"Наши пернатые друзья"
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Наши пернатые друзья" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Наши пернатые друзья", приложения к уроку «Наши пернатые друзья» и рекомендуется просмотр мультфильма "Чужой голос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока на тему "Наши пернатые друзья". | 53.5 КБ |
Приложение к уроку на тему "Наши пернатые друзья" | 475.95 КБ |
Презентация к уроку "Наши пернатые друзья" | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Наши пернатые друзья" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Наши пернатые друзья", приложения к уроку «Наши пернатые друзья» и рекомендуется просмотр мультфильма "Чужой голос".
Тема: «Наши пернатые друзья».
Цель:
Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц: городские, лесные, водоплавающие.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Наши пернатые друзья», картинки и фотографии птиц; разрезанные на части яйцо (пазл); не полностью раскрашенные изображения птиц (аист, дятел, снегирь); три конверта с пазлами «Птиц»; мультфильм «Чужой голос».
Ход занятия:
I. Орг.момент: ученики класса разбиваются на три группы-команды и выбирают название для своей команды, согласно тематике занятия «Птицы».
II. - Ребята, сегодня мы будем говорить о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы. Но начнем мы с разминки-с разгадывания загадок:
***
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой. (Воробей)
***
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
***
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля)
***
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей)
***
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
***
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (Сова)
***
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири)
***
Верещунья, белобока,
И зовут ее … (Сорока)
***
Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она? .. (Ворона)
- Ребята, но это далеко не все птицы, давайте мы с вами сейчас отправимся на птичью выставку, где познакомимся с интересными птицами. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».
Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц педагог спрашивает у детей, неизвестных – называет сам.)
Горихвостка – эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому, кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.
Голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.
Дятел. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.
Колибри. Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.
Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.
Ласточка. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.
Лебедь. Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.
Павлин. Птица с великолепным хвостом.
Пеликан. Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.
Попугай. Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.
Синица. Небольшая птичка с желтеньким брюшком.
Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
Страус. Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.
Удод. Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.
Физминутка «Аист»:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
- Ребята, у каждой птицы есть свой домик. Как он называется? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.
А теперь задание для команд:
- Сложите целое яйцо из скорлупок-пазлов.
(Показ фотографии скворечника.)
-А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.
Если сделать скворечник побольше, и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.
В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.
В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.
Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев.
Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно.
Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.
В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.
Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.
Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Еще есть лесные птицы.
- Задание командам:
1. Отберите птиц, представленных на слайде, которые живут в лесу. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, лебеди, фламинго)
2. Отберите птиц, представленных на слайде, которые обитают в городе. (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.)
3. Отберите птиц, представленных на слайде, обитающих у водоемов. (Дятел, филин, тетерев, сова.)
Вы знаете, что есть птицы певчие. Какие это птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол.)
- Внимание, задание!!!! Каждая команда должна сымитировать движение и пение предложенной вам птицы, да так сымитировать, чтобы другие команды догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).
А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных.
- Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
- Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
- Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.
Не только животным, но и растениям помогают птицы.
- Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.
- Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.
- Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.
Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Педагог сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.
(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).
Дидактическая игра «Птичья мозаика»:
Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу.
Задание «Одень меня»:
У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря…)
III. Итог занятия: игра «Гонка за лидером»: (для каждой команды на слайде выведены шесть вопросов, на которые нужно ответить быстро, без подготовки):
- Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
- Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
- Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
- Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
- Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
- Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
- Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
- Как называется птичий дом?
- Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает?
(Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит:
«Удод-удод»?
IV. Просмотр мультфильма «Чужой голос».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц: городские, лесные, водоплавающие. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям. Цель урока:
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червячков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. В серой шубке перовой И в морозы я герой. Отгадайте загадки:
Хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум. ВОРОБЕЙ.
Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Отгадайте загадки:
АИСТ. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это... Отгадайте загадки:
Является родственником аиста. Гнездится на заломах тростника или деревьях, вблизи водоемов, богатых земноводными, рыбой и водными насекомыми. ЦАПЛЯ.
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. Отгадайте загадки:
Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная. СОЛОВЕЙ.
Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. Отгадайте загадки:
Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином. ЖУРАВЛИ.
Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это … Отгадайте загадки:
Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли. СОВА.
В синем небе голосок Будто крохотный звонок. Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. Отгадайте загадки:
Гнездится на земле, очень красиво поет, поднявшись высоко в небо. ЖАВОРОНОК,
Зимой на ветках яблоки! Скорей же, собери! И вдруг – вспорхнули яблоки. Ведь это … Отгадайте загадки:
Птица мелких размеров, с воробья, хотя выглядит крупнее. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели. СНЕГИРИ.
Верещунья, белобока, И зовут ее … Отгадайте загадки:
Черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом. Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких птиц, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. В деревнях сороки могут таскать яйца из курятника и даже уничтожить цыплят. СОРОКА.
Ношу серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: «Карр! Карр! Карр!» Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? .. Отгадайте загадки:
Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. ВОРОНА.
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. Птичья выставка
Птичья выставка Горихвостка – эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому, кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком. Голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.
Дятел. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте. Птичья выставка Колибри. Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.
Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу. Птичья выставка. Ласточка. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.
Птичья выставка. Лебедь. Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими. Павлин. Птица с великолепным хвостом .
Птичья выставка. Пеликан. Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо. Попугай. Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.
Птичья выставка. Синица. Небольшая птичка с желтеньким брюшком. Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей. Страус. Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро . Удод. Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.
Аист , аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой И тогда придешь домой. Снова – правою ногой, Снова левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придешь домой. Физминутка «Аист»:
Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость. -Ребята , у каждой птицы есть свой домик. Как он называется?
- Сложите целое яйцо из скорлупок-пазлов. -А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. А теперь задание для команд:
1. Отберите птиц, представленных на слайде, которые живут в лесу. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, лебеди, фламинго ). 2. Отберите птиц, представленных на слайде, которые обитают в городе. (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы). 3. Отберите птиц, представленных на слайде, обитающих у водоемов. (Дятел, филин, тетерев, сова). Задание для команд:
Каждая команда должна сымитировать движение и пение предложенной вам птицы, да так сымитировать, чтобы другие команды догадались, какая это птица. - Внимание, задание!!!!
Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик . Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо. А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных ?
Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков. Не только животным, но и растениям помогают птицы.
Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И поет, поет, поет. Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю». Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. Дидактическая игра «Птичья мозаика»:
У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря…) Задание «Одень меня»:
* Какая птица бывает почтовой? * Какая птица носит черный галстук на желтой манишке ? * Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? * Какую птицу называют санитаром леса? * Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. * Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? Итог занятия «Гонка за лидером»
Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? Как называется птичий дом? Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? Какая самая маленькая птица в мире? Кто из птиц самый лучший певец? Итог занятия «Гонка за лидером»
Кого из птиц называют «воровкой »? Как называют домик для птиц, сделанный человеком? Кто выводит птенцов зимой? У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? Птица , неуклюжая на берегу и красавица на воде. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»? Итог занятия «Гонка за лидером»
Просмотр мультфильма «Чужой голос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...
Конкурс «Наши пернатые друзья»
А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарянки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Международный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...