ФГОС начального общего образования
статья по теме
Предварительный просмотр:
Пахомова Л.А.
МКОУ «Кривомузгинская СОШ»
Калачевский район
Педагогическое эссе (из опыта работы)
«Мы столько можем, сколько знаем»
Цицерон
21 век- век стремительный, интересный, насыщенный информацией, новыми знаниями, открытиями. Поток информации с каждым днём увеличивается. Пришло время, когда надо менять способы и методы усвоения информации. Для воплощения этих идей и созданы новые стандарты.
В основе Федерального стандарта (ФГОС) начального общего образования и реализации основной образовательной программы каждого образовательного учреждения лежит системно- деятельный подход, который предполагает «…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и усвоения мира составляет цель и результаты образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся».
Я, как и многие учителя, с сентября 2011 года приступила к реализации требований ФГОС, работая с первоклассниками. Передо мной стояла серьёзная задача: формирование у каждого обучающегося умения учить себя в сотрудничестве. Решить эту задачу можно через формирование универсальных учебных действий.
Теперь я считаю этот учебный год самым интересным в моей профессиональной деятельности. Работая над формированием УУД. я уже в первый год увидела принципиально новый тип первоклассника. Это уверенный маленький человек, стремящийся к достижениям, имеющий представления о своих возможностях, умеющий отмечать изменения в своих действиях. Очень скоро мои первоклассники станут второклассниками. За год они научились взаимодействовать в паре, группе. Взаимоопрос, взаимоконтроль, взаимооценка… Всё это с удовольствием делают ученики 1 класса.
На мой взгляд, самой серьёзной основой умения учиться является формирование регулятивных учебных действий. Потому как, если обучающийся овладел способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, он сможет планировать её реализацию, опираясь на способ действия. Выстраивание на уроке способа действия - это очень актуально, необходимо, интересно. Способ позволяет проникнуть в суть изучаемого явления, составить инструкцию, где последовательность операций обозначить с помощью знаков. Например, вот какой способ выстроили мы на уроке
русского языка, изучая обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных: е, ё, ю, я, и. 1. Прочитай и запиши слово.
2. Сделай звуковой анализ.
3. Чётко произноси согласный звук и слушай, как он звучит (Т.М.).
4. Мягкий согласный обозначают буквы (е, ё, ю, я, и).
5. Порадуйтесь успеху!
Овладение способом идёт в процессе работы в парах: «исполнитель», «контролёр», где демонстрируется выделение, фиксация и проговаривание последовательности операций, пошаговый взаимоконтроль. При работе со способом действий у обучающихся формируются правильные рефлексивные умения. Это настоящий «витамин роста» для первоклассника. Рефлексивный процесс очень важен для ученика. В ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы и понимает их причины. Мои первоклашки с удовольствием занимаются рефлексией, ждут и даже требуют её на уроке.
Таким образом, урок – это основной момент, где формируются универсальные учебные действия. И я рада, что ФГОС подарил учителю ежечасно радоваться тому, что ученик растёт в достижениях и совершенствуется. Только в этом случае он видит себя и верит в себя. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу – вся эта гамма благотворных переживаний способствует самоопределению, самореализации маленького человека в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
ФГОС начального общего образования.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к результатам...
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...