Программа "Эврика"
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОБУ «Базовая Павловская средняя образовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы___________А.Н.Голдобина
«____» _________ _______г.
Программа кружка «Эврика»
Срок реализации: 2 года
Учитель: Патрушева Мария Ивановна
Учебный год: 2011-2013
Пояснительная записка.
Программа состоит из двух этапов: «Смекалка» (1 год), «Юный исследователь» (2 год).
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.
Программа курса предназначена для учащихся 3-4 классов.
Основная цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Первый этап направлен на развитие логического мышления третьеклассников, формирование умения нестандартно мыслить, решение задач повышенной трудности, отработку знания с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.
Цель первого этапа программ – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
Задачи:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в
нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Состоит из разделов: математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах.
№ | Тема занятия | Раздел |
1 | Вводное занятие. Логические задачи. | Математика и информатика |
2 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике. | |
3 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике. | |
4 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике. | |
5 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике. | |
6 | Математический КВН. | |
7 | Разбор олимпиадных заданий школьного тура прошлого года | |
8 | Разбор олимпиадных заданий районного тура прошлого года | |
9 | Разбор заданий « Русского медвежонка» | |
10 | Работа на компьютерах на сайте. Развивающие игры олимпиады « Сократ» | |
11 | Занимательная грамматика. | Русский язык и литературное чтение |
12 | Занимательная грамматика. | |
13 | В мире книг. | |
14 | В мире книг. | |
15 | Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | |
16 | Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | |
17 | Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | |
18 | Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | |
19 | Разбор олимпиадных заданий школьного тура прошлого года | |
20 | Разбор олимпиадных заданий районного тура прошлого года | |
21 | Мир вокруг меня. Какой он? | Окружающий мир |
22 | Своя игра «Природа и мы» | |
23 | Мы крутим глобус. | |
24 | Выполнение заданий по окружающему миру для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | |
25 | Выполнение заданий по окружающему миру для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | |
26 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | |
27 | Разбор олимпиадных заданий школьного тура прошлого года | |
28 | Разбор олимпиадных заданий районного тура прошлого года | |
29 | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» | |
30 | Турнир всезнаек. |
Второй этап формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Цели второго этапа: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты освоения второго этапа программы.
- включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,
- выполнение мини-исследований,
- участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),
- умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;
- умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Я познаю мир | Введение в учебно-исследовательскую работу. Виды исследовательских работ Формы исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д. Типология проектов. Формы презентации проектов. |
2 | По дорогам исследований | |
3 | Знакомьтесь - презентация | |
4 | Создание коллективной исследовательской работы (одна тема на класс) | Идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта |
5 | Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). | |
6 | Поиск информации в различных источниках. | |
7 | Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
8 | Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
9 | Оформление собранного материала | |
10 | Презентации учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | |
11 | Создание групповой исследовательской работы (у каждой группы своя тема) | Идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта |
12 | Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). | |
13 | Поиск информации в различных источниках. | |
14 | Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
15 | Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
16 | Оформление собранного материала | |
17 | Оформление собранного материала | |
18 | Презентации учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | |
19 | Создание индивидуальной исследовательской работы (у каждого ученика своя тема) | Идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта. |
20 | Разработка маршрута исследования. | |
21 | Поиск информации в различных источниках. | |
22 | Поиск информации в различных источниках. | |
23 | Преобразование, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
24 | Преобразование, обработка собранной информации, редактирование текстов. | |
25 | Оформление собранного материала | |
26 | Оформление собранного материала | |
27 | Презентации учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. | |
28 | Оформление собранного материала. Оформление выставки "Наши работы». | |
29 | Оформление собранного материала. Оформление выставки "Наши работы». | |
30 | Презентация проекта на классном мероприятии и родительском собрании в конце года. |
Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, русскому языку и литературному чтению, окружающему миру; всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру»; Межшкольном марафоне знаний; районных олимпиадах и научно-исследовательской конференции.