Классный час "Частичка нашего великого прошлого"
классный час (1 класс) по теме
Классный час проходит с использованием презентации "Часичка нашего великого прошлого". Цель данного классного часа направлена на воспитание париотизма, любви и гордости за свою Родину..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 12.17 КБ |
klassnyy_chas_chastichka_nashego_velikogo_proshlogo.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | Новикова Наталья Петровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Воспитатель |
Образовательное учреждение | МБДОУ ДС 27 г. Железнодорожный |
Название материала | «…Уж постоим мы головою за Родину свою…» Опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | Презентация может использоваться для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических объединениях, как представление опыта работы педагога. |
Цель Задачи материала | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе событий Отечественной войны 1812 года. Познакомить детей с основными событиями Отечественной войны 1812 года. Развивать у детей познавательный интерес к истории нашей Родины. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. Представить опыт работы воспитателя с детьми подготовительной группы. Показать работы детей посвященные Отечественной войне 1812 года. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». «Советская Россия». М., 1983г. Музей - панорама Бородинское поле Кучково поле Мастерская Зарубина. «Бородино». Министерство по делам печати и информации Правительства Московской области., 2007год. Е. Новичкова. «1812 – 2012 к 200-летию Отечественной войны. ООО «Издательство «Планета». М., 2011год. Фотографии из личного архива. Не использовались. |
Предварительный просмотр:
Классный час «Частичка нашего великого прошлого.», который прошёл в 1 классе.
Учитель МОУ-СОШ с.Каменка марксовского р-на Саратовской обл.
Шацилло Ирина Юрьевна
Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
-Скажи- ка,дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри- не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
-Ребята как вы думаете о чем этот отрывок?
-Это стихотворение рассказывает о событиях которые были 200 лет назад, об Отечественной войне 1812 года.
-Как вы думаете с кем воевала Россия?
-1812году Россия воевала с французской армией. И сегодня мы немного познакомимся с нашей историей, а именно с Отечественной войне 1812 года.
1слайд: Слева от вас наш Российский император Александр I. С право Французский император Наполеон I.
2 слайд: После поражения русских войск в битве под Фридландом в июне 1807 года император Александр I заключил с Наполеоном Тильзитский мир, по которому обязался присоединиться к континентальной блокаде Англии. По соглашению с Наполеоном Россия в 1808 году отобрала у Швеции Финляндию и сделала ряд других территориальных приобретений; Наполеону же развязала руки для покорения всей Европы за исключением Англии и Испании. На Эрфуртском конгрессе 1808 года было подписано положение о нейтральной торговле, сводившее на нет континентальную блокаду.
3слайд: А так же Наполеону было дважды отказано в женитьбе. В 1808 году российскому царствующему дому было сделано предложение о браке между Наполеоном и сестрой Александра I великой княжной Екатериной Павловной. Это предложение было отклонено. В 1810 году Наполеону было отказано вторично, на этот раз относительно брака с другой великой княжной — 14-летней Анны Павловны.
4-5слайд: Не менее остро проявились и торгово-экономические противоречия. Добившись власти почти над всей континентальной Европой, французский император более не нуждался в поддержке России. Teпepь она стала уже преградой для осуществления его дальнейших планов. "Через пять лет, - говорил он, - я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее". К началу 1812 г. Наполеон склонил к союзу против России большинство европейских стран и даже ее бывшего союзника - Пруссию. Словом, накануне вторжения Российская империя оказалась перед лицом объединившейся и враждебной Европы.
6 слайд: План завоевания России. Для вторжения в Россию Наполеон сосредоточил у российской границы огромную для тех времен группировку общей численностью примерно 480 тыс. чел.
7-8 слайд: Силы воюющих сторон были не равные. Французское войско было многочисленным. 450 тысяч вторглись в Россию. После начала войны в виде подкреплений в Россию прибыло ещё 140 тысяч.
9 слайд: В 6 часов утра 12 (24) июня 1812 года авангард французских войск вошёл в российский город Ковно, форсировав реку Неман. Переправа 220 тысяч солдат Великой армии под Ковно заняла 4 дня. Ввиду стремительного наступления Наполеона для разбросанных русских корпусов создалась угроза быть разбитыми по частям. И Российская армия постепенно отступала.
Музыка: Лондонский симфонический оркестр «Реквием»
10 слайд: Оставив армию, император не позаботился назначить общего главнокомандующего. Отношения между Багратионом и Барклаем-де-Толли после отступления из Смоленска с каждым днём становились всё напряжённее. Отсутствие единоначалия могло привести к катастрофическим последствиям. Для решения вопроса был учрежден Чрезвычайный комитет, и 5 17 августа на его заседании единогласно главнокомандующим утвержден генерал от инфантерии Кутузова. 29 августа Кутузов в Царёво-Займище принял армию. В этот день французы вошли в Вязьму. Кутузов сформировал свой штаб, используя штабы Западных армий.
Музыка: С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти»
11 слайд: Кутузов не мог избежать генерального сражения по политическим и моральным соображениям. К 3 сентября русская армия отступила к деревне Бородино. Дальнейшее отступление означало сдачу Москвы. Кутузов решился дать генеральное сражение. 26 августа (7 сентября) у деревни Бородино (в 125 км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями.
« Из всех моих сражений, - вспоминал Бонапарт, - самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не дала Наполеону возможности одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
12 слайд: После кровопролитнейшей 12-ти часовой битвы, фактически представлявшей собой штурм французскими войсками укреплённой линии русских, французы ценой 30-34 тысяч убитыми и ранеными потеснили левый фланг и центр русских позиций, но развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери (40-45 тысяч убитыми и ранеными), и Кутузов приказал 8 сентября отступить на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию.
13 слайд: Узнав о потерях, Кутузов не стал возобновлять на следующий день сражение. Кутузов отошел к стенам Москвы в надежде на подкрепление, но эти надежды не оправдались, а позиция оказалась невыгодной.
14 слайд: Тогда Кутузов взял а себя ответственность сдать Москву. Так русские покинули свою древнюю столицу, которая впервые за 200 лет оказалась в руках иноземцев.
15 слайд: 2 (14) сентября, в то время как французы входили в Москву (около 5 часов пополудни), арьергард Милорадовича покидал Москву. После сдачи Москвы Кутузов очевидно избегал крупного сражения, армия накапливала силы.
Музыка: В.А.Моцарт «Communio»
16 слайд: 14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы.
До 400 горожан из низших сословий были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах.
Существует несколько версий возникновения пожара:
- организованный поджог при оставлении города (обычно связываемый с именем генерал-губернатора Москвы Ростопчина);
- поджог русскими лазутчиками (несколько русских было расстреляно французами по такому обвинению);
- неконтролируемые действия оккупантов, случайно возникший пожар, распространению которого способствовал общий хаос в оставленном городе.
Очагов у пожара было несколько, так что возможно, что в той или иной мере верны все версии. Из 30 тысяч домов, бывших в Москве перед нашествием, после выхода Наполеона из города оставалось «навряд ли 5 тысяч».
17 слайд: В Москве Наполеон оказался в западне, зимовать в разорённом пожаром городе не представлялось возможным: фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые коммуникации французов были очень уязвимы, армия начинала разлагаться. Наполеон стал готовиться к отступлению на зимние квартиры где-то между Днепром и Двиной.
18 слайд: Главная армия Наполеона глубоко врезалась в Россию подобно клину. Части французской армии, поредевшие на марше из Москвы, входили в Смоленск целую неделю с надеждой на отдых и питание. Больших запасов провианта в городе не оказалось, а то, что было, разграбили толпы неуправляемых солдат. Наполеон приказал расстрелять французского интенданта Сиоффа, который столкнулся с сопротивлением крестьян и не сумел организовать сбор продовольствия.
Музыка: Ванесса Мей «Wionter Allegro»
19-20 слайд: Французское войско было не готово к русской зиме, у солдат не было зимней одежды и они замерзали. Теперь роли поменялись. Наполеон всячески избегал сражений и быстро уходил на запад по разоренной войной и атакуемой партизанами Смоленской дороге. При полном отсутствии здесь складов с провиантом система тылового снабжения французов окончательно рухнула, превратив отход наполеоновской армии в катастрофу. Кутузов же не стремился атаковать противника. Он шел со своей армией южнее, предотвращая возможный прорыв французов в южные районы. Русский полководец берег своих солдат, считая, что теперь голод и зима лучше всяких битв довершат разгром Великой армии. В то время уже был разработан план окружения Наполеона за Днепром силами корпуса генерала Петра Витгенштейна с севера и подошедшими с юга 3-й и Дунайской армиями, которые возглавил адмирал Павел Чичагов.
6 декабря Наполеон покинул армию, отправившись в Париж набирать новых солдат взамен погибших в России. Из 47 тысяч гвардии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось несколько сотен солдат.
14 декабря в Ковно жалкие остатки Великой Армии в количестве 1600 человек переправились через реку Неман в Варшавское герцогство, а затем в Пруссию. Позднее к ним присоединились остатки войск с других направлений. Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии.
21 слайд: Александр I со своими союзниками въезжает во Францию.
Музыка: Энни Морриконе «Печаль расстования»
22 слайд: Так бесславно окончилась попытка Наполеона победить Россию. История знает не много примеров подобных военных катастроф. В своем донесении М.И. Кутузов так подводил итоги кампании. "Наполеон вошел с 480 тыс., а вывел около 20 тыс., оставив не менее 150 000 пленными и 850 пушек". Число погибших в русских войсках составило 120 тыс. чел. Из них убитых и умерших от ран - 46 тыс. чел. Остальные умерли от болезней в основном, в период преследования Наполеона.
В русской истории Отечественная война стала самой интенсивной по количеству битв. В среднем, на каждый месяц здесь приходилось по 5 сражений. 25 декабря, в день Рождества Христова, царь издал Манифест об изгнании неприятеля и победоносном окончании Отечественной войны 1812 г. Этот день, как и дата Полтавской битвы, стал также и официальным религиозным праздником в память "об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесять язык".
Работа с новыми словами:
Континентальная блокада- 1) система мероприятий политического или экономического характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого государства с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований...2) Военная блокада - изоляция блокируемого объекта(группировка войск, город, государство и др.) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др. Блокада в тактическом масштабе называется блокированием.
Авангард - часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил/
Форсировать- фовершить (-шать) переход через какую-нибудь преграду, естественное препятствие (обычно с боем)
Переправа- место, где переправляются на другой берег (на плавучих средствах); самые средства переправы
Корпус- крупное войсковое соединение из нескольких дивизий
инфантерии
Фланг- левая или правая сторона шеренги, боевого порядка
Стратегия- наука о ведении войны, искусство ведения войны.Общий план ведения войны, боевых операций
Фуражировка- заготовка фуража для войс.
Фураж- корм для сельскохозяйственных животных, птицы ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Наши великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"
Открытое внеклассное мероприятие ...
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее" содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...
«Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее». Социальный проект учащихся 3 класса
«Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее».Социальный проект учащихся 3 класса...
Классный час «Россия – великая наша страна».
Цель:познакомиться с государственными символами: страны, герб, флаг, гимн;развивать интерес к истории России;воспитывать чувство гордости за свою страну....
Классный час: "Наша школа в годы Великой Отечественной войны"
Рассказать учащимся, какой была наша школа в военные годы, какими были её ученики и учителя, чем они занимались, как жили в те трудные годы....