Конкурсная работа
статья на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа
на тему:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников»
Учитель начальных классов МБОУ «Киреевский лицей» Феоктистова Мария Петровна |
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В.А.Сухомлинский |
В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, стало особенно важно признание приоритетной роли воспитания на всех уровнях образования.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это становится мировой тенденцией.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально - адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.
Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность (от латинского термина) обозначает принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований, без чувства дискомфорта.
Толерантность – это позитивное, сопровождаемое интересом, отношение к другому, не такому, как «Я». (Принятие другого. Интересен тем, что он не такой как «Я»).
Выделяют 4 уровня толерантности:
- Уровень понимания необходимости лояльного отношения к другим людям (терплю).
- Уровень принятия существования других, непохожих на меня, как должного (существую).
- Получение удовольствия от общения с другими, не такими, как я (радуюсь).
- Уровень использования общения с другими для своей самореализации (творю, созидаю).
При формировании первого уровня толерантности очень важно донести до детей, что все мы разные, но мы один народ, у нас одна Родина.
Необходимо поддерживать и развивать в ребенке гордость за принадлежность к человечеству, своему народу, городу, улице – большому и малому Отечеству.
Ребенок должен знать культуру своего народа, понимать ее и ценить, также уважать культуру других народов, их традиции, верования, обычаи.
Процесс формирования толерантности у младших школьников будет более эффективным, если:
- разработана система развития толерантности, обеспечивающая возможности овладения необходимыми целями, задачами, принципами, знаниями, умениями толерантного характера;
- организация процесса толерантного воспитания направлена не только на активизацию учебно-познавательной работы, но и на создание
условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье;
- педагогические условия формирования толерантности будут включать в себя познавательный, личностный и коммуникативный блоки.
Опираясь на определение толерантности и её сущности, изложенное в психолого-педагогической литературе, и учитывая возрастные особенности детей, можно определили следующие критерии и показатели толерантности младших школьников:
- знания об окружающем мире;
- знания своих прав и обязанностей;
- уверенность в себе - адекватная самооценка своих поступков, действий, собственных сил и способностей;
- ответственность за свои поступки и действия;
- доброжелательность и чуткое отношение к окружающему миру;
- эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать, сострадать, эмоционально оценивать события);
- индифферентность - равнодушие, безразличие, безучастие;
- рефлексия - способность осознавать, осмысливать свои действия и поступки, знания личных особенностей, достоинств и недостатков;
- отсутствие тревожности, страха;
- выдержка, самообладание (владение собой, умение управлять эмоциями, поступками);
- способность прощать;
- умение слушать, выслушивать других;
- коммуникабельность;
- умение находить пути взаимопонимания и согласия, решать спорные вопросы и конфликтные ситуации без агрессии и силового подчинения;
- способность понять другого и уважительно к нему относиться;
- отказ от доминирования и насилия;
- чувство собственного достоинства;
- признание за другим права иметь свою точку зрения и возможность свободно её высказывать.
Выявлены и ранжированы по степени значимости объективные и субъективные факторы, влияющие на толерантность младших школьников:
1. Семья и сложившиеся в ней межличностные отношения, стереотипы и предрассудки.
2. Учитель начальных классов, его личностные и профессиональные качества.
3. Учитель-предметник.
4. Школьный микросоциум с его образовательными и воспитательными ценностями.
5. Совместная общественно значимая деятельность.
6. Нравственный микроклимат в классе.
7. Физкультурно-спортивные мероприятия (экскурсии, походы, игры, праздники).
8. Школьные традиции.
9. Общество сверстников.
10. Потребность в общении.
11. Тип темперамента.
12. Средства массовой информации.
Осмысливая содержание толерантной среды, нельзя не обратиться и к другой объективной реальности, имеющей противоположное начало - интолерантная среда.
Присутствие интолерантности в пространстве учебного заведения объясняется тем, что она является частью живой человеческой реальности, которая может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия, когда одним из участников общения выступает интолерантная личность, несущая на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит.
Деление детей на толерантных и интолерантных достаточно условно, так как ребенок в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
Присутствие и взаимодействие толерантных и интолерантных детей в пространстве учебного заведения обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными.
Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту.
Выделяют два механизма перехода от интолерантной среды к толерантной. Первый заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека.
Другой механизм развития и укрепления толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства школы переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.
Изучив научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у младших школьников, пришла к выводу, что:
- Формирование толерантности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни ребенка во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры и т.д.
- Вопросы формирования толерантности – это общественная, а не узкоотраслевая задача, т.к. по утверждению социологов 54% - в воспитательном процессе это влияние мамы, 24% - влияние папы, 17% другого окружения, 5%- школы.
3) Без толерантного отношения в семье невозможно сформировать толерантное отношение к другим людям, тем более, другим национальностям.
Для детей роль родителей более значима, чем роль школы. Практика показывает, что без деятельного участия родителей, не денежного, а личностного, человеческого, профессионального школа одна справиться не может.
Сегодня самое главное – чтобы родители правильно поняли свою новую ответственность. Сейчас государство ставит себя в другие отношения с родителями. Важно, чтобы ребенок, выйдя за пределы семьи, дома, не оказался совершенно в другом мире.
Формированию толерантности в семье помогут родительские собрания: «Как жить в мире с детьми», «Воспитание ненасилия в семье», «Искусство наказывать и прощать», «Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте».
Окажут помощь родителям консультации и собеседования: «Капризы и неврозы детей», «Непослушный ребенок», «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «Особенности воспитания в неполной семье».
Провела родительские семинары: «Семейный этикет», «Семья – убежище души». Организовала семейные праздники: «День именинника», «Семейные традиции».
Хорошая школа толерантности – спортивные мероприятия: «Школа, спорт и я, и моя дружная семья», «Детки + предки».
В интернете много тестов для родителей: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?», «Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье», «Анкета для самооценки толерантности».
Окажут помощь и встречи – консультации с представителями правоохранительных органов, медиками, талантливыми выпускниками школы, ветеранами, представителями власти.
Важно донести до родителей, что толерантность – это не всепрощение, это осознанная, принятая, признанная каждым членом общества новая культура отношений, базирующаяся на уважении к человеку, на терпимом, сочувственном отношении к чужим недостаткам, болям, обидам, переживаниям.
Работу по формированию толерантности следует начать с определения уровня толерантности учащихся.
Нашла в Интернете вопросы для определения степени сформированности толерантности у школьников.
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Прочитав ответы детей, поняла, что ребята написали то, что от них хотели услышать. Все с удовольствием помогают ученикам разных национальностей, пожмут руку чернокожему мальчику и т.д.
Однако практика показывает, что почти у 30% учащихся класса уровень толерантности низкий: они не замечают назревания конфликтной ситуации, 20-27% - ниже среднего. Учащиеся видят конфликт, но надеются, что все разрешится само собой.
15-20% - выше среднего. Дети видят зарождение конфликта, стремятся его не допустить.
13% - 15% - выше среднего. Конфликт разрешается частично.
10% - установка на толерантное взаимодействие, нахождение пути к пониманию остальных.
Пришла к выводу, что следует учить детей сопоставлению своих поступков со своими высказываниями. Моя задача – привить детям навыки нравственного самоанализа. Главное, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился делать запросы к своей совести, умел анализировать то или иное стремление и умел ответить – к добру оно или ко злу.
К сожалению, крупное воспитательное мероприятие или серия менее масштабных мероприятий не дадут гарантии, что у ребенка сформируется толерантное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Я считаю, что важнее:
- Личный пример учителя на уроке и перемене. Следует сформировать толерантность самого учителя.
Ученик часто нуждается в том, чтобы его выслушали, чтобы его поняли, чтобы его поддержали, ему может быть более всего важно, чтобы учитель в своей душе отвел для него уголок и умел не замечать, прощать и терпеливо ждать, когда он перестанет шалить, научится понимать боль и переживания другого человека, когда он научится искусству доброты.
При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
· индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
· национальный состав коллектива учащихся;
· проблемы в отношениях между детьми и их причины;
- Максимальное использование учебного материала на уроках. Особый акцент следует делать на общих культурных ценностях.
- Различные формы работы на уроке (в парах, в группах).
- Создание условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье.
- Ситуация должна быть не завершенной, иметь множество вариантов.
- Быть узнаваемой, апеллировать к опыту детей.
- Включать множество ролей.
- Содержать внутреннее противоречие, оппозицию.
- Содержать внутреннюю интригу.
- Использование курса ОРКСЭ, сделав его познавательным и увлекательным.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
- Тесное сотрудничество с семьей. Организация конференций: «Уклад жизни в семье», «История семьи в судьбе Отечества», «Конференция для пап», «Праздник «День матери»».
- Проведение «Дня толерантности», «Недели толерантности» с использованием конкурсов рисунков, фотовыставок «Мой толерантный мир».
- Использование фильмотеки. Фильм «За имя моё…».
- Участие в благотворительных акциях: «День милосердия», «Мы едины» (День народного единства), «Памяти жертв Беслана».
- Внеклассные мероприятия: «Интеллектуальный классный час «История мировых открытий»», «Учимся быть терпимыми», «Наши спортивные достижения», «КВН «Новый год у разных народов»», «Праздничные традиции «Масленица»». Важно научить ребят деятельному, творческому, успешному общению, развивать критическое мышление.
«Уроки мужества», «Встречи с ветеранами».
Экскурсии: «Наши славные земляки» - Краеведческий музей, музей «Тульские самовары», музей «Тульские древности», «Ясная поляна».
- Участие детей в муниципальных, региональных конкурсах: «Благодатный отрок», «Семейные традиции», «Семейные реликвии».
- Знакомство с языком, культурой, национальными блюдами, традициями ученика другой национальности.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения.
Я убеждена, что для формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа по программе "Разговор о правильном питании"
Творческая работа показывает участие семьи в реализации программы "Разговор о правильном питании"....
Конкурсная работа:"Сражения и события Отечественной Войны 1812 года"
Эта статья о Бородинском сражении и о других сражениях Отечественной войны 1812 года. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе....
Конкурсная работа "Как сохранить зрение" (тематическая беседа)
Беседа знакомит ребят с устройством органа зрения - глазом, выявляются причины глазных заболеваний, знакомятся со способами профилактики этих заболеваний; разучиваются упражнения для профилактики глаз...
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...
Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны” творческая работа учащихся
75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...
Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)
Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...