Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Абросимова Ольга Викторовна

В данной работе идет речь о том, как осуществляется программа по здоровьесбережению, приведены примеры и формы работы в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_prostranstva_o_zdorove.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа как пространство заботы о здоровье.

     

 

                                                            Учитель начальных

                                                                               классов МБОУ «Гимназия №1»

             Абросимова Ольга Викторовна.

Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться. Причины этого явления общеизвестны: экологические и климатические факторы, неблагоприятные факторы школьной среды, невысокий уровень здоровья населения.

   Результаты последних исследований, проведенных в последние годы, свидетельствуют о кризисном положении здоровья детей в современном обществе. В школу поступают здоровыми только 20 – 25 % детей, а по данным всеобщей диспансеризации (декабрь 2002) только 10 % школьников могут считаться здоровыми. Почти 90 % школьников имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30 -35 % детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями.

   Поэтому перед школой особенно остро стоит задача по формированию навыков здорового образа жизни. Для реализации этой программы необходимо выстроить систему работы с детьми по формированию у ребят здоровьесберегающего мировоззрения.

  Только система непрерывного образования и воспитания в области здоровья может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес у учащихся к той области знаний, которая связана со здоровьем. Такой подход способствует не только изменению и коррекции отношения учеников и учителей к здоровью, но и формированию учебного процесса, основанного на учете индивидуальных особенностей учащихся.

   В этой системе педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование.

Информирование влияет на представление ученика о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Этот процесс предполагает ряд этапов:

(слайд 2) - 1-этап – принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранению здоровья. Степень информированности воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников. Э то и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет, манеры, ценностные ориентации.

- 2-этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья.

Педагог сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т. д.). Например, в беседе о здоровом образе жизни авторитетных людей рассматривали отношение к спорту бывшего президента Владимира Владимировича Путина. Он имеет черный пояс (высшую награду) по дзюдо, любит кататься на лыжах, посещает детские спортивные соревнования, ведет здоровый образ жизни – не употребляет алкоголь и не курит. Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:

- педагог обращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;

- учитывает индивидуальные особенности школьников, подбирает доступные его образовательному и культурному уровню аргументы;

- владеет культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично;

- 3 –этап-внушение убеждений, один из важнейших аспектов формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам воспитанников нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия к воспитаннику (поручение, разрешение, предложение).

- 4 –этап-принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность школьника к ведению здорового образа жизни. Лабораторные, практические занятия, самоанализ образа жизни на данном этапе активизируют творческую активность, формируют стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.

- 5 –этап включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общение учащихся. Формы воспитательного взаимодействия – тренинги с участием учащихся, педагогов, психологов, родителей; организация здорового досуга совместно с родителями. Одним из факторов становления ценностных отношений является создание в воспитательном пространстве ситуаций нравственного выбора между материальными и духовными ценностями. Например, игра – тренинг «Нашел на дороге» («Шел по безлюдной дороге и нашел кошелек, в котором лежали деньги»), нацелена на вызов эмоционального отклика. Ведущий делает акцент только на характеристике ситуации. В любом случае итоги дают оценку действиям, а не поведению субъекта. Тренинг обеспечивает возможности для оценки учащимся своего социального поведения, а оценка других людей побуждает к самовоспитанию, являющемуся основой для формирования духовно – нравственной составляющей здоровье.

- 6 – этап- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении школьника. Формы воспитательного взаимодействия: круглые столы, часы общения, устные журналы, диспуты, тренинги, акции милосердия и т. д.

   Эффективность воспитательного влияния наряду с информированием обеспечивает стимулирование, направленное на усиление возникшего мотива. Необходимо поощрять социально приемлемые взгляды и убеждения воспитанников через вынесение благодарности, награждение.

  Какую же работу проводим мы по формированию навыков здорового образа жизни?

(слайд 3) На первом родительском собрании в первом классе главным вопросом стоит вопрос о соблюдении режима дня школьником. Великий физиолог И. П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Правильно организовать режим дня школьника – это: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи; установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на свежем воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье. Соблюдение режима младшим школьником очень важно для его здоровья.

      С целью выявления уровня школьной адаптации педагогом психологом проводится обследование учащихся 1-ых классов. По его результатам собирается психолого- педагогический консилиум, на котором данные результаты обсуждаются, даются рекомендации, формируются группы учащихся для коррекционно - развивающих занятий по данному направлению.

  В текущем году в моем классе проводился по этому вопросу мониторинг, который складывался из: (слайд 4)

  1. Анализ результатов наблюдений классным руководителем за учащимися в урочной и неурочной деятельности. На основании полученных результатов степень адаптации учащихся такова:

Степень адаптации

Начало учебного года

(20 октября)

Конец 3 четверти

(24 марта)

Адаптация

62 %

90 %

Неполная адаптация

38 %

10 %

Дезадаптация

-

-

  1. Школьная мотивация изучалась с помощью проектной методики «Что мне нравится в школе».

Мотивация

Начало учебного года

(20 октября)

Конец 3 четверти

(24 марта)

Высокая мотивация

42 %

75 %

Внешняя мотивация

33 %

13 %

Игровая мотивация

21 %

12 %

Детский негативизм

4 %

-

По данным таблиц видно как возрос уровень адаптации и мотивации учащихся в результате осуществления психолого-педагогического сопровождения через индивидуальные консультации и работы в группах. На этих занятиях проводились упражнения, способствующие созданию эмоционального опыта, положительного отношения к школе, к процессу обучения, В процессе организации занятий у детей формируются личностные качества, которые помогут им войти в контакт со сверстниками, учителем, помогут избежать стрессовых ситуаций, а значит, и помогут сохранить здоровье.

(слайд 5) Следующей формой стимулирования к формированию навыков здорового образа жизни являются занятия в спортивных секциях школы и города.

                                          Школьные кружки.

1

Футбол

6 человек

2

Кружок хореографии

7 человек

                                      Городские кружки.

1

Бассейн

8 человек

2

Спортивная школа

9 человек

3

Школа искусств (изо)

6 человек

4

Кружок хореографии

7 человек

(слайд 6)  Большое внимание уделено урокам физической культуры. Для младших школьников оборудован спортивный зал со шведской стенкой, гимнастическими снарядами, спортивным инвентарем. Учитель физкультуры регулярно проводит соревнования между классами, эстафеты, спортивные олимпиады. Все дети с большим удовольствием посещают уроки физкультуры.

(слайд 7)  Три раза в неделю в группе продленного дня проводится спортивный час с 15 до 16 часов. Это как раз то время, когда детям нужна физическая разрядка. Они играют, соревнуются.

(слайд 8)  В первом классе у нас проводится динамическая пауза между 2-ым и 3-им уроками в течение 30-ти минут. Дети выходят на прогулку, где проводятся подвижные игры «У медведя во бору», «Охотники и утки» и др. В ненастную погоду динамическую паузу проводим в спортивном зале или в классной комнате. Игры в классе с передвижением, например: «Поменяться местами тем, у кого есть банты или одежда синего цвета», следующая игра, когда учитель на ухо шепчет каждому ученику название птиц или животных: ворона, кузнечик, утка, медведь, курица. По сигналу учителя дети начинают издавать звуки животного, которого они представляют, по звукам каждый должен отыскать свою стаю.

(слайд 9)     Большое внимание уделяется питанию детей. 100 % детей нашего класса охвачено горячими завтраками. Готовят у нас вкусно, разнообразно, ежедневно школьники получают свежие фрукты или овощи и натуральный сок.

(слайд 10)   Так же формированию навыков здорового образа жизни оказывает влияние программы «Разговор о правильном питании», которую мы реализуем с 1 – го класса. Каждый ребенок обеспечен рабочей тетрадью по этой программе. Работа ведется в игровой форме. В тетради предлагаются кроссворды (слайд 11)

, задания для детей, прививаются правила гигиены, идет знакомство с правилами поведения за столом, рассказывается о пользе витаминов, предлагаются игры. Дети активно работают на таких занятиях (занятия проводятся во внеурочное время, а также интегрируются с уроками окружающего мира), делают выводы и придерживаются этих правил, чтобы расти крепкими и здоровыми.

   В начальных классах у нас ведется комплексная экологизированная игра «Лада», что в переводе обозначает «Любовь и добро». Это традиционное внеклассное мероприятие в нашей школе по программе «Здоровье». Способствовать сохранению здоровья детей – одна из целей этой игры. На этот год выделены 4 этапа:

              1 этап: Рождение городов. Назвать свой город, выбрать мера города, представить свой город. (слайд 12)

               2 этап: Театрализованное представление. (слайд 13); Инсценировали басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».

               3 этап: Стадион «Здоровья». Готовимся к соревнованию между классами.

               4 этап: Фестиваль семейного творчества. Здесь будут участвовать дети вместе с родителями.

   Когда ребенок приобщается к спорту, когда у него хорошее настроение, положительный эмоциональный  и психологический настрой, когда он с удовольствием идет в школу, то можно сказать. Что выше названные формы по формированию навыков здорового образа жизни дают желаемые результаты.

   Но во время семинара, проводимого на базе нашей гимназии в декабре месяце руководителем Саратовского центра по здоровьесберегающим технологиям, мы узнали интересную информацию о том, как нельзя заниматься профилактикой, например, против наркомании.

(слайд 14)  Запрещено: проводить конкурсы рисунков, плакатов в общеобразовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.

(слайд 15)   Запрещено: Предоставлять учащимся информацию

- о действии психоактивных веществ;

-о  способах приготовления этих веществ;

- демонстрировать наркоманскую атрибутику;

- упоминать названия наркотических веществ;

- обсуждать состояния, которые переживает наркоман;

- использовать наркоманский сленг.

(слайд 16)  Запрещено: Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед.

(слайд 17)   Запрещено: Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.

(слайд 18)   Желаю Вам и Вашим детям крепкого здоровья.

Литература.

  1. Иванов О. А., Павлова М. А., «Образование в области здоровья», Саратов, 2009 г.
  2. Кривошеина И. В. «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни». Журнал «Начальная школа», № 2, 2009 г.
  3. Малюкова И. Б. «Динамическая пауза на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе». Журнал «Начальная школа», № 2, 2009 г.
  4. Смирнов Н. К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования», Москва, АРКТИ, 2008 г.
  5. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. «Здоровьесберегающие технологии», Москва, 2003 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...