Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа
материал по теме

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищённых детей, и фактически сложившейся системой педагогического руководства этим процессом является актуальной проблемой образования. Возникает необходимость  теоретического осмысления и инновационной практической реализации педагогических условий подготовки воспитанников к личностно значимому и социально приемлемому жизненному и профессиональному самоопределению, в том числе с позиций формирования и сохранения их здоровья.

Чрезвычайно важной является проблема формирования и сохранения здоровья воспитанников учреждений  интернатного типа в связи с задержкой их психического и физического развития, наличием хронических заболеваний, отягощённой наследственностью (алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни родителей)

Внимательное отношение к здоровью воспитанников и педагогов имеет большое значение в связи с тем, что специальные образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_formirovanie_i_sohranenie_zdorovya_vospitannikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и сохранение здоровья воспитанников

образовательных учреждений интернатного типа

Из опыта работы зам. директора по УВР в начальной школе

Ольги  Николаевны Залашковой.

       Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищённых детей, и фактически сложившейся системой педагогического руководства этим процессом является актуальной проблемой образования. Возникает необходимость  теоретического осмысления и инновационной практической реализации педагогических условий подготовки воспитанников к личностно значимому и социально приемлемому жизненному и профессиональному самоопределению, в том числе с позиций формирования и сохранения их здоровья.

Чрезвычайно важной является проблема формирования и сохранения здоровья воспитанников учреждений  интернатного типа в связи с задержкой их психического и физического развития, наличием хронических заболеваний, отягощённой наследственностью (алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни родителей)

Внимательное отношение к здоровью воспитанников и педагогов имеет большое значение в связи с тем, что специальные образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

     Нами выявлены особенности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: узость и бедность содержания мотивов, привязанность к ситуации; ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому  контролю; ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего; неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других, опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности; недоверие к другим людям, зависимость, деструктивная агрессия; перегруженность негативным социальным опытом, несформированность ценностных ориентаций; равнодушие, пассивность, агрессивность,низкая самооценка, тревожность, эмоциональная ранимость, неуверенность в себе, в своём будущем; низкие показатели здоровья; низкий уровень санитарно-гигиенической культуры.

      Проведённое нами исследование позволило выделить факторы, влияющие на формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа. К ним мы отнесли следующие группы факторов:

социально-психологические (наличие у воспитанников привычки к здоровому образу жизни; сознательная потребность в выработке собственных взглядов и убеждений на отсутствие вредных привычек; социальный статус воспитанников интернатных учреждений и др.);

 организационно-педагогические (единое здоровьесберегающее воспитательно-образовательное пространство, здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция деятельности педагогов, воспитанников, специалистов, осуществляющих

процесс формирования и сохранения здоровья воспитанников, антистрессовая педагогическая тактика, валеологическая грамотность воспитателя и др.);

медико-физиологические (режим двигательной активности; оздоровительные мероприятия; режим дня, организация воспитательного процесса, средства и методы воспитания, ор-

ганизация физического воспитания и др.);

 факторы риска, отрицательно влияющие на формирование и сохранение здоровья воспитанников (интенсификация учебного процесса и гиподинамия; стрессовая ситуация в школе и семье; несоответствие программ и технологий обучения гигиеническим требованиям к организации

воспитательно-образовательного процесса; недостатки в существующей системе физического воспитания; недостаточная подготовка педагогов и воспитателей к работе по формированию и сохранению здоровья воспитанников, генетическая отягощённость воспитанников и др.).

Нами выявлены следующие педагогические условия формирования и сохранения здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа:

реализация программно-целевого подхода к формированию и сохранению здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через организационное, научно-методическое, диагностическое, коррекционно- реабилитационное, просветительское, учебно-оздоровительное направления программы "Самый здоровый класс".

Программа,  разработанная нами, состоит из цели (формирование и сохранение здоровья воспитанников); задач (разработать и обеспечить комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий, разработать и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования и сохранения здоровья воспитанников; осуществить оценку результативности эксперимента по формированию и сохранению здоровья воспитанников); функций (обучающие,развивающие, воспитывающие); принципов (научность, целостность, последовательность, преемственность, динамичность (повторяемость), индивидуализация и дифференциация, адаптивность, аксиологичность и др.); факторов (социально-психологические, организационно-педагогические, медико-физиологические, факторы риска); содержания деятельности по этапам (организационный, диагностический, коррекционно-развивающий); критериев и показателей (познавательный, эмоционально-волевой, деятельностный).

• реализация здоровьесберегающих педагогических технологий, включающих комплекс взаимосвязанных задач, содержания, форм, методов и приёмов обучения. Под                                                                                                                                                              здоровьесберегающими образовательными технологиями мы понимаем комплекс концептуально взаимосвязанных задач, содержания, форм, методов и приёмов обучения, сориентированных на развитие ребёнка с учётом сохранения его здоровья.

В целях формирования привычки к здоровому образу жизни и сохранения здоровья воспитанников при организации воспитательно-образовательного процесса, мы придавали большое значение включению валеологических знаний в общеобразовательные предметы и дополнительное образование. Учебный план был составлен с учётом выполнения одной из важных задач программы, каковой является обучение основам знаний о здоровье и

здоровом образе жизни. При составлении учебного плана были учтены логика выстраивания предметов с 1-го по 9 -й класс, сочетание курсов теоретического и практического характера, баланс между гуманитарной, математической, естественнонаучной, трудовой и физкультурно-оздоровительной составляющими. Значительное влияние оказывала оптимизация двигательной активности - необходимое условие улучшения состояния здоровья воспитанников.

• осуществление оценки результативности эксперимента по формированию и сохранению здоровья воспитанников.

Эффективность процесса формирования и сохранения здоровья воспитанников подтверждена полученными результатами. Результатом работы на формирующем этапе эксперимента явилось уменьшение числа воспитанников с высоким уровнем тревожности и увеличение группы воспитанников со средним уровнем тревожности.

Рациональное, сбалансированное питание воспитанников интерната отразилось на улучшении показать здоровья, в частности уровня гемоглобина крови, который у детей, страдающих анемией, повысился на 10 г!

Количество воспитанников, болеющих острыми респираторными заболеваниями, за период наблюдений уменьшилось в 2 раза.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной деятельности позволяют говорить об эффективности разработанных нами педагогических условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.«То, что сегодня ребёнок делает с помощьювзрослых, завтра он сумеет сделать этосамостоятельно».Л.С.Выготский.Мерой и пок...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства....

Материалы IX Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Эксперементальное наблюдение "Влияние классической музыки на всходы и рост овса"....

Материалы V Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Исследовательская работа. "Можно ли содержать улитку ампуллярию в одном аквариуме со взрослым телескопом"....

Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов

Фундамент здорового человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни...