"Оформление кабинета начальных классов"
статья по теме
Выступление руководителя ШМО учителей начальных классов на заседании педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabinet_nach.kl_pedsovet.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оформление кабинетов начальных классов
Выступление на заседании педагогического совета
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №2
2010 - 2011
Мареева Ольга Николаевна
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.
Основные принципы оформления начальной школы
В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе.
Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдения общих методических рекомендаций:
- Основной принцип оформления начальной школы – умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
- Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;
- Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
Кабинет «НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»
В подобных кабинетах обучаются дети с момента поступления в школы и до перехода в среднее звено школы. Учитывая возраст детей, в кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материала, но, в идеале, и отдыхает, играет.
Этому способствует:
1) Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Эстетическое оформление кабинета:
а) цветовое:
- 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
- 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
- зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
- оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность;
- желтый цвет – веселое и радостное настроение;
- коричневый – жесткий;
- фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
- желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах.
В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и обычно представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, воспитывая патриотические чувства у маленьких школьников. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.
В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Для оформления кабинета могут привлекаться учащиеся – это очень важный элемент системы эстетического и трудового воспитания.
Также можно выявить тенденцию оформления современных школьных классов: стремление к максимальному пространству и незагроможденности, четкость линий, цветовое и стилевое соответствие. По-прежнему важной остается предметная направленность кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов.
а) 4.7. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
освещенность, состояние мебели;
размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.
б) Зеленая зона:
- многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
- информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
в) наличие Уголка здорового образа жизни:
- Здоровый образ жизни.
- ПДД.
- ОБЖ.
В классе могут быть оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке». Большое значение в формировании самооценки имеют выставки работ учащихся: «Моя тетрадь», «Мастерица», «Наше творчество».
В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.
Документация кабинета:
Паспорт кабинета:
1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.
4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
- Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
- Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
- Учебно-информационные.
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
- рекомендации по планированию учебной деятельности;
- по организации и выполнению домашней работы;
- по тестированию, контролю и оценке;
- доска результативности;
- Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.
- Учебно-коммуникативные:
- памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
- памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.
Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:
- Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.
- Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
- Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Кабинеты начальных классов №2 и №3 отвечают требованиям к кабинетам начальной школы. В них оборудованы рабочая зона учителя, собрано большое количество материалов для организации учебного процесса:
Раздаточный материал
- Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.
- Для проверки знаний, умений (карточки-задания).
- Для подготовки опережающих заданий.
В кабинете имеется литература:
- Справочная.
- Научно-популярная.
- Учебники.
- Научно-методические пособия.
- Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.
- Подборки олимпиадных заданий и т.д.
- Разработки праздников, конкурсов и т.д.
Кабинеты оснащены специальными средствами обучения:
- Картами
- Картинами
- Таблицами
Экранно-звуковыми пособиями:
- Видеокассеты;
- Диски.
На стендах и в шкафах размещаются детские творческие работы.
В классах есть «Уголки безопасности».
Также классы оснащены коллекциями полезных ископаемых, гербариями культурных растений, магнитной доской с магнитными карточками чисел, детскими настольными играми.
В каждом кабинете есть компьютер, интерактивная доска, проектор, это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. С сентября 2010 года в классах осуществляется выход в Интернет, что ещё более существенно расширило возможности кабинетов, дает учителям импульс для саморазвития.
Использование в работе компьютера позволяет учителю постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной.
В нашей школе проблемой является то, что в кабинетах начальных классов часто проводят уроки учителя средней школы и то, что большинство педагогов не имеют своих кабинетов, а вынуждены «путешествовать» из одного кабинета в другой.
Заведующие кабинетами стараются привести свои кабинеты в соответствие с требованиями, создать условия для комфортного пребывания учеников в классе.
Конечно, можно посчитать, сколько средств вложено в техническое оснащение каждого кабинета, какова «методическая составляющая», насколько современна мебель… Но разве это так уж важно? Гораздо важнее, что, приходя в такие классы, дети учатся видеть красоту вокруг себя, понимать, как важен и ценен не только собственный труд, но и труд другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление кабинета начальных классов
Красиво оформить кабинет начальных классов, мечта каждого учителя начальной школы....
Для оформления кабинета начальных классов
. Распечатать, заламинировать и готово!...
Фото оформления кабинета начальных классов своими руками
Оформления кабинета начальных классов своими руками...
Оформление кабинета начальных классов к Новому году
При подготовке к Новому году всегда встаёт вопрос, как интереснее украсить класс. В этом году это была совместная работа учителя, родителей и детей. Мы будем рады, если Вам понравится!...
Проект оформления кабинета начальных классов.
Проект оформления кабинета начальных классов.Цель - обеспечить возможность и необходимость оформления кабинета начальных классов для педагогов....
Уголок безопасности. Оформление кабинета начальных классов.
Демонстрационные материалы для уголка безопасности в начальной школе...
Уголок класса. Оформление кабинета начальных классов.
Готовые плакаты для оформления классного уголка....