ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
статья по теме

 

                    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigienicheskie_trebovaniya_k_raspisaniyu_urokov.docx12.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

                    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

                     Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

                     Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

                     Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

                      Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

                      При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет                                                                                                                                                Количество баллов

Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений)        11

Иностранный язык                                                                                                                                        10

Физика, химия                                                                                                                                                        9

История                                                                                                                                                         8

Родной язык, литература                                                                                                                             7

Естествознание, география                                                                                                                             6

Физкультура                                                                                                                                                          5

Труд                                                                                                                                                                         4

Черчение                                                                                                                                                            3

Рисование                                                                                                                                                             2

Пение                                                                                                                                                                           1

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11 классов.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий Алдакева Н. Г.

Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Мультимедийный урок може...

Гигиенические требования

Гигиенические требования к оборудованию помещений детского сада...

Гигиенические требования в рамках реализации общеобразовательных стандартов второго поколения

В связи с переходом на обучение по стандартам второго поколения повышаются требования к здоровьесбережению обучающихся. Поэтому особое внимание уделяется гигиеническим требованиям в организации ...

САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в о...

Расписание уроков для первоклассников с учётом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Расписание уроков для первоклассников с  использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, вноябре-декабре – по 4 урока...

Гигиенические требования к уроку

О здоровьесбережении во время проведения различных этапов урока....

Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...