«Храмы»
методическая разработка по теме
Формирование начальных, наиболее общих представлений о храме, с целью подготовки младших школьников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_-_hramy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района"
Урок по курсу «Основы православной культуры»
в 3 классе
Учитель начальных классов
Рудакова Наталья Александровна
ст. Успенская
Тема урока
«Храмы»
Цель урока: Формирование начальных, наиболее общих представлений о храме, с целью подготовки младших школьников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования.
Задачи:
1. Дать общее представление о храме.
2. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
4. Формировать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.
5.Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.
Оборудование:
1. Презентация урока «Храмы».
2.Выставка фотоснимков, репродукций, альбомов с видами православных храмов.
Новые слова и понятия: Храм. Главка. Крест. Церковь. Часовня. Собор. Алтарь. Купол. Свод. Иконостас. Лампада. Подсвечни.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Под звуки церковного перезвона и песнопения, дети усаживаются на свои места и начинается урок.
II.Актуализация знаний.
У - Дети, сейчас вы слышите звон колоколов, обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.
Д - Ответы детей: О церкви, О храме
У - Что же такое храм? Об этом мы сегодня и будем говорить на уроке.
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Храмы».
IV. Работа по теме урока.
Объяснение нового материала (рассказ учителя с использованием слайдов презентации урока):
Ребята, неоднократно мы всем классом были в храме, были вы там с родителями, бабушками и дедушками. Давайте поговорим о том, что такое храм.
Храм - это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, чтобы в них народ собирался, слушал проповеди священников (Слайд №2).
Храмы отличаются от других зданий. Они бывают маленькие и большие, белокаменные и расписные. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. (Показ фотографий с фотовыставки).
Предлагаю вам ребята рассмотреть внутреннее устроение храма.
Поисковое задание: Мы с вами были в храме нашей станицы. Перед каждым из вас находится набор фотографий нашего храма. Необходимо внимательно послушать меня найти и показать мне фотографию отражающую услышанное вами.
Задание1. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение - купола. Число куполов всегда символично, например: один – соответствует Божьему единству, три – символизируют Святую троицу, пять – Христа и четырёх евангелистов. Показать фотографию
Задание 2. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира. Показать фотографию
Задание 3. Алтарь символизирует Небесное Божие царство. Входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него. Только в церковном облачении и только во время службы. Показать фотографию
Задание 4. Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом – стена состоящая из икон. Иконостас имеет три двери. Средние двери называются «царскими вратами». Иконы на классическом русском высоком иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам. Показать фотографию
Задание 5. Перед каждой иконой в храме висит лампада. Показать фотографию
Задание 6. В церкви стоят большие подсвечники. На которые христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу. Показать фотографию
Спасибо, за вашу работу Ответы ваши были верными.
А сейчас давайте посмотрим какими же бывают храмы.
Самый знаменитый храм - это храм Древней Руси в Центральной России (Слайд № 3).
Завораживает своей красотой и архитектурной постройкой храм «Спаса на Крови», который находится в г. Санкт-Петербург (Слайд №4).
Я обращаю ваше внимание, на то, что всех их объединяет одно, а именно, - крест на главках (главный купол храма). Крест - это символ спасение человека и заботы о других людях.
Но в то же время храмы России разные. Они подразделяются на соборы, церкви, часовни. Все эти три слова означают помещения, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужений.
Самой маленькой храмовой постройкой, без алтаря является часовня. Перед вами часовня Святой Ксении Блаженной (Слайд №5).
Следующая по величине и значению идет церковь, к примеру, церковь Николая Чудотворца в Москве (Слайд №6).
А самым главным храмом является собор. Одним из древних соборов Руси является Успенский собор Московского Кремля (Слайд №7).
Ребята, хочу особо обратить ваше внимание на храмы, которые построены на Кубани:
- Свято-Богоявленский храм;
- Михаило-Архангельский храм;
- Свято-Покровский храм (Слайд №8).
Более подробно вы можете познакомиться с храмами Кубани, просмотрев фотоальбом «Кубань Православная – Первозванная».
Знаком ли вам этот храм (Слайд №9)?
Свято-Успенский храм является украшением нашей станицы. Это старейший храм Белоглинского района, переживший годы безбожного лихолетья.
До революции в нашем районе действовало восемь церквей. К великому сожалению, сохранили один храм Свято-Успенский, построенный в 1907 году. В его возведение внесли свой вклад владельцы водяной мельницы казаки Пановы, прихожане и казачество, владельцы лимонадного завода, аптекарских пунктов и другие местные жители.
Храм расположен в центре ст. Успенской. Если идти по любимой улице по направлению к нему, то мимо храма пройти не возможно. Ведь все дороги ведут к храму. Все пути, которые человек преодолевает в своей жизни, должны вести к храму – храму души.
Храм строился из кирпича в стиле креста. По словам людей старшего поколения, раствор делали на куриных яйцах. Купола деревянные. Была колокольня с медными колоколами, некоторые были отлиты из бронзы. Церковь имела роскошное архитектурное и внутренне убранство. В церкви имеются три престола Успенский, Никольский и Иоанновский. В нынешнее время служба проходит в главном Успенском и Никольском. Иконостас был фарфоровый с золотым напылением, верхняя часть иконостаса сохранилась и до ныне. Все иконы были художественной росписи (Фотографии храма).
В послевоенные годы храм был закрыт в течение двадцати лет и в зданиях церкви (помещении и на колокольне) хранили зерно. Церковь начала действовать в конце 60-х годов. Кто был настоятелем после открытия храма неизвестно. В начале 80-х годов был настоятелем о. Сергий, о. Василий (фамилии неизвестны).
В 1990 году стал протоиерей Павел Халаим, уроженец Гулькевичского района Краснодарского края. Именно с этого периода началось возрождение храма.
В 1993 году - о. Николай Яворский (Украина, Львовская область).
В конце 1996 года настоятелем был назначен о. Илья Гавий (Украина, Львовская область).
Активное возрождение Свято-Успенского храма началось с назначения на должность настоятеля протоиерея Ильи Гавий (Слайд №10). За этот период была возведена колокольня, приобретена звонница из семи колоколов, установлен большой центральный и четыре малых купола, частично произведен ремонт внутренних и наружных стен храма в нежно белый цвет с голубым обрамлением, отреставрированы иконы, установлена кованная ограда. В настоящее время производиться реставрация икон (Фотографии храма).
В 2007 году Свято-Успенский храм отметил свое столетие.
V.Творческая работа «Мой храм».
Дети, сейчас придумайте свой образ храма и нарисуйте его. Можно сделать небольшие эскизы и начать работу карандашом, а закончить её дома.
VI.Выставка незаконченных работ.
VII. Итог урока.
Сегодня мы познакомились с вами с общим домом Бога и верующих в него, имя которому ХРАМ. Храм – торжество красоты, характерное для былой России и порождённое особой духовностью русского народа.
VIII. Задание на дом.
Выучить новые имена и названия. Закончить работу «Мой храм». Рассказать кому-нибудь из близких о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Православный храм
Урок по ОПК (4 класс)...
« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»
Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....
«Православный храм» (правила поведения в храме)
Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, п...
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....
Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...
Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"
Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....