Обогащение словаря школьников начальных классов
статья по русскому языку по теме
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно. С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой, я предлагаю использовать определенные задания, с которыми вы познакомитесь в моей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обогащение словаря школьников начальных классов | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря младших школьников
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным,
в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, без руководства со стороны учителя.
Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:
- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
- подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
- работа над прямым и переносным значением слов;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками;
- работа со словарями;
- выполнение различных видов творческих работ.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка
одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8 – 10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.
Прежде чем предложить материал для работы, представлю список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывается степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках, в радио- и телепередачах: верность, верный, верить, внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность ,гуманный, доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, ласка, ласковый, ласкать, милосердие, милосердный, ненависть, ненавистный, ненавидеть, нежность, нежный, нежить, наивность, наивный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, преданность, преданный, простота, простой, равнодушие, равнодушный, тактичность, тактичный, совесть, совестливый, уважение, уважаемый, уважительный, чуткий, чуткость, человечность, человечный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.
Приведу упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.
- К слову доброта подберите однокоренные слова.Кого называют равнодушным человеком?
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы? На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике. Что они обозначают?
д .брота об . зательный п . з . ботился
бл . годарность вр . ждебный высм . ять
с . весть н . смешливый оск . рбить
- Определите, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жесткий, гуманный.
- Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого
отнять.
5.Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя сущес
твительное.
Верный -…, внимательная-…, добрая-…, жестокое-…, равнодушный-…,
гостеприимная-…, заботливое-…, нежная-…, ласковое-… .
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
6.Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс, (жестокий, жёсткий) человек, (скрытный, скрытый) характер, (обидчивая, обидная) женщина, (радушное, равнодушное)
угощение, (гуманная, гуманитарная) помощь.
7.Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам
отрицание не (пишется слитно).
Сердечный – не…. .
Добрый - ….. .
Чуткий - …. .
Отзывчивый - …. .
Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.
8.Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спря-
жения в один столбик, глаголы 2-го спряжения – во второй.
1.Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2.Вдруг ре станешь друг. 3.Друга за деньги не купишь. 4.Русский человек добро помнит. 5.Не одежда красит человека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6.После драки кулаками не машут.
Что вы знаете о настоящей дружбе? Составьте рассказ на тему “О моём
друге (подруге)”.
9.Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой, выдержать характер, много думать о себе, рука об руку,
от всего сердца, от чистого сердца, принять близко к сердцу.
10.Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2. В чужой лодке всегда больше рыбки.
3. Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать
формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить
детям следующие упражнения.
- Сочинения на темы:” Моя любимая мамочка” ,” Мой самый любимый человек” ,” О моём друге” ,” Какие люди мне нравятся” , “Теплое слово и в мороз согреет” ,” У сильного бессильный виноват” ,” Как можно позаботиться о близких людях” и т.д.
- Прочитайте. Чем похожи эти произведения?
Вежливый человек
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
Внимательный человек
Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и
хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели.
Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а
потом сама пошла обедать.
Объясните значение слов вежливый и внимательный.
- Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани
куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла
и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу
и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец?
Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих
отношений имеет большое значение для формирования навыков письма,
для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей,
потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное
и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.
.