Основы светской этики.
рабочая программа (4 класс) по теме
Примерное планирование уроков основ светской этики в 4 классе. УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРКСЭ. Основы светской этики» (34 часа)
Самостоятельная работа № 1.
№п | Тема занятия | Личностные результаты | Методы, приемы, формы работы |
№1 | Добро и зло. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Познакомить детей с тем, что такое добро и зло. Сформировать представление о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение и самостоятельная работа с учебником. Учить детей логически мыслить, сопоставлять, анализировать и делать выводы. |
№2 | Дружба. | Эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей. Познакомить детей с тем, что такое дружба и чем дружеские отношения отличаются от других отношений. | Работа с сюжетными картинками по заданиям учебника. Работа в подгруппах: составление правил по теме «Кто такой настоящий друг». Подготовка к разучиванию песни вместе с родителями «Когда мои друзья со мной». |
№4 | Стыд, вина и извинение. | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Работа с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка». Работа с пословицами. Составление вопросов по теме. Умение правильно просить прощение. |
№5 | Семейные праздники. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как член своей семьи и гражданин России. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности. | Активизация личного опыта учащихся, выполнение проекта по теме «Семейные праздника». |
Самостоятельная работа №2.
№п | Тема занятия | Познавательные результаты | Регулятивные результаты | Коммуникативные результаты |
№1 | Добро и зло. | Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям. Установление аналогий. Общий прием решения задач. | Принятие и сохранение учебной задачи. Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения. | Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. |
№2 | Дружба. | Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Общий прием решение задач. | Научить детей определять главную цель занятия, раскрыть учебную и задачи, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. | Умение работы в подгруппах. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в то числе в ситуации столкновения интересов. |
№3 | Род и семья — исток нравственных отношений. | Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
№4 | Стыд, вина и извинение. | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие что он знает и видит, а что нет. |
№5 | Семейные праздники. | Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Установление причинно-следственных связей. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Итоговый и пошаговый контроль по результату. | Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Самостоятельная работа № 3.
№п.п. | Тема занятия. | Используемые на уроке произведения литературного, музыкального, изобразительного творчества, имеющие нравственное содержание. |
№1. | Добро и зло. | Сборник русских народных пословиц и поговорок. Русская народная сказка «Морозко». Шарль Перро «Золушка». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». В. Шаинский «Если добрый ты» (песня из м/ф «Кот Леопольд»). |
№2. | Дружба. | А.Волков «Волшебник изумрудного города». Стихи А.Л.Барто. Детские песни «Вот что значит настоящий, верный друг», «Когда мои друзья со мной». |
№3. | Род и семья – исток нравственных отношений. | Е.Благинина «Мама спит, она устала». А.Платонов «Цветок на земле». Песня «Папа может». Л.Толстой «Отец и сыновья». |
№4 | Стыд, вина, извинение. | Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка». Л.Толстой «Косточка». Песня «Голубой вагон». |
№5. | Семейные праздники. | А. Миллн «Винни-Пух и все-все-все». Гауфман «Щелкунчик». Песня «День Победы». |
Проектная работа.
Введение.
Цель: формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи: знакомство с общественными нормами нравственности и морали;
духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян;
Для осуществления этих задач обучение детей должно ориентироваться на систему духовно-нравственных ценностей, включая в себя:
-патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
-социальная солидарность – свобода личная и национальная;
-справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество –уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Курс «Светская этика» ставит основной задачей дать детям опыт нравственного переживания на основе художественных произведений; ознакомить учащихся с основами интеллектуальной компетентности, формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы. Воспитывать этническую, религиозную и социальную толерантность.
Задача педагогов – пробудить в детях желание жить с наибольшей эффективностью.
Тема. | Цель урока. | Этапы урока. | Предмет-ные результаты | Метапред-метные результаты | Личност-ные результаты. | Использу- емые материалы | Педаг. Рефлек сия |
Урок 1. Добро и зло. | Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло». Показать на примерах, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | 1.Орг.момент. Приветствие. Запись темы в тетрадь. 2.Основная часть. Активизация класса. Обсуждение выполнения дом. Задания. Чтение пословиц и поговорок на доске, объяснение их смысла. Прослушивание отрывков из сказок. Обсуждение морали сказок. Работа с текстом учебника Работа в группах Прослушиваниепесни. 3.Обобщение, закрепление материала. Выполнение заданий учебника. 4.Дом. задание. Иллюстрация к песне «Если добрый ты». 5.Итог урока. | Усвоение понятий «добро» и «зло». | Развитие рефлексии Умение ставить цель и организовывать свою деятельность. Согласование принятых решений друг с другом. | Формирование правильного отношения к добрым и злым героям. Воспитание доброго отношения друг к другу. | Учебник. Аудизапись сказок и песни. Иллюстрации, книги со сказками. | Эмоциональная значимая часть урока – прослушивание аудизаписей и обсуждение услышанного |
Урок 2. Дружба. | Формирование у школьников чувства дружбы друг к другу. Знакомство с основными жизненными ценностями Воспитание дружеской атмосферы на уроке. | 1.Орг. момент. Сообщение и запись темы в тетрадь. 2.Основная часть. Проверка дом. Задания. Работа с понятиями: дружба, друг, подруга, дружеский. Работа с учебником. Работа с литературными произведениями. Творческая работа учащихся в группах. Прослушивание, обсуждение и заучивание песен о дружбе. 3.Обощение и закрепление. Составление правил по теме «Кто твой настоящий друг». 4.Дом. задание. Ответить на вопросы учебника. Выучить песню. 5.Итог урока. | Усвоение понятий «дружба», «друг». | Развитие рефлексии Умение договариваться и приходить к общему решению при работе в группах. | Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Учебник. Стихи Барто. Видеофрагмент м/ф «Волшебник Изумрудного города». Аудизапись песен. | Больше времени посвятить беседе о дружбе между детьми, основываясь на их личном опыте. |
Урок 4. Стыд, вина и извинение. | Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению. Познакомить с понятиями «вина», «стыд». Научить правильно извиняться. | 1.Орг.момент. Сообщение и запись темы урока. 2.Основная часть. Проверка дом.задания. Работа над лексическим значением понятий «вина», «стыд». Работа с картиной «Опять двойка». Работа с учебником. Работа с басней Л.Толстого. Беседа о том, когда и за что нужно извиняться. 3.Обощение и закрепление. Работа с пословицами. Песня «Голубой вагон». 4.Дом. задание. Выучить определения «стыд» и «вина». 5.Итог урока. | Усвоение понятий «стыд», «вина». Умение оценивать поступки героев произведений. | Развитие рефлексии Умение оценивать поступки других со своей позиции. | Формирование понятий «стыд» и «вина». Умение признавать свою вину и просить прощение. | Учебник. Репродукция картины «Опять двойка». Аудизапись «Косточка» и песня «Голубой вагон». | Уделить больше внимания работе с картиной. Научить правильно извиняться. |
Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений. | Познакомить учащихся с понятиями «род» «семья». Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательно относиться к тем, кто нас окружает. | 1.Орг.момент. Сообщение и запись темы в тетрадь. 2.Основная часть. Проверка дом. Задания. Работа с текстом учебника. Работа над литературными произведениями. Работа в парах. Знакомство с родословной. 3.Обощение и закрепление. Мини-рассказ «С кем я живу». 4.Дом. задание. Придумать и нарисовать герб своей семьи. Составить родословную своей семьи. 5.Итог урока. | Усвоение понятий «семья» «род». | Умение ставить цель и организовывать свою деятельность. Развитие рефлексии «Я – член своей семьи». | Умение считаться с мнением всех членов семьи. Умение при необходимости заботиться о членах своей семьи. | Учебник. Аудизапись литературных произведений. Пример родословной. | Больше внимания уделить конкретным близким членам семьи, проживающие совместно. |
Урок 5. Семейные праздники. | Расширение представлений о понятии «семейный праздник». Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности. Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями. | 1.Орг.момент. Сообщение и запись темы в тетрадь. 2.Основная часть. Повторение материала прошлого урока. Беседа о традиционных праздниках. Беседа о праздниках,которые отмечают в семье. Чтение отрывка из сказки «Винни-Пух и все-все-все» Просмотр и обсуждение кадров из м/ф «Щелкунчик». Работа с учебником. Составление вопросов по материалам учебника. 3.Обобщение и закрепление материала. Работа в группах. Составление списка подарков к разным праздникам. 4.Дом.задание. Оформить книжку-малышку «Праздники моей семьи». 5.Итог урока. | Понимать значение праздников в стране и в семье. Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. | Умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность. | Формирование традиций соей страны и семьи. Воспитание благодарности к своей малой Родине, преданного отношения к ней, гордости за свою страну и семью. | Учебник. Литературные произведения. Аудизапись песни «День Победы». Видеофрагмент м/ф. | Больше внимания уделить личным семейным праздникам, таким как День рождения членов своей семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...