Здоровьесберегающие технологии в УМК "Перспективная начальная школа".
материал (1 класс) по теме
Материал акцентирует внимание на возможностях УМК "Перспективная начальная школа" по формированию здорового образа жизни младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_zachyotu..doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Басович Елена Григорьевна,
учитель начальной школы, ГБОУ гимназия №446
Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Использование возможностей УМК «Перспективная начальная школа» в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
В УМК при организации деятельности школьника предполагается:
- учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него;
- выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Основная идея УМК:
- оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях такой учебной деятельности, где он выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации,
- то, что ученик не может выполнить самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в условиях групповой работы. А то, что представляет трудность для конкретной малой группы, может стать доступным в процессе коллективной работы.
Например.
Русский язык. Тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки». 1 класс.
Задание к упражнению: Подели всех животных на две группы:
- чьи названия начинаются с БУКВЫ твёрдого согласного звука;
- чьи названия начинаются с БУКВЫ мягкого согласного звука.
Пусть Маша выпишет десять животных, которые составят первую группу. А Миша – десять животных второй группы. (Маша и Миша – герои учебников в УМК).
Ты присоединись к Маше, а твой сосед пусть поможет Мише. Получилось? Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Одним из основных концептуальных принципов УМК является принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка.
В УМК созданы условия для общения (инструментарий общения). Активные формы и приёмы организации урока (заседания предметных клубов, походы в «Музейный дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка).
Например.
Окружающий мир.
Тема «Что нас окружает». 1 класс.
Динамическая пауза. Игра «Объекты живой природы». Дети становятся в круг или около парт. Учитель называет объекты живой природы и изделия: мяч, собака, телевизор, трактор, облако, сумка, снежинка, река, ложка, сосулька, ранец, песчинка, качели и т.д. Дети приседают, когда узнают изделие, и поднимают руки вверх, когда слышат термин, характеризующий объект природы (не сделанный руками человека).
Тема «Природа и её сезонные изменения». 1 класс.
Динамическая пауза. Выполняя задание 17 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни, раскрась эти рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии».
В условиях динамического момента проверяется, кто и как выполнил это задание. Организуется «выставка» раскрашенных рисунков (на первых двух столах). Дети «гуляют среди выставленных экспонатов». Затем начинается организованная «экскурсия»: все подходят к одному из рисунков, а «экскурсовод» (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он выбрал одежду именно этого цвета и фасона.
Литературное чтение. 2 класс. Глава 3. Природа для ПОЭТА – любимая и живая.
Поход в «Музейный Дом». (Подбор иллюстраций в конце учебника).
Сходи в «Музейный Дом». Найди зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Ты помнишь название другой его работы?
( Можешь посмотреть в первой части учебника.)
В какое время года художник писал зайца?
( Обрати внимание на окраску шубки зайца.)
Где он писал зайца: на улице или в комнате?
( Всмотрись: в зрачке у зайца отражается оконная рама.)
Заяц спокоен или напуган?
( Посмотри внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.)
Разная ли шёрстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пёстрая?
Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир природы?
«Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи».
Изучение литературного чтения направлено:
- на обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле,
- на развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России,
- на высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
Изучая математику, школьники учатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.),
- для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Изучение окружающего мира направлено:
- на освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате изучения окружающего мира ученик узнаёт (понимает):
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе).
Ученик использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- ориентируется на местности,
- определяет температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра,
- выполняет изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения,
- оценивает воздействие человека на природу, выполняет правила поведения в природе и участвует в её охране.
Изучение технологии учит:
- овладению способами планирования и организации трудовой деятельности,
- развитию сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.
В результате изучения технологии ученики узнают правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами и бытовой техникой (в том числе с компьютером), используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.),
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникативных технологий,
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Изучение физической культуры служит:
- укреплению здоровья, содействию гармоническому, физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся,
- развитию жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности,
- овладению общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга,
- культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Ученик использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур,
- преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий,
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности,
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью; самостоятельной организации активного отдыха и досуга.
Использованная литература:
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова. – 5-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Развёрнутое тематическое планирование. УМК «Перспективная начальная школа» / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отноше...
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.
В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе
Одной из основных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...
«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...
Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.
В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация. А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...
Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.
Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....
Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."
Основные принципы здоровьесбережения на уроках в начальной школе. ...