Здоровьесберегающая система В.Ф.Базарного в действии.
статья (1 класс) по теме

 

Из опыта работы по системе В.Ф.Базарного.

         Несерина Алла Михайловна, учитель начальных классов Iкатегории.

 

         Наша школа № 29 состоит из грамотных, творческих учителей. Все педагоги работают в русле вариативного, личностно-ориентированного развивающего образования. И администрация школы, и сами учителя – все мы находимся в постоянном творческом поиске, опробируем новые методики, добавляем что-то своё.

         Четыре года назад наши учителя начальной школы начали работу  по здоровьесберегающей системе Владимира Фёдоровича Базарного. Я стояла у самых истоков эксперимента, вводила все элементы  В.Ф. Базарного  с первого класса. И вот – первый выпуск, возможность оценить результаты своей деятельности, ответить на вопросы: чего  я  добилась благодаря новой технологии? Чем отличаются  дети этого класса от всех предыдущих выпусков? Какие приёмы оказались наиболее успешными? Как дальше строить свою работу? Что нового я внесла в эту систему?  Какими наработками я могу сейчас поделиться со своими коллегами?

         Давайте начнём сначала. Что рекомендует В.Ф.Базарный  использовать на уроках?  Перечитав все его книги, я вывела такие  основные положения здоровьесберегающей  технологии         В.Ф. Базарного:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

- освещение;

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

- наличие конторок;

  1. Снятие мышечных зажимов:

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

  1. Зрительно-поисковая телесная активность:

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

  1. Зрительно-сенсорная разгрузка:

- ручные фиксаторы;

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

- активизация творческих способностей с опорой на развитие эмоционально-смыслового правого полушария;

  1. Активизация эмоциональной сферы:

- работа с панно (связь между образом и словом);

- развитие воображения и речетворчества;

  1. Развитие органов чувств и чувственной сферы для предупреждения    чувственной депревации (нехватки чувств):

   - усиление воздействия тактильных, оптических, аудио-, вестибулярных, ароматических факторов;

 

Администрация  сделала  много для создания этой системы в нашей школе: закупила необходимую мебель (фото № 1), сделала панно (фото № 2)  и систему универсальных символов  (фото № 4)  в каждый класс, создала хореографический зал (фото № 3), театральный кружок, вокальные группы  и т.д.  Теперь всё зависело от нас, от учителей.  Конечно, вводить что-то новое всегда нелегко. А работать по системе В.Ф. Базарного – трудно вдвойне, потому что он не педагог, а врач-офтальмолог, у него нет конкретных разработок уроков, все его рекомендации связаны только со здоровьем.

 

Ознакомившись с основными положениями, я подумала: «Без сомнения, всё это нужно каждому ребёнку. И просто здорово, если это будет присутствовать  на уроке. Но как ввести эти элементы  в учебную деятельность, связав с целью урока, с его темой, как повысить мотивацию учения, как  укладываться по времени, которого на уроке и так не хватает?  Как организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья? Как наряду с внедрением новых педагогических технологий создать у детей ощущение радости в процессе обучения и мотивацию на здоровый образ жизни?  Как построить урок, чтобы он не превратился в сплошную физминутку, а явился источником не только знаний, но и физического и морального здоровья для каждого школьника?»  Вот какие вопросы я пыталась решить.

 

image     image    image

 

 Фото № 1                             Фото № 2                               Фото № 3

В процессе работы было много находок, которыми можно поделиться. Но я предлагаю остановиться на чём-то одном. Например, на системе универсальных символов на потолке. Что вы видите? (Фото № 4 и фото № 5)

 

image фото № 4                   image фото № 5

 

То же, что видела и я: много изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой, а позже присоединять ещё и движения туловища. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Вот тут-то я и разработала целый блок  стихотворных текстов. При этом  я отталкивалась от темы урока (что необходимо мне как педагогу) и  опиралась на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

         Невозможно напечатать всё, что я сочинила за четыре года, но вот несколько примеров.

 

 


Постановка целей урока

(психологический настрой детей на  любой  урок)

Водим глазами по полосочкам:

Синяя:

                   Сперва по синей обязательно,

                   Чтоб мы слушали внимательно.

Зелёная

                   Ну а после по зелёной,

                   Чтоб быть каждому смышленым.

Белая

                   По полосочке по белой,

                   Чтоб мы отвечали смело.

Красная

                   А теперь идём по красной,

                   Чтоб всё запомнили прекрасно.

Коричневая

                   И в заключенье по коричневой,

                   Чтоб все учились на «отлично» мы.

 

ЖИВОТНЫЕ 

Зелёная полоска        

По зелёной по лужайке

                   Быстро-быстро скачет зайка.

                   Он несёт зайчатам ловко

                   И капусту, и морковку.

Красная полоска       

Вокруг яблока червяк

                   Не спеша ползёт, вот так.

                   Смотрит он, какой бочок

                   Сын откусит червячок.

Синяя полоска 

По небу несёт синичка

                   Червячка для дочки-птички,

                   Чтобы стали перья крепче,

                   Чтоб летать ей было легче.

Коричневая полоска

 А вот здесь пушистый крот

                   Под землёй устроил ход.

                   Он очень медленно ползёт,

                   Для кротят еду везёт.

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.    

А вот тут у нас ребятки

                   Дружно делают зарядку.

                   Так как мы на радость маме

                   Несём себе здоровье сами!

 

ПРОФЕССИИ

Белый

                   Полюс. Снег там белый-белый.

                   Едет вот полярник смелый.

                   Он вездеходом управляет,

                   И животных изучает.

Красный

                   Уходите все с дороги!

                   Мчит пожарник по тревоге!

                   Может ночью или днём

                   Он управиться с огнём!

Синий

                   По морю корабль плывёт,

                   Капитан его ведёт.

                   Поплывём мы с капитаном

                   По морю к далёким странам.

Зелёный

                   По зелёненькой  дорожке

                   Наш лесник идёт с лукошком.

                   Он лес надёжно охраняет,

                   Всех зверей оберегает.

Коричневый

 По коричневой гряде

                   Едет трактор в борозде,

                   Чтоб к обеду вдоволь хлеба

                   Было всем всегда везде.

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.             

Все профессии важны,

                   Все профессии нужны.

                   Вот научимся и будем

                   Мы опорой всей страны.

         Стихи на одну тему «работают» примерно неделю-две. Сперва читает стихотворение и руководит действиями ребят  заранее  подготовленный ученик, после 3-5 повторов на других уроках стихотворение с удовольствием говорят все дети наизусть, сопровождая слова необходимыми движениями. Следующего ведущего назначает нынешний ведущий за «добросовестную прогулку по полосочкам». Поэтому читать стихотворение первым – не просто интересно, а ещё и почётно, престижно. Стихи в первом классе предлагаются простые и коротенькие. Позже усложняются  темы и увеличивается объём.

Помимо выше указанных,  стихотворные тексты были сочинены мною по следующим темам:

           «Спасение зверят»

                «Путешествие к гномам»

                    «В цирке»

                         «Времена года»

                            «Животные»

                                «Игрушки»

                                     «Природные зоны»

                                           «Здоровье, чистота, режим дня»                

                                               «Транспорт»

                                                     «Кто что ест»

                                                        «Наши оценки»

                                                           «Азбука безопасности в городе» и другие.

В заключение я хочу сказать, что на основе работы с новой технологией  учителя начальной школы  защитили коллективный проект под названием «Здоровье – это здорово!».  За эту работу мы получили областную  грамоту победителя. Это наша маленькая победа. А большая победа – это сияющие глаза здоровых  ребят  и благодарных родителей.

         Уважаемые коллеги! Желаю и вам маленьких и больших побед!

 

Из опыта работы по системе В.Ф.Базарного.

 

         Несерина Алла Михайловна, учитель начальных классов Iкатегории.

 

 

 

         Наша школа № 29 состоит из грамотных, творческих учителей. Все педагоги работают в русле вариативного, личностно-ориентированного развивающего образования. И администрация школы, и сами учителя – все мы находимся в постоянном творческом поиске, опробируем новые методики, добавляем что-то своё.

 

         Четыре года назад наши учителя начальной школы начали работу  по здоровьесберегающей системе Владимира Фёдоровича Базарного. Я стояла у самых истоков эксперимента, вводила все элементы  В.Ф. Базарного  с первого класса. И вот – первый выпуск, возможность оценить результаты своей деятельности, ответить на вопросы: чего  я  добилась благодаря новой технологии? Чем отличаются  дети этого класса от всех предыдущих выпусков? Какие приёмы оказались наиболее успешными? Как дальше строить свою работу? Что нового я внесла в эту систему?  Какими наработками я могу сейчас поделиться со своими коллегами?

 

         Давайте начнём сначала. Что рекомендует В.Ф.Базарный  использовать на уроках?  Перечитав все его книги, я вывела такие  основные положения здоровьесберегающей  технологии         В.Ф. Базарного:

 

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

 

- освещение;

 

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

 

- наличие конторок;

 

  1. Снятие мышечных зажимов:

 

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

 

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

 

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

 

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

 

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

 

  1. Зрительно-поисковая телесная активность:

 

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

 

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

 

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

 

  1. Зрительно-сенсорная разгрузка:

 

- ручные фиксаторы;

 

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

 

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

 

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

 

- активизация творческих способностей с опорой на развитие эмоционально-смыслового правого полушария;

 

  1. Активизация эмоциональной сферы:

 

- работа с панно (связь между образом и словом);

 

- развитие воображения и речетворчества;

 

  1. Развитие органов чувств и чувственной сферы для предупреждения    чувственной депревации (нехватки чувств):

 

   - усиление воздействия тактильных, оптических, аудио-, вестибулярных, ароматических факторов;

 

 

 

Администрация  сделала  много для создания этой системы в нашей школе: закупила необходимую мебель (фото № 1), сделала панно (фото № 2)  и систему универсальных символов  (фото № 4)  в каждый класс, создала хореографический зал (фото № 3), театральный кружок, вокальные группы  и т.д.  Теперь всё зависело от нас, от учителей.  Конечно, вводить что-то новое всегда нелегко. А работать по системе В.Ф. Базарного – трудно вдвойне, потому что он не педагог, а врач-офтальмолог, у него нет конкретных разработок уроков, все его рекомендации связаны только со здоровьем.

 

 

 

Ознакомившись с основными положениями, я подумала: «Без сомнения, всё это нужно каждому ребёнку. И просто здорово, если это будет присутствовать  на уроке. Но как ввести эти элементы  в учебную деятельность, связав с целью урока, с его темой, как повысить мотивацию учения, как  укладываться по времени, которого на уроке и так не хватает?  Как организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья? Как наряду с внедрением новых педагогических технологий создать у детей ощущение радости в процессе обучения и мотивацию на здоровый образ жизни?  Как построить урок, чтобы он не превратился в сплошную физминутку, а явился источником не только знаний, но и физического и морального здоровья для каждого школьника?»  Вот какие вопросы я пыталась решить.

 

 

 

image     image    image

 

 

 

 Фото № 1                             Фото № 2                               Фото № 3

 

В процессе работы было много находок, которыми можно поделиться. Но я предлагаю остановиться на чём-то одном. Например, на системе универсальных символов на потолке. Что вы видите? (Фото № 4 и фото № 5)

 

 

 

image фото № 4                   image фото № 5

 

 

 

То же, что видела и я: много изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой, а позже присоединять ещё и движения туловища. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Вот тут-то я и разработала целый блок  стихотворных текстов. При этом  я отталкивалась от темы урока (что необходимо мне как педагогу) и  опиралась на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

 

         Невозможно напечатать всё, что я сочинила за четыре года, но вот несколько примеров.

 

 

 

 

 


Постановка целей урока

 

(психологический настрой детей на  любой  урок)

 

Водим глазами по полосочкам:

 

Синяя:

 

                   Сперва по синей обязательно,

 

                   Чтоб мы слушали внимательно.

 

Зелёная

 

                   Ну а после по зелёной,

 

                   Чтоб быть каждому смышленым.

 

Белая

 

                   По полосочке по белой,

 

                   Чтоб мы отвечали смело.

 

Красная

 

                   А теперь идём по красной,

 

                   Чтоб всё запомнили прекрасно.

 

Коричневая

 

                   И в заключенье по коричневой,

 

                   Чтоб все учились на «отлично» мы.

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ 

 

Зелёная полоска        

 

По зелёной по лужайке

 

                   Быстро-быстро скачет зайка.

 

                   Он несёт зайчатам ловко

 

                   И капусту, и морковку.

 

Красная полоска       

 

Вокруг яблока червяк

 

                   Не спеша ползёт, вот так.

 

                   Смотрит он, какой бочок

 

                   Сын откусит червячок.

 

Синяя полоска 

 

По небу несёт синичка

 

                   Червячка для дочки-птички,

 

                   Чтобы стали перья крепче,

 

                   Чтоб летать ей было легче.

 

Коричневая полоска

 

 А вот здесь пушистый крот

 

                   Под землёй устроил ход.

 

                   Он очень медленно ползёт,

 

                   Для кротят еду везёт.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.    

 

А вот тут у нас ребятки

 

                   Дружно делают зарядку.

 

                   Так как мы на радость маме

 

                   Несём себе здоровье сами!

 

 

 

ПРОФЕССИИ

 

Белый

 

                   Полюс. Снег там белый-белый.

 

                   Едет вот полярник смелый.

 

                   Он вездеходом управляет,

 

                   И животных изучает.

 

Красный

 

                   Уходите все с дороги!

 

                   Мчит пожарник по тревоге!

 

                   Может ночью или днём

 

                   Он управиться с огнём!

 

Синий

 

                   По морю корабль плывёт,

 

                   Капитан его ведёт.

 

                   Поплывём мы с капитаном

 

                   По морю к далёким странам.

 

Зелёный

 

                   По зелёненькой  дорожке

 

                   Наш лесник идёт с лукошком.

 

                   Он лес надёжно охраняет,

 

                   Всех зверей оберегает.

 

Коричневый

 

 По коричневой гряде

 

                   Едет трактор в борозде,

 

                   Чтоб к обеду вдоволь хлеба

 

                   Было всем всегда везде.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.             

 

Все профессии важны,

 

                   Все профессии нужны.

 

                   Вот научимся и будем

 

                   Мы опорой всей страны.

 

         Стихи на одну тему «работают» примерно неделю-две. Сперва читает стихотворение и руководит действиями ребят  заранее  подготовленный ученик, после 3-5 повторов на других уроках стихотворение с удовольствием говорят все дети наизусть, сопровождая слова необходимыми движениями. Следующего ведущего назначает нынешний ведущий за «добросовестную прогулку по полосочкам». Поэтому читать стихотворение первым – не просто интересно, а ещё и почётно, престижно. Стихи в первом классе предлагаются простые и коротенькие. Позже усложняются  темы и увеличивается объём.

 

Помимо выше указанных,  стихотворные тексты были сочинены мною по следующим темам:

 

           «Спасение зверят»

 

                «Путешествие к гномам»

 

                    «В цирке»

 

                         «Времена года»

 

                            «Животные»

 

                                «Игрушки»

 

                                     «Природные зоны»

 

                                           «Здоровье, чистота, режим дня»                

 

                                               «Транспорт»

 

                                                     «Кто что ест»

 

                                                        «Наши оценки»

 

                                                           «Азбука безопасности в городе» и другие.

 

В заключение я хочу сказать, что на основе работы с новой технологией  учителя начальной школы  защитили коллективный проект под названием «Здоровье – это здорово!».  За эту работу мы получили областную  грамоту победителя. Это наша маленькая победа. А большая победа – это сияющие глаза здоровых  ребят  и благодарных родителей.

 

         Уважаемые коллеги! Желаю и вам маленьких и больших побед!

 

 

 

Из опыта работы по системе В.Ф.Базарного.

 

         Несерина Алла Михайловна, учитель начальных классов Iкатегории.

 

 

 

         Наша школа № 29 состоит из грамотных, творческих учителей. Все педагоги работают в русле вариативного, личностно-ориентированного развивающего образования. И администрация школы, и сами учителя – все мы находимся в постоянном творческом поиске, опробируем новые методики, добавляем что-то своё.

 

         Четыре года назад наши учителя начальной школы начали работу  по здоровьесберегающей системе Владимира Фёдоровича Базарного. Я стояла у самых истоков эксперимента, вводила все элементы  В.Ф. Базарного  с первого класса. И вот – первый выпуск, возможность оценить результаты своей деятельности, ответить на вопросы: чего  я  добилась благодаря новой технологии? Чем отличаются  дети этого класса от всех предыдущих выпусков? Какие приёмы оказались наиболее успешными? Как дальше строить свою работу? Что нового я внесла в эту систему?  Какими наработками я могу сейчас поделиться со своими коллегами?

 

         Давайте начнём сначала. Что рекомендует В.Ф.Базарный  использовать на уроках?  Перечитав все его книги, я вывела такие  основные положения здоровьесберегающей  технологии         В.Ф. Базарного:

 

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

 

- освещение;

 

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

 

- наличие конторок;

 

  1. Снятие мышечных зажимов:

 

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

 

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

 

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

 

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

 

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

 

  1. Зрительно-поисковая телесная активность:

 

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

 

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

 

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

 

  1. Зрительно-сенсорная разгрузка:

 

- ручные фиксаторы;

 

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

 

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

 

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

 

- активизация творческих способностей с опорой на развитие эмоционально-смыслового правого полушария;

 

  1. Активизация эмоциональной сферы:

 

- работа с панно (связь между образом и словом);

 

- развитие воображения и речетворчества;

 

  1. Развитие органов чувств и чувственной сферы для предупреждения    чувственной депревации (нехватки чувств):

 

   - усиление воздействия тактильных, оптических, аудио-, вестибулярных, ароматических факторов;

 

 

 

Администрация  сделала  много для создания этой системы в нашей школе: закупила необходимую мебель (фото № 1), сделала панно (фото № 2)  и систему универсальных символов  (фото № 4)  в каждый класс, создала хореографический зал (фото № 3), театральный кружок, вокальные группы  и т.д.  Теперь всё зависело от нас, от учителей.  Конечно, вводить что-то новое всегда нелегко. А работать по системе В.Ф. Базарного – трудно вдвойне, потому что он не педагог, а врач-офтальмолог, у него нет конкретных разработок уроков, все его рекомендации связаны только со здоровьем.

 

 

 

Ознакомившись с основными положениями, я подумала: «Без сомнения, всё это нужно каждому ребёнку. И просто здорово, если это будет присутствовать  на уроке. Но как ввести эти элементы  в учебную деятельность, связав с целью урока, с его темой, как повысить мотивацию учения, как  укладываться по времени, которого на уроке и так не хватает?  Как организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья? Как наряду с внедрением новых педагогических технологий создать у детей ощущение радости в процессе обучения и мотивацию на здоровый образ жизни?  Как построить урок, чтобы он не превратился в сплошную физминутку, а явился источником не только знаний, но и физического и морального здоровья для каждого школьника?»  Вот какие вопросы я пыталась решить.

 

 

 

image     image    image

 

 

 

 Фото № 1                             Фото № 2                               Фото № 3

 

В процессе работы было много находок, которыми можно поделиться. Но я предлагаю остановиться на чём-то одном. Например, на системе универсальных символов на потолке. Что вы видите? (Фото № 4 и фото № 5)

 

 

 

image фото № 4                   image фото № 5

 

 

 

То же, что видела и я: много изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой, а позже присоединять ещё и движения туловища. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Вот тут-то я и разработала целый блок  стихотворных текстов. При этом  я отталкивалась от темы урока (что необходимо мне как педагогу) и  опиралась на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

 

         Невозможно напечатать всё, что я сочинила за четыре года, но вот несколько примеров.

 

 

 

 

 


Постановка целей урока

 

(психологический настрой детей на  любой  урок)

 

Водим глазами по полосочкам:

 

Синяя:

 

                   Сперва по синей обязательно,

 

                   Чтоб мы слушали внимательно.

 

Зелёная

 

                   Ну а после по зелёной,

 

                   Чтоб быть каждому смышленым.

 

Белая

 

                   По полосочке по белой,

 

                   Чтоб мы отвечали смело.

 

Красная

 

                   А теперь идём по красной,

 

                   Чтоб всё запомнили прекрасно.

 

Коричневая

 

                   И в заключенье по коричневой,

 

                   Чтоб все учились на «отлично» мы.

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ 

 

Зелёная полоска        

 

По зелёной по лужайке

 

                   Быстро-быстро скачет зайка.

 

                   Он несёт зайчатам ловко

 

                   И капусту, и морковку.

 

Красная полоска       

 

Вокруг яблока червяк

 

                   Не спеша ползёт, вот так.

 

                   Смотрит он, какой бочок

 

                   Сын откусит червячок.

 

Синяя полоска 

 

По небу несёт синичка

 

                   Червячка для дочки-птички,

 

                   Чтобы стали перья крепче,

 

                   Чтоб летать ей было легче.

 

Коричневая полоска

 

 А вот здесь пушистый крот

 

                   Под землёй устроил ход.

 

                   Он очень медленно ползёт,

 

                   Для кротят еду везёт.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.    

 

А вот тут у нас ребятки

 

                   Дружно делают зарядку.

 

                   Так как мы на радость маме

 

                   Несём себе здоровье сами!

 

 

 

ПРОФЕССИИ

 

Белый

 

                   Полюс. Снег там белый-белый.

 

                   Едет вот полярник смелый.

 

                   Он вездеходом управляет,

 

                   И животных изучает.

 

Красный

 

                   Уходите все с дороги!

 

                   Мчит пожарник по тревоге!

 

                   Может ночью или днём

 

                   Он управиться с огнём!

 

Синий

 

                   По морю корабль плывёт,

 

                   Капитан его ведёт.

 

                   Поплывём мы с капитаном

 

                   По морю к далёким странам.

 

Зелёный

 

                   По зелёненькой  дорожке

 

                   Наш лесник идёт с лукошком.

 

                   Он лес надёжно охраняет,

 

                   Всех зверей оберегает.

 

Коричневый

 

 По коричневой гряде

 

                   Едет трактор в борозде,

 

                   Чтоб к обеду вдоволь хлеба

 

                   Было всем всегда везде.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.             

 

Все профессии важны,

 

                   Все профессии нужны.

 

                   Вот научимся и будем

 

                   Мы опорой всей страны.

 

         Стихи на одну тему «работают» примерно неделю-две. Сперва читает стихотворение и руководит действиями ребят  заранее  подготовленный ученик, после 3-5 повторов на других уроках стихотворение с удовольствием говорят все дети наизусть, сопровождая слова необходимыми движениями. Следующего ведущего назначает нынешний ведущий за «добросовестную прогулку по полосочкам». Поэтому читать стихотворение первым – не просто интересно, а ещё и почётно, престижно. Стихи в первом классе предлагаются простые и коротенькие. Позже усложняются  темы и увеличивается объём.

 

Помимо выше указанных,  стихотворные тексты были сочинены мною по следующим темам:

 

           «Спасение зверят»

 

                «Путешествие к гномам»

 

                    «В цирке»

 

                         «Времена года»

 

                            «Животные»

 

                                «Игрушки»

 

                                     «Природные зоны»

 

                                           «Здоровье, чистота, режим дня»                

 

                                               «Транспорт»

 

                                                     «Кто что ест»

 

                                                        «Наши оценки»

 

                                                           «Азбука безопасности в городе» и другие.

 

В заключение я хочу сказать, что на основе работы с новой технологией  учителя начальной школы  защитили коллективный проект под названием «Здоровье – это здорово!».  За эту работу мы получили областную  грамоту победителя. Это наша маленькая победа. А большая победа – это сияющие глаза здоровых  ребят  и благодарных родителей.

 

         Уважаемые коллеги! Желаю и вам маленьких и больших побед!

 

 

 

Из опыта работы по системе В.Ф.Базарного.

 

         Несерина Алла Михайловна, учитель начальных классов Iкатегории.

 

 

 

         Наша школа № 29 состоит из грамотных, творческих учителей. Все педагоги работают в русле вариативного, личностно-ориентированного развивающего образования. И администрация школы, и сами учителя – все мы находимся в постоянном творческом поиске, опробируем новые методики, добавляем что-то своё.

 

         Четыре года назад наши учителя начальной школы начали работу  по здоровьесберегающей системе Владимира Фёдоровича Базарного. Я стояла у самых истоков эксперимента, вводила все элементы  В.Ф. Базарного  с первого класса. И вот – первый выпуск, возможность оценить результаты своей деятельности, ответить на вопросы: чего  я  добилась благодаря новой технологии? Чем отличаются  дети этого класса от всех предыдущих выпусков? Какие приёмы оказались наиболее успешными? Как дальше строить свою работу? Что нового я внесла в эту систему?  Какими наработками я могу сейчас поделиться со своими коллегами?

 

         Давайте начнём сначала. Что рекомендует В.Ф.Базарный  использовать на уроках?  Перечитав все его книги, я вывела такие  основные положения здоровьесберегающей  технологии         В.Ф. Базарного:

 

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

 

- освещение;

 

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

 

- наличие конторок;

 

  1. Снятие мышечных зажимов:

 

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

 

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

 

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

 

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

 

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

 

  1. Зрительно-поисковая телесная активность:

 

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

 

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

 

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

 

  1. Зрительно-сенсорная разгрузка:

 

- ручные фиксаторы;

 

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

 

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

 

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

 

- активизация творческих способностей с опорой на развитие эмоционально-смыслового правого полушария;

 

  1. Активизация эмоциональной сферы:

 

- работа с панно (связь между образом и словом);

 

- развитие воображения и речетворчества;

 

  1. Развитие органов чувств и чувственной сферы для предупреждения    чувственной депревации (нехватки чувств):

 

   - усиление воздействия тактильных, оптических, аудио-, вестибулярных, ароматических факторов;

 

 

 

Администрация  сделала  много для создания этой системы в нашей школе: закупила необходимую мебель (фото № 1), сделала панно (фото № 2)  и систему универсальных символов  (фото № 4)  в каждый класс, создала хореографический зал (фото № 3), театральный кружок, вокальные группы  и т.д.  Теперь всё зависело от нас, от учителей.  Конечно, вводить что-то новое всегда нелегко. А работать по системе В.Ф. Базарного – трудно вдвойне, потому что он не педагог, а врач-офтальмолог, у него нет конкретных разработок уроков, все его рекомендации связаны только со здоровьем.

 

 

 

Ознакомившись с основными положениями, я подумала: «Без сомнения, всё это нужно каждому ребёнку. И просто здорово, если это будет присутствовать  на уроке. Но как ввести эти элементы  в учебную деятельность, связав с целью урока, с его темой, как повысить мотивацию учения, как  укладываться по времени, которого на уроке и так не хватает?  Как организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья? Как наряду с внедрением новых педагогических технологий создать у детей ощущение радости в процессе обучения и мотивацию на здоровый образ жизни?  Как построить урок, чтобы он не превратился в сплошную физминутку, а явился источником не только знаний, но и физического и морального здоровья для каждого школьника?»  Вот какие вопросы я пыталась решить.

 

 

 

image     image    image

 

 

 

 Фото № 1                             Фото № 2                               Фото № 3

 

В процессе работы было много находок, которыми можно поделиться. Но я предлагаю остановиться на чём-то одном. Например, на системе универсальных символов на потолке. Что вы видите? (Фото № 4 и фото № 5)

 

 

 

image фото № 4                   image фото № 5

 

 

 

То же, что видела и я: много изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой, а позже присоединять ещё и движения туловища. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Вот тут-то я и разработала целый блок  стихотворных текстов. При этом  я отталкивалась от темы урока (что необходимо мне как педагогу) и  опиралась на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

 

         Невозможно напечатать всё, что я сочинила за четыре года, но вот несколько примеров.

 

 

 

 

 


Постановка целей урока

 

(психологический настрой детей на  любой  урок)

 

Водим глазами по полосочкам:

 

Синяя:

 

                   Сперва по синей обязательно,

 

                   Чтоб мы слушали внимательно.

 

Зелёная

 

                   Ну а после по зелёной,

 

                   Чтоб быть каждому смышленым.

 

Белая

 

                   По полосочке по белой,

 

                   Чтоб мы отвечали смело.

 

Красная

 

                   А теперь идём по красной,

 

                   Чтоб всё запомнили прекрасно.

 

Коричневая

 

                   И в заключенье по коричневой,

 

                   Чтоб все учились на «отлично» мы.

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ 

 

Зелёная полоска        

 

По зелёной по лужайке

 

                   Быстро-быстро скачет зайка.

 

                   Он несёт зайчатам ловко

 

                   И капусту, и морковку.

 

Красная полоска       

 

Вокруг яблока червяк

 

                   Не спеша ползёт, вот так.

 

                   Смотрит он, какой бочок

 

                   Сын откусит червячок.

 

Синяя полоска 

 

По небу несёт синичка

 

                   Червячка для дочки-птички,

 

                   Чтобы стали перья крепче,

 

                   Чтоб летать ей было легче.

 

Коричневая полоска

 

 А вот здесь пушистый крот

 

                   Под землёй устроил ход.

 

                   Он очень медленно ползёт,

 

                   Для кротят еду везёт.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.    

 

А вот тут у нас ребятки

 

                   Дружно делают зарядку.

 

                   Так как мы на радость маме

 

                   Несём себе здоровье сами!

 

 

 

ПРОФЕССИИ

 

Белый

 

                   Полюс. Снег там белый-белый.

 

                   Едет вот полярник смелый.

 

                   Он вездеходом управляет,

 

                   И животных изучает.

 

Красный

 

                   Уходите все с дороги!

 

                   Мчит пожарник по тревоге!

 

                   Может ночью или днём

 

                   Он управиться с огнём!

 

Синий

 

                   По морю корабль плывёт,

 

                   Капитан его ведёт.

 

                   Поплывём мы с капитаном

 

                   По морю к далёким странам.

 

Зелёный

 

                   По зелёненькой  дорожке

 

                   Наш лесник идёт с лукошком.

 

                   Он лес надёжно охраняет,

 

                   Всех зверей оберегает.

 

Коричневый

 

 По коричневой гряде

 

                   Едет трактор в борозде,

 

                   Чтоб к обеду вдоволь хлеба

 

                   Было всем всегда везде.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.             

 

Все профессии важны,

 

                   Все профессии нужны.

 

                   Вот научимся и будем

 

                   Мы опорой всей страны.

 

         Стихи на одну тему «работают» примерно неделю-две. Сперва читает стихотворение и руководит действиями ребят  заранее  подготовленный ученик, после 3-5 повторов на других уроках стихотворение с удовольствием говорят все дети наизусть, сопровождая слова необходимыми движениями. Следующего ведущего назначает нынешний ведущий за «добросовестную прогулку по полосочкам». Поэтому читать стихотворение первым – не просто интересно, а ещё и почётно, престижно. Стихи в первом классе предлагаются простые и коротенькие. Позже усложняются  темы и увеличивается объём.

 

Помимо выше указанных,  стихотворные тексты были сочинены мною по следующим темам:

 

           «Спасение зверят»

 

                «Путешествие к гномам»

 

                    «В цирке»

 

                         «Времена года»

 

                            «Животные»

 

                                «Игрушки»

 

                                     «Природные зоны»

 

                                           «Здоровье, чистота, режим дня»                

 

                                               «Транспорт»

 

                                                     «Кто что ест»

 

                                                        «Наши оценки»

 

                                                           «Азбука безопасности в городе» и другие.

 

В заключение я хочу сказать, что на основе работы с новой технологией  учителя начальной школы  защитили коллективный проект под названием «Здоровье – это здорово!».  За эту работу мы получили областную  грамоту победителя. Это наша маленькая победа. А большая победа – это сияющие глаза здоровых  ребят  и благодарных родителей.

 

         Уважаемые коллеги! Желаю и вам маленьких и больших побед!

 

 

 

Из опыта работы по системе В.Ф.Базарного.

 

         Несерина Алла Михайловна, учитель начальных классов Iкатегории.

 

 

 

         Наша школа № 29 состоит из грамотных, творческих учителей. Все педагоги работают в русле вариативного, личностно-ориентированного развивающего образования. И администрация школы, и сами учителя – все мы находимся в постоянном творческом поиске, опробируем новые методики, добавляем что-то своё.

 

         Четыре года назад наши учителя начальной школы начали работу  по здоровьесберегающей системе Владимира Фёдоровича Базарного. Я стояла у самых истоков эксперимента, вводила все элементы  В.Ф. Базарного  с первого класса. И вот – первый выпуск, возможность оценить результаты своей деятельности, ответить на вопросы: чего  я  добилась благодаря новой технологии? Чем отличаются  дети этого класса от всех предыдущих выпусков? Какие приёмы оказались наиболее успешными? Как дальше строить свою работу? Что нового я внесла в эту систему?  Какими наработками я могу сейчас поделиться со своими коллегами?

 

         Давайте начнём сначала. Что рекомендует В.Ф.Базарный  использовать на уроках?  Перечитав все его книги, я вывела такие  основные положения здоровьесберегающей  технологии         В.Ф. Базарного:

 

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

 

- освещение;

 

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

 

- наличие конторок;

 

  1. Снятие мышечных зажимов:

 

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

 

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

 

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

 

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

 

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

 

  1. Зрительно-поисковая телесная активность:

 

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

 

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

 

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

 

  1. Зрительно-сенсорная разгрузка:

 

- ручные фиксаторы;

 

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

 

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

 

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

 

- активизация творческих способностей с опорой на развитие эмоционально-смыслового правого полушария;

 

  1. Активизация эмоциональной сферы:

 

- работа с панно (связь между образом и словом);

 

- развитие воображения и речетворчества;

 

  1. Развитие органов чувств и чувственной сферы для предупреждения    чувственной депревации (нехватки чувств):

 

   - усиление воздействия тактильных, оптических, аудио-, вестибулярных, ароматических факторов;

 

 

 

Администрация  сделала  много для создания этой системы в нашей школе: закупила необходимую мебель (фото № 1), сделала панно (фото № 2)  и систему универсальных символов  (фото № 4)  в каждый класс, создала хореографический зал (фото № 3), театральный кружок, вокальные группы  и т.д.  Теперь всё зависело от нас, от учителей.  Конечно, вводить что-то новое всегда нелегко. А работать по системе В.Ф. Базарного – трудно вдвойне, потому что он не педагог, а врач-офтальмолог, у него нет конкретных разработок уроков, все его рекомендации связаны только со здоровьем.

 

 

 

Ознакомившись с основными положениями, я подумала: «Без сомнения, всё это нужно каждому ребёнку. И просто здорово, если это будет присутствовать  на уроке. Но как ввести эти элементы  в учебную деятельность, связав с целью урока, с его темой, как повысить мотивацию учения, как  укладываться по времени, которого на уроке и так не хватает?  Как организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья? Как наряду с внедрением новых педагогических технологий создать у детей ощущение радости в процессе обучения и мотивацию на здоровый образ жизни?  Как построить урок, чтобы он не превратился в сплошную физминутку, а явился источником не только знаний, но и физического и морального здоровья для каждого школьника?»  Вот какие вопросы я пыталась решить.

 

 

 

image     image    image

 

 

 

 Фото № 1                             Фото № 2                               Фото № 3

 

В процессе работы было много находок, которыми можно поделиться. Но я предлагаю остановиться на чём-то одном. Например, на системе универсальных символов на потолке. Что вы видите? (Фото № 4 и фото № 5)

 

 

 

image фото № 4                   image фото № 5

 

 

 

То же, что видела и я: много изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой, а позже присоединять ещё и движения туловища. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Вот тут-то я и разработала целый блок  стихотворных текстов. При этом  я отталкивалась от темы урока (что необходимо мне как педагогу) и  опиралась на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

 

         Невозможно напечатать всё, что я сочинила за четыре года, но вот несколько примеров.

 

 

 

 

 


Постановка целей урока

 

(психологический настрой детей на  любой  урок)

 

Водим глазами по полосочкам:

 

Синяя:

 

                   Сперва по синей обязательно,

 

                   Чтоб мы слушали внимательно.

 

Зелёная

 

                   Ну а после по зелёной,

 

                   Чтоб быть каждому смышленым.

 

Белая

 

                   По полосочке по белой,

 

                   Чтоб мы отвечали смело.

 

Красная

 

                   А теперь идём по красной,

 

                   Чтоб всё запомнили прекрасно.

 

Коричневая

 

                   И в заключенье по коричневой,

 

                   Чтоб все учились на «отлично» мы.

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ 

 

Зелёная полоска        

 

По зелёной по лужайке

 

                   Быстро-быстро скачет зайка.

 

                   Он несёт зайчатам ловко

 

                   И капусту, и морковку.

 

Красная полоска       

 

Вокруг яблока червяк

 

                   Не спеша ползёт, вот так.

 

                   Смотрит он, какой бочок

 

                   Сын откусит червячок.

 

Синяя полоска 

 

По небу несёт синичка

 

                   Червячка для дочки-птички,

 

                   Чтобы стали перья крепче,

 

                   Чтоб летать ей было легче.

 

Коричневая полоска

 

 А вот здесь пушистый крот

 

                   Под землёй устроил ход.

 

                   Он очень медленно ползёт,

 

                   Для кротят еду везёт.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.    

 

А вот тут у нас ребятки

 

                   Дружно делают зарядку.

 

                   Так как мы на радость маме

 

                   Несём себе здоровье сами!

 

 

 

ПРОФЕССИИ

 

Белый

 

                   Полюс. Снег там белый-белый.

 

                   Едет вот полярник смелый.

 

                   Он вездеходом управляет,

 

                   И животных изучает.

 

Красный

 

                   Уходите все с дороги!

 

                   Мчит пожарник по тревоге!

 

                   Может ночью или днём

 

                   Он управиться с огнём!

 

Синий

 

                   По морю корабль плывёт,

 

                   Капитан его ведёт.

 

                   Поплывём мы с капитаном

 

                   По морю к далёким странам.

 

Зелёный

 

                   По зелёненькой  дорожке

 

                   Наш лесник идёт с лукошком.

 

                   Он лес надёжно охраняет,

 

                   Всех зверей оберегает.

 

Коричневый

 

 По коричневой гряде

 

                   Едет трактор в борозде,

 

                   Чтоб к обеду вдоволь хлеба

 

                   Было всем всегда везде.

 

Дети смотрят на учителя, руки опускают вниз, стряхивают напряжение.             

 

Все профессии важны,

 

                   Все профессии нужны.

 

                   Вот научимся и будем

 

                   Мы опорой всей страны.

 

         Стихи на одну тему «работают» примерно неделю-две. Сперва читает стихотворение и руководит действиями ребят  заранее  подготовленный ученик, после 3-5 повторов на других уроках стихотворение с удовольствием говорят все дети наизусть, сопровождая слова необходимыми движениями. Следующего ведущего назначает нынешний ведущий за «добросовестную прогулку по полосочкам». Поэтому читать стихотворение первым – не просто интересно, а ещё и почётно, престижно. Стихи в первом классе предлагаются простые и коротенькие. Позже усложняются  темы и увеличивается объём.

 

Помимо выше указанных,  стихотворные тексты были сочинены мною по следующим темам:

 

           «Спасение зверят»

 

                «Путешествие к гномам»

 

                    «В цирке»

 

                         «Времена года»

 

                            «Животные»

 

                                «Игрушки»

 

                                     «Природные зоны»

 

                                           «Здоровье, чистота, режим дня»                

 

                                               «Транспорт»

 

                                                     «Кто что ест»

 

                                                        «Наши оценки»

 

                                                           «Азбука безопасности в городе» и другие.

 

В заключение я хочу сказать, что на основе работы с новой технологией  учителя начальной школы  защитили коллективный проект под названием «Здоровье – это здорово!».  За эту работу мы получили областную  грамоту победителя. Это наша маленькая победа. А большая победа – это сияющие глаза здоровых  ребят  и благодарных родителей.

 

         Уважаемые коллеги! Желаю и вам маленьких и больших побед!

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 2.

На данных уроках используется здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного. Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной технологии. Вместо традиционной сгорбленной сидя...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе

С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...

Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного

Изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но ...

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности...

Использование здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного на уроках в начальной школе

Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс....

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного  в урочной деятельности...