Программа подготовки детей к школе
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа подготовки детей к школе на подготовительных занятиях для будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._pervoklassnik.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11
имени Героя РФ Боровикова В. В.
«Утверждаю»
«_____»___________2011г.
______________________
Директор МКОУ Шапкинская СОШ №11
имени Героя РФ Боровикова В. В.
Т. П. Назаренко
Рабочая программа
подготовки детей к школе
на подготовительных занятиях
для будущих первоклассников
Автор: Прозорова Г. Н.
учитель начальных классов
2011г.
Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе. Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Обучение на подготовительных занятиях проводится по:
- Ознакомлению с окружающим миром
- Развитию речи и подготовке к обучению грамоте
- Развитию элементарных математических представлений
Занятия организуются до начало учебного года в весеннее — летний период в течении 10 дней по 3 занятия в день. Продолжительность занятия -25 минут. Возраст детей - 6,5 - 7 лет.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.
Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
*системность и плановость;
*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
* контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготовительных занятиях.
Требования к результатам обучения
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:
1. Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов;
· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
· соотносить цифру с числом предметов;
· пользоваться арифметическими знаками действий;
· измерять длину предметов с помощью условной меры;
· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;
· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
· называть основные признаки времен года.
4. Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
· лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;
· делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры;
· составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;
· выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
По окончании программы у ребенка должны сформироваться:
· четкая структура полученных знаний;
· позитивное отношение к учебной деятельности;
· желание и умение организовывать свое время;
· навыки нравственного отношения к среде обитания.
Учебно – тематическое планирование
№ | Занятия | Содержание | Дата |
1 день | 1. Будем знакомы. Экскурсия | Знакомство со школой, друг с другом Игра «Угадай чей голосок» | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Театрализация по сказке «Колобок» | ||
3. Развитие математических представлений | Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач | ||
2 день | 1. Развитие математических представлений | Театрализация по сказке «Репка». Счет предметов: количественный и порядковый | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Моя Родина | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Лепка героев сказки «Репка» | ||
3 день | 1. Развитие математических представлений | Пространственная ориентировка. Сравнение предметов, уравнивание | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Портрет моей мамы (диагностика) | ||
4 день | 1. Развитие математических представлений | Пространственные отношения. Числовой ряд | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Упражнения в слышании звуков и кодировании их символами | ||
3. Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | ||
5 день | 1. Развитие математических представлений | Развитие пространственных отношений. Рисование по точкам | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Живая и неживая природа | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Аппликация | ||
6 день | 1. Развитие математических представлений | Знакомство с геометрическими фигурами | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Заучивание и рассказывание любимых стихотворений наизусть | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Тест «Закрась фрукты» | ||
7 день | 1. Развитие математических представлений | Графический диктант. Работа с множествами | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Доскажи словечко. Составление рассказа по серии картинок | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Мозаика из крупы) | ||
8 день | 1. Развитие математических представлений | Сравнение множеств Решение стихотворных задач | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Наблюдения. Сезонные изменения в природе | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Составление узоров и декоративных композиций из геометрических и растительных форм | ||
9 день | 1. Развитие математических представлений | Работа со скороговорками. Развитие фонематического слуха | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Театрализация по сказке «Заяц и лиса» | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Конструирование | ||
10 день | 1. Развитие математических представлений | Количественные представления и понятия | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Речевая разминка. Составление рассказа по картинкам. Загадки | ||
3. Мониторинг. Диагностика | Занятие с психологом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "подготовка детей к школе"
Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптац...
Программа подготовки детей к школе.
Цель данного курса – комплексная подготовка к школе, развитие значимых для школы функций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное воспр...
Программа "Подготовка детей к школе"
Пояснительная записка, тематическое планирование занятий подготовки детей к школе...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе"
Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...
Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»
Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...
ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)
Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...