урок ОРКСЭ в 4 классе "Культура и религия"
методическая разработка (4 класс) по теме
урок построен в соответствии с задачами курса и особенностями возраста учащихся. используются игровые моменты, позволяющие повысить познавательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
религия и культура урок в 4 классе | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3. Религия и культура
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
- Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
- Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
- Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
Оборудование:
- учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
- электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
- карточки для игры «Собери пазлы»;
- демонстрационные карточки-термины;
- карта «Религии мира»;
- слад-шоу «История религий»;
- тетради учащихся.
Ход занятия.
- Оргмомент. Учащиеся под музыку входят в класс, получив от учителя посадочные талоны зеленого и розового цвета и рассаживаются по секторам (зеленый сектор и розовый сектор).
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Как вы понимаете слово «религия»?
- Какие религии называются национальными?
- Какие религии называются мировыми?
- Какие религии считаются традиционными для России?
- Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем селе?
- Игра «Собери пазлы».
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
- Выступление учителя «Что такое культура?»
Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
- Задание детям: рассмотрите фотографии учебника на страницах 8, 9 и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, - они относятся?
- Чтение рубрики «Это интересно» (с.9)
- Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
- Беседа с учащимися:
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»?
- Выполнение творческого задания.
- Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 1-й команды).
- Придумайте свои правила культурного поведения в гостях (для 2-й команды).
- Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман – мечети. Сейчас буддистские, христианские храмы и мечети можно встретить повсюду.
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9)
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. Наконец, религия нашла свое отражение в языке, на котором мы с вами разговариваем, и в нашем повседневном поведении.
- Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером).
- Домашнее задание:
- Перескажи родителям или другим взрослым материал урока 3 «Культура и религия».
- Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
- Индивидуальное задание: подготовить книгу-раскладушку или папку-презентацию по теме:
1)«Памятники духовной культуры»,
2)«Памятники материальной культуры».
МОУ СОШ №2
Степновский район
Ставропольский край
Урок основ мировых религиозных культур в 4 классе по теме
Учитель: Ласлова В.А.,
учитель истории и обществознания
1-й квалификационной категории
С. Иргаклы,2011г.
Правила культурного поведения за столом:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Правила культурного поведения в гостях:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Правила поведения в храме:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Церковь
Лезгинка
Карета
Мечеть
Знания
Буддизм
Кукла
Ислам
Народная песня
Монета
Копье
Законы
Платье
Сказка
1А | 1Б | 2А | 1А |
2Б | 3А | 3Б | 1Б |
4А | 4Б | 5А | 2А |
2Б | 3А | 3Б | 4А |
4Б | 5А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"
Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».
· освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;· формирование ценностного отношения к «зо...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»...
Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»
Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....