статья на тему "Толерантность в школе"
статья (1 класс) на тему
В современном мире важно уделять внимание толерантности, особенно с самого начала развития и становления личности. Терпимое отношение к инвалидам, малоимущим, приезжим необходимо формировать начинаю с первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность — французское слово, имеющее несколько значений.
В китайском я зыке — позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
В арабском языке - прощать, быть мягким, снисходительным, благосклонным;
В русском языке — способность и умение уважать других людей, мириться с чужим мнением, характером.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Критериями толерантности являются: равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому. Педагогическое общение учителя и ученика основывается на таких принципах обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам. Несколько раз в четверть провожу интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.
С середины первого класса начинаем проводить коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Мы знаем, что каждый человек индивидуален. У каждого есть его внешность, его внутренний мир чувств и эмоций, мир его фантазий, сфера его жизнедеятельности и поступков. Давайте раскроем свою индивидуальность в игре.
Игра «Ветер дует на того...». Учитель называет какие-либо данные. Люди, данные которых соответствуют формулировке, встают и изображают дуновение ветерка.
- Ветер дует на того, - у кого карие глаза; -в ушах сережки;
- у кого светлые волосы;
-кто любит мороженое;
-кто занимается спортом;
-кто любит читать;
- кто учится в школе;
-кто живет в Казахстане;
-кто живет на планете Земля.
Вывод: несмотря на то, что все мы разные, у нас есть много общего. Что именно? Да, все мы живем на планете Земля, все мы - люди.
Конечно, быть толерантным - это прекрасно! Но, сколько бы мы не говорили о толерантности, все мы разные, и поэтому, к сожалению, в нашей жизни неизбежны конфликты.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.
Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Первоклашка скоро в школу"
Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....
Статья "Взаимодействие семьи и школы: новые реалии.
В статье раскрывается роль семьи в воспитании и образовании ребенка в свете новых образовательных стандартов. Выделены важнейшие положения стандартов второго поколения. Подчеркнуто, что главным для со...
Статья "Экологический театр в школе".
Формы экологического воспитания....
Статья "Преемственность образования начальной школы и средней школы"
Причины дезадаптпции учащихся. Создание благоприятных условий для преодоления 1 и 2 адаптационного периодов. Опыт работы МО учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей детског...
Статья : Гиперактивный ребёнок в школе
Статья : Гиперактивный ребёнок в школе...
Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"
В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....
Статья в журнале Начальная школа "Тестоппластика в начальной школе"
Статья опубликована в журнале Начальная школа № 7 , 2011г., стр.74...