку «Обязанности пассажира».

Подводим итоги и вручаем грамоты победителям!

Памятка «Обязанности пассажиров».

1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.
5. В транспорте веди себя достойно:

-не шуметь и не толкаться;
-уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;
-держаться во время движения транспорта за поручни;
-не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;
-никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);
-не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;
-острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.

Ведущий: в заключении все вместе споём песню.

Песня на мелодию «Голубой вагон»

Если вы отправились куда-то в путь

Не забудьте вспомнить ПДД

Соблюдая строго эти правила

Отведёте руку вы беды.

Припев: Помните, помните

               На дороге, в пути

               Другом для вас всегда

               Служит светофор.

               Если зеленый свет

               Вспыхнет вдруг, впереди

               Смело вперед иди

               А машинам стоп.

Но а, если красный бойко подмигнет

Непременно ты остановись

Не спеши дружок, прошу, не торопись,

Огонька зеленого дождись.

Припев: Помните, помните

               На дороге, в пути

               Другом для вас всегда

               Служит светофор.

               Если зеленый свет

               Вспыхнет вдруг, впереди

               Смело вперед иди

               А машинам стоп.

Приложение 4

Занятие  для начальной школы по ПДД

«Улица полна неожиданностей»

Тема. Движение пешеходов и автомобилей.

Цель. Создать условия для развития у младших школьников умения правильно переходить дорогу.

Задачи:

1.                  Сформировать у обучающихся представление об организации движения пешеходов и  транспортных средств на дорогах и улицах; научить их различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

2.                  Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; обогащения словарного запаса и расширения детского кругозора.

3.                  Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»( авторы: Кешишян Р.А., Марченко М.О.,  Предит А.В., Шмундяк В.Л.), таблицы с изображением частей дороги, видами светофоров и о правильном переходе дороги; листочки с заданием; цветные карандаши; детские словарики.

Новые слова: пешеход, пассажир, водитель, проезжая часть, пешеходная часть, тротуар, автомобиль, светофор, значение сигналов светофора, участники дорожного движения – водитель, пассажир, пешеход.

 

Ход проведения

1.  Сообщение темы и цели занятия.

–        Сегодня мы с вами начинаем знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» состоит из 15 сказок и предназначен для вас, учащихся начальных классов. Авторы Кешишан Р.А. Предит А.В., Шмундяк В.Л. сочинили эти сказки для того, чтобы вместе с главными героями вы узнали о Правилах дорожного движения и научились их соблюдать.

–        Как вы думаете, почему нужно соблюдать Правила дорожного движения?

–        Главными героями сказок являются первоклассники - Бом, Бам и Бима.  В ходе повествования помимо знакомства с Правилами дорожного движения, Бима, Бом и Бам будут сталкиваться с проблемными дорожными ситуациями, жизненными проблемами и под руководством взрослых или самостоятельно находить решения данных проблем. Вы познакомитесь со службой Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Вместе с главными героями побываете в трех сказочных государствах Транспортинарии, Светофонарии и Знаконарии и узнаете об истории развития транспорта и навигации.

–        Сегодня мы с вами послушаем  первую сказку из этого сборника и вместе с главными героями поучимся различать участников дорожного движения и части дороги, познакомимся с некоторыми Правилами дорожного движения.

2.  Прослушивание сказки «Бима идет в первый класс» с последующим обсуждением.

–        Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем может быть это произведение?

–        Почему первая сказка посвящена тому, что Бима пошла в первый класс?

Прослушивание сказки.

 В ходе обсуждения дети записывают в словариках новые понятия.

–        Какое важное событие произошло в жизни Бимы?

–        Почему Бима вначале испугалась идти в школу, а потом стала торопить бабушку и маму?

–        О каких участниках дорожного движения узнала Бима от бабушки?

–        Как вы понимаете, кто такой водитель? Пешеход?

Учитель сообщает ученикам, что участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Объясняет им значения новых слов.

Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.). Учитель просит учащихся ответить, как называются водители автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда. Дополняет, что пастух, перегоняющий стадо, также является водителем.

Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем. Учитель просит учеников перечислить транспорт, в котором могут находиться пассажиры.

Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.

–        Почему автомобили представляют опасность для пешеходов?

–        На какие две части разделена дорога?

–        Какая часть называется проезжей? Пешеходной?

–        Что такое тротуар?

Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Иногда тротуары отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

–        Каким правилам подчиненно движение людей по тротуару?

–        Движение пешеходов по тротуарам подчинено определенным правилам. Эти правила все пешеходы должны знать и выполнять. Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

–        Нарушение правил может привести к несчастным случаям. Например, вы идете по тротуару и затеяли спор с другом. В пылу спора кто-нибудь из вас может случайно сойти с тротуара на проезжую часть дороги, а это очень опасно. шли, играя на тротуаре, вы нечаянно можете кого-нибудь толкнуть, и человек может попасть на проезжую часть дороги.

–        В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

–        Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что автомобиль может неожиданно выехать со двора.

Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к транспортному средству сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.

Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода.

–        Что такое пешеходный переход?

–        Как обозначается пешеходный переход?

–        Как расположены сигналы светофора?

–        Какой сигнал светофора расположен вверху? В середине? Внизу?

–        Что обозначает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

–        Чем транспортный светофор отличается от пешеходного?

–        Сколько сигналов имеют светофоры для пешеходов?

–        В какой последовательности они расположены?

–        Что обозначает каждый сигнал?

–        Красный силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходов, это соответствует красному сигналу светофора. Зеленый силуэт идущего человека обеспечивает безопасность пешехода и соответствует зеленому сигналу светофора, однако перед тем, как ступить на проезжую часть необходимо убедиться, что все транспортные средства остановились и пропускают пешеходов.

–        С каким правилом перехода дороги познакомила мама Биму?

–        Почему все участники дорожного движения должны следовать правилам дорожного движения?

–        С кем Бима подружилась в школе?

–        Почему мама Бимы сказала, что  в школе главное не только дружить, но и учиться?

–        А что бы вы еще посоветовали Биме?

3.  Практические задания.

Задание № 1. Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге дорогу, нарисовать проезжую часть, газон, тротуар. Затем просит учеников рассказать, для чего предназначен каждый из этих элементов дороги.

Задание № 2. Учитель предлагает ученикам серым цветом разукрасить проезжую часть, коричневым – пешеходную часть; определить, какие сигналы светофоров горят, и закрасить их соответствующими цветами.

  4.  Вопросы для закрепления знаний.

1. Где должны ходить пешеходы?

2. Где должны ездить автомобили?

3. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?

5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?

6. С какого возраста  можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

5.   Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов "Правила – наши помощники"

Проект, целью которого является ознакомление детей с правилами дорожного движения, привитие навыков безопасного поведения на улице....

Мероприятие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы "Путешествие в страну Светофория"

Цель: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.Задачи: 1.Уточнить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах....

«Друзья дороги» - внеклассное занятие по правилам дорожного движения для учащихся 3 класса

Учитель начальных классовпрогимназии №24 г. МурманскаВолкова Ирина ЮрьевнаВнеклассное занятие по правилам дорожного движениядля учащихся 3 класса«Друзья дороги»Цель: воспитание у учащихся ...

Конспект КТД учащихся третьих классов по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы « Знай правила движения, как таблицу умножения».

Цели и задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закрепить правила движения пешеходов по улице и дороге;- формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения;- пропаганда зд...

Эстафеты по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов

закрепление знаний о правилах поведения на дороге, формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, на дороге, воспитание чувства ответственности за свои поступки....

Социальный проект по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения знай и выполняй!»

Системаизучения правил дорожного движения, представленная в проекте,отражает творческий подход и целенаправленную работу по  формированию культуры поведения на улице, в транспорте, профилактике д...

Проект по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов

Много различного познавательного материала по правилам дорожного движения для проведения в течении года в начальной школе....