Методическая разработка педагога-психолога «Веселая школа». Снижение школьной тревожности.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая школа» имеет психолого-педагогическую направленность, включает в себя коррекционно-развивающую работу и тренинговую групповую работу, ориентированную на снижение тревожности, повышение самооценки младших школьников с целью улучшения психоэмоционального состояния и социальной адаптации посредствам арт-терапевтической работы и коммуникативных игр. Программа также направлена на предупреждение и профилактику школьной дезадаптации и девиантного поведения среди подростков, поскольку тревожность влияет на социальную адаптацию и установление благоприятных межличностных отношений в подростковой среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка педагога-психолога «Веселая школа» | 74.42 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Методическая разработка
для педагогов-психологов «Веселая школа»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-разработчик: педагог-психолог
Горбунова Ю.В.
Аннотация
Программа «Веселая школа» направлена на снижение тревожности и повышение самооценки младших школьников с целью улучшения психоэмоционального состояния и социальной адаптации посредствам арт-терапевтической работы и коммуникативных игр.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая школа» имеет психолого-педагогическую направленность, включает в себя коррекционно-развивающую работу и тренинговую групповую работу, ориентированную на снижение тревожности, повышение самооценки младших школьников с целью улучшения психоэмоционального состояния и социальной адаптации посредствам арт-терапевтической работы и коммуникативных игр. Программа также направлена на предупреждение и профилактику школьной дезадаптации и девиантного поведения среди подростков, поскольку тревожность влияет на социальную адаптацию и установление благоприятных межличностных отношений в подростковой среде.
Актуальность исследования обусловлена тем, что повышенный уровень тревожности у младших школьников является предпосылкой развития школьных неврозов, конфликтности самооценки, появления стрессовых состояний и акцентуаций, возникновения трудностей межличностного общения и школьной дезадаптации.
Тревожность младших школьников как феномен психологического развития наиболее часто встречается в практике педагога-психолога. В последние годы проблема детской тревожности набирает всё большую значимость, поскольку от степени её проявления зависит успеваемость и взаимоотношения среди обучающихся, формирование школьной мотивации и психологического благополучия детей.
Основные причины возникновения тревожности в учебной деятельности: повышенная чувствительность ребенка, нарушение детско-родительских отношений, неблагополучная обстановка в семье, частые упреки со стороны взрослых, повышенные учебные нагрузки. Усиливающим фактором проявления тревожности являются стрессовые ситуации в жизни ребенка.
Материалы и оборудование для проведения занятий:
- столы, стулья по количеству участников, магнитная доска;
- канцелярские принадлежности для творчества по количеству участников: цветная бумага, картон белый и цветной, клей ПВА, клей-карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, карандаши простые, салфетки, клеенки;
- мячи, веревки, игрушки, мешок для игрушек;
- наглядные методические пособия: фотографии, картинки, примеры детских работ.
Содержание
Занятие 1. Знакомство
Цель: знакомство ребят друг с другом, а также с методом арт-терапии и принципами групповой работы.
Материалы и оборудование: мелки, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги формата А3 (с изображенной окружностью диаметром 35 см).
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята. Каждую неделю мы будем встречаться с вами здесь, чтобы общаться, узнавать что-то новое, играть, рисовать, лепить и творить».
Дети рассаживаются за столы и рассказывают по очереди с каким настроением пришли на занятие.
- Беседа об арт-терапии
Педагог-психолог: «Что же такое арт-терапия? Простыми словами - это способ выражения своих чувств и эмоций с помощью красок. Для этого вам не нужно быть художниками, достаточно оставаться самими собой». Мини-лекция о методах и техниках арт-терапии.
- Упражнение «Я солнышко»
Педагог-психолог: «А сейчас, чтобы получше познакомиться, я предлагаю сделать первое задание. Нарисуйте в круге себя или символ, который ассоциируется с вами. Это может быть все, что угодно. Важно, чтобы, глядя на этот рисунок, вы смогли рассказать нам о себе».
Каждому ребенку выдается лист бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 20 см, карандаши, фломастеры, мелки. Время выполнения задания 10-12 минут. Педагог-психолог поддерживает детей в процессе рисования, хвалит. Когда у всех детей готовы рисунки, педагог-психолог просит каждого по кругу рассказать о своем рисунке и о себе: как зовут, сколько лет, любимое занятие, что любит делать, любимые игры, любимая еда и т.д.
Педагог-психолог: «Спасибо ребята. Посмотрите, какие вы все разные, у вас получились такие яркие рисунки и интересы у всех разные. Сейчас давайте представим, что каждый из вас – солнце, у которого много лучей. Давайте нарисуем лучи своим солнцам и подпишем на них то, что вы сейчас рассказали о себе!»
- Релаксационное упражнение «Отдых в волшебном лесу»
«Сядьте поудобнее, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, голубые, красные, фиолетовые, розовые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.
Дышим глубоко, ровно, легко…
Где-то высоко птичка вспорхнула с ветки. Мимо пролетела бабочка и вы стали следить за её полетом… Где же она приземлится? Она села на маленький белый цветочек. Возможно, это цветет земляника, и вы почувствовали аромат любимой красной ягоды…Воздух такой свежий, что наполняет вас светом и теплом, придает волшебной силы.
Дышим глубоко, ровно, легко…
Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу».
- Рефлексия
Обсуждаем, что нового узнали, что удивило. Какое настроение у каждого ребенка в конце занятия.
Занятие 2. Цвета радости
Цель: выражение и отреагирование положительных эмоций, сплочение команды.
Материалы и оборудование: колпачок и нос клоуна, фотографии людей с разными эмоциями, фотографии, лист А1, гуашь, поролоновые губки, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, мяч, магнитофон.
Методы: арт-терапия, словесный метод, наглядный метод, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. У меня в руках мяч. Давайте будем передавать его по кругу со словами приветствия и пожелания на сегодня».
- Беседа об эмоции «радость» и мимике, с помощью которой мы выражаем положительные эмоции. Педагог-психолог надевает колпак и нос клоуна.
- Упражнение «Смайлик»
Педагог-психолог раскладывает фотографии людей с разными эмоциями. Детям предлагается выбрать фотографии тех людей, которые изображают положительные эмоции. Затем происходит обсуждение, какая мимика у людей на выбранных фотографиях помогла сделать выбор. Каждому ребенку предлагают рассказать случай из своей жизни, когда он испытывал радостные эмоции.
- Упражнение «Красивое место»
Переда ребятами разложены картинки различных мест. Педагог-психолог предлагает выбрать каждому ребенку картинку места, где он бы чувствовал себя комфортно. Проходит обсуждение, и дети делятся своими впечатлениями.
На листе формата А1 детям предлагают нарисовать общий рисунок, который бы дарил радостные эмоции. Сначала фон заполняют красками, используя губки из поролона. Этот этап очень диагностичен – психолог может наблюдать как дети разместятся вокруг большого листа, как будут работать в команде, у кого проявятся лидерские качества. Затем, можно предложить уже другими материалами (мелками, фломастерами) на красивом фоне нарисовать то, что может радовать человека. Это задание способствует сплочению детей в группе, помогает ощутить каждому из участников важность собственного вклада в общее дело.
- Релаксационное упражнение «Лентяи»
«Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь, на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
- Рефлексия
Обсуждаем, что нового узнали, что больше всего понравилось. Какое настроение у каждого ребенка в конце занятия.
Занятие 3. Волшебное животное
Цель: конструктивное взаимодействие детей, а также самовыражение, самораскрытие каждого ребенка в придумывании нового персонажа и своей истории.
Материалы и оборудование: клубок ниток, лист формата А1, листы формата А4, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, кисти, пульверизатор с водой, ножницы, магнитофон.
Методы: арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Но, сначала давайте по традиции поделимся своим настроением. Для этого я принесла волшебный клубочек». Каждый по кругу называет своё настроение и перекатывает клубочек другому ребенку».
- Беседа - сказкотерапия
Сказка о Маше и Саше
В одной большой и красивой стране жили брат и сестра Маша и Саша. Они ходили в школу, любили рисовать, играть и гулять при хорошей погоде. Маша и Саша всё делали вместе и дружно. Однажды утром выходного дня, когда они проснулись всё вокруг показалось необычным. Мама приготовила на завтрак мороженое, пирожное, шоколадные конфеты и газировку. Папа разрешил не убирать кровать, и они устроили бой подушками. Затем, Маша и Саша решили погулять. Выйдя на улицу, они оказались не в своем дворе, а в сказочной стране. Деревья были разноцветные, небо радужное, вместо асфальта песочная дорога, вдоль которой текла фиолетовая река. Они шли разинув рот по этой волшебной стране и встретили …
Педагог-психолог: «Ребята, давайте каждый из вас придумает, какое волшебное животное встретили Маша и Саша»
- Упражнение «Волшебное животное»
Детям выдаются листы форматом А4, на котором рисуется волшебное животное красками, мелками, фломастерами (пусть ребенок выберет сам). После того, как животные нарисованы, ребята придумывают сказочные имена для своих животных и вырезают их по контуру.
Далее педагог-психолог предлагает сочинить рассказ о своём животном: какой у него характер, о чем он думает, о чем мечтает, чем любит заниматься, есть ли у него друзья. В конце каждого рассказа педагог-психолог спрашивает: «А чем это волшебное животное похоже на тебя?»
Упражнение является одновременно и диагностикой, поэтому педагогу-психологу важно запомнить рассказ каждого ребенка или записать.
- Упражнение «Волшебная страна»
Ребятам всем вместе предлагается нарисовать общий рисунок волшебной страны на формате А1, где будут жить их волшебные животные. Для оформления фона используется пульверизатор с водой, окрашенной синей или фиолетовой краской. Дети по очереди наносят краску на бумагу необычным способом. Рекомендуется не использовать много воды, чтобы фон быстро подсох. Затем дети обсуждают, что можно нарисовать в волшебной стране и каждый участвует в общем рисунке. Педагогу-психологу важно контролировать, чтобы задачи были распределены между всеми участниками. Одновременно, специалист наблюдает за детьми во время совместной работы, с целью выявления лидерских качеств у детей, а также тревожности и застенчивости. Когда рисунок волшебной страны готов, дети приклеивают своих волшебных животных. Некоторые дети захотят нарисовать домик для своего персонажа, не стоит их останавливать.
- Релаксационное упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг себя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Представьте, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к вам. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат вас. Подружитесь с ними.
Как вы себя чувствуете? Вас ждет долгая дорога домой из вашего сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Послушайте их советы.
- Рефлексия
Обсуждаем, что понравилось, что удивило. Возвращаемся к сказке и рассуждаем, что случилось с Машей и Сашей. Может это всё им приснилось? Чем может помочь волшебная страна в нашей обычной жизни. С каким настроением мы завершаем занятие.
Занятие 4. Дружба крепкая
Цель: формирование коммуникативных умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов; снятие физического и эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: мяч, магнитофон, стулья, канат или скакалки.
Методы: арт-терапия, словесный метод, игровая терапия, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог приветствует ребят. Работа начинается с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.
- Беседа
Педагог-психолог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
- Упражнение «Клеевой ручеёк»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
- Подняться и сойти со стула.
- Проползти под столом.
- Обогнуть «широкое озеро».
- Пробраться через «дремучий лес».
- Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
- Упражнение «Я тебя понимаю»
Каждый участник выбирает себе партнёра и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Затем дети комментируют высказывания друг друга.
- Упражнение «Я отличаюсь от тебя»
Ребята делятся на пары. За 5 минут они должны найти 4 сходства и 4 отличия друг от друга. Затем проводится беседа на тему «Чем мы похожи» и «Чем мы отличаемся». В конце игры ребята обсуждают, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
- Упражнение «Молекулы»
Педагог-психолог предлагает детям поиграть в игру: «Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы все превратитесь в маленькие частички – атомы, вы будете спокойно двигаться по комнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомы будут искать себе пару, вы станете молекулой, когда вы услышите хлопок, то ищите себе пару, берите друг друга за руки, когда зазвучит музыка – вы снова атомы».
- Рефлексия
Делимся впечатлениями о занятии. Педагог-психолог обращает внимание на то, что удалось достигнуть ребятам на этом занятии.
Занятие 5. Грустный гном
Цель: снятие запретов на проявление негативных эмоций, копинг-стратегии, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций.
Материалы и оборудование: цветной картон форматом А4, фотографии людей с разными эмоциями, карандаши, фломастеры, клей, манная крупа, кисточки, карточки Люшера.
Методы: арт-терапия, словесный метод, наглядный метод, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. У меня в руках 8 цветных карточек (8 цветов теста Люшера). Давайте по кругу поприветствуем друг с друга и каждый возьмет карточку того цвета, которому соответствует ваше настроение». Ребята могут поделиться своим настроением, с которым они пришли на занятие.
- Беседа о негативных эмоциях
Педагог-психолог: «Сегодня мы с вами поговорим об эмоции «грусть»
- Упражнение «Смайлики»
Педагог-психолог выкладывает перед детьми фотографии людей с разными эмоциями. Детям нужно выбрать грустные лица и рассказать какие проявления грусти они увидели на этих фотографиях. Затем, детям предлагается изобразить лицо грустного человека (показать мимически) и привести пример из жизни, когда он грустил. После обсуждения, детям выдаются листы А4 с шаблонами лиц мальчиков и девочек и предлагают нарисовать грустное лицо. Важно подчеркнуть, что у каждого человека могут возникнуть свои варианты грустных рисунков. Все идеи хороши и имеют равное значение для групповой работы.
- Упражнение «Грустный гном»
Музыкотерапия: «Адажио» Вольфганг Амадей Моцарт
Детям предлагают выбрать лист картона с грустным цветом (опять же педагог-психолог акцентирует внимание, что у каждого ребенка может быть разный цвет грусти). После этого, им рассказывают, что рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и манной крупой! Детям показывают образец рисунка гнома (Приложение №5). На выбранном каждым ребенком листе бумаги клеем ПВА наносится рисунок гнома. Затем сверху рисунок посыпается манной крупой. Когда клей подсохнет, дети могут по желанию нанести краски на манку. В конце занятия работы детей можно повесить на доску.
- Релаксационное упражнение «Мороженое»
Упражнение выполняется стоя. Педагог-психолог: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...».
- Рефлексия
Делимся впечатлениями о занятии. Педагог-психолог обращает внимание на то, что удалось достигнуть ребятам на этом занятии.
Занятие 6. Ежик хочет дружить
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Материалы и оборудование: мяч, телевизор или проектор с экраном, мешок из ткани, игрушка «ёжик», фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, губка из поролона, пальчиковые краски, листы белой бумаги форматом А5 и А1.
Методы: арт-терапия, наглядный метод, сказкотерапия, игровая терапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Нам поможет наш радужный мяч». Ребенок, в чьих руках оказывается мяч, рассказывает о своем настроении и кидает мяч следующему участнику.
- Беседа
Педагог-психолог предлагает посмотреть мультфильм «Ёжик с которым никто не хотел дружить». Дети делятся эмоциями от просмотра мультфильма.
- Упражнение «Попроси игрушку – вербальный вариант»
Группа делиться на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю, он будет ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями
- Упражнение «Попроси игрушку – невербальный вариант»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнения. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушки (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать?», «Какие нужно было произносить слова?».
- Упражнение «Прорвись в круг»
Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.
- Сказкотерапия
Детям предлагается отгадать, кто прячется в мешке наощупь (колючий ёжик).
- Хотите узнать, какая история с ним приключилась? Тогда рассаживайтесь и слушайте.
Сказка М. Пляцковского «Ёжик»
В одном сказочном лесу произошла чудесная история. Её мне рассказал этот маленький Ёжик и просил рассказать ее и вам.
Все ежи на свете - колючие. Вы знаете, об этом? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить - и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и ни разу не приласкал. Но нашему Ёжику все-таки повезло. Вот послушайте, что с ним однажды произошло.
Брёл Ёжик по лесу, один-одинёшенек. Из-за его колючек с ним никто не хотел играть. И Ёжик даже иногда сердился из-за этого. А чем больше он сердился, тем острее были его иголки.
Вдруг видит Ёжик - пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
- Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
- Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно-грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
- Кто тебя обидел?
- Никто не обидел, - отвечает Ёжик.
- А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
- Потому, что вы Зайчонка...погладили...лапкой.
- А разве тебя мама не гладит?
- Не гладит. Меня никто не гладит.
- Я бы тебя, малыш, погладила, если бы...если бы ты не был таким колючим, - пожалела Ёжика Зайчиха.
- Конечно, она бы тебя погладила, - вмешался Зайчонок. - Но можно очень даже просто лапку уколоть.
- А если я не буду колючим? - вдруг спросил Ёжик.
- Тогда другое дело, - говорит Зайчиха. - Но ведь это же невозможно! все ежи колючие!
- Возможно! - крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик, а все его иголки немного притупились.
Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу и не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
- Теперь я.. совсем.. не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
- Молодец! - сказала она. - Ах, какой находчивый Ёжик растет!
Далее проходит беседа по содержанию сказки.
Педагог-психолог «Посмотрите, какой мягкий и пушистый стал ежик. Теперь вы будете с ним играть? Он тоже хочет получше познакомиться с вами. Кому в руки я передам ёжика, тот должен будет погладить его и ответить на вопрос, который он задаст.
- Каким был Ёжик в начале сказки?
- Отчего он грустил? Почему с ним никто не играл?
- А тебе бывает грустно? Когда?
- А твоя мама часто гладит тебя по голове, прижимает к себе или она этого не делает совсем?
- Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно?
- Иногда бывает, что человека все вокруг раздражает, все ему не нравится. С тобой так происходит? Часто?
- Есть ли в вашей группе детки, похожие на колючих ежиков, с которыми не хочется играть, потому что они могут сделать больно?
- Нашего ёжика никто не мог погладить из-за иголок, и ему от этого было очень грустно. А у тебя есть такие невидимые «иголки», которые появляются даже тогда, когда тебе этого не хочется, и отпугивают ребят, мешают дружить с ними?
- Когда ты приходишь в детский сад, в свою группу ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет?
- Понравилась тебе история Ёжика?
- Тебе хотелось бы еще встретиться с ежиком, чтобы рассказать, с кем ты подружился, чему научился?»
- Арт-терапия «Ежик»
Педагог-психолог «Ребята, а давайте сейчас нарисуем нашему ёжику друзей?»
На листе формата А5 ребята рисуют ёжиков. Затем вырезают его из бумаги. Можно предложить детям дать имена своим ёжикам. Затем на формате А1 с помощью губок создаем фон – поляну для ежей. Каждый ежик занимает своё место на поляне. С помощью пальчиковых красок предлагаем ребятам провести пальчиками тропинку к тому ежику с кем они хотят дружить. Получается очень красочная картина с множеством тропинок.
- Рефлексия
Дети делятся своими впечатлениями от занятия. Что нового они узнали сегодня? Есть ли среди их окружения ребята похоже на ёжика из сказки?
Занятие 7. Добрые ладошки
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, развитию позитивного мышления, улучшению взаимоотношений между детьми.
Материалы и оборудование: мяч, лист формата А4, фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, степлер, резинки, листы белой бумаги форматом А4 и А3.
Методы: игровая терапия, словесный метод, сказкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Нам поможет наш радужный мяч». Ребенок, в чьих руках оказывается мяч, рассказывает о своем настроении и кидает мяч следующему участнику. Иногда, такая игра превращается в интересную дискуссию о сегодняшнем дне.
- Беседа – сказкотерапия
Василий Сухомлинский «Девочка и ромашка»
Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
— Кто там плачет под камнем?
— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
— Как же ты попала под камень? — спросила девочка.
— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.
— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? — спросила девочка.
— Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка. Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Педагог-психолог: «Ребята, Вам понравилась сказка?» Происходит обсуждение сказки.
- Упражнение «Имена-качества»
Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ольга – ответственная, Даня – добрый.
- Игра «Ласковое имя»
Педагог-психолог предлагает детям вспомнить, как их ласково называют дома, сказать, перекидывая друг другу мяч по кругу. После того, как все назовут свои ласковые имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.
- Упражнение «Добрые ладошки»
На листе А4 каждый ребенок обводит ладошку и внутри контура пишет своё имя и качество, которое нравится в самом себе. Листики передаются по кругу, а остальные дети дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, ребенок зачитывает то, что написали про него другие дети. Все ребята благодарят друг друга.
- Релаксационное упражнение «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»
Музыкотерапия: «Размышления» П.И.Чайковкий.
«Сядьте или лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…
Представь себе, что сейчас чудесный день, и над вами проплывает серое облачко, на которое вы можете уложить сейчас все свои горести и заботы. Дайте всем вашим заботам просто улететь с ним…
Представьте себе, что небо над вами ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают вас. Вы чувствуете себя надежно защищенным – так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось вашей головы, и вы чувствуете себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Вы думаете, что вы сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.
Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется золотым светом – от головы до кончиков пальцев ног… А когда вы выдыхаете, представьте себе, что все чувства, которые не нужны сейчас, покидают вас. Вы вдыхаете золотой свет, а выдыхаете неприятные чувства.
Вы – как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; вы – как луч солнца, падающий на Землю. Дайте еще больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабьте свои стопы и ладошки.
Представьте себе, что вы – как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как вы… Это просто замечательно, что вы можете быть здесь, среди нас… (15 секунд.)
Не спеша возвращайтесь назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощутите свою голову, руки, ноги. Вздохните глубоко и легко. Теперь вы можете чувствовать себя радугой и радовать цветами себя и других. Медленно открывайте глаза, начинайте снова двигаться. Когда вы откроете глаза очень широко, то увидите вокруг себя другие пестрые радуги».
- Рефлексия
Что сегодня нового узнали. Почему каждый ребенок не похож на другого, уникален? Во время занятия, что понравилось больше всего. С каким настроением мы завершаем занятие.
Занятие 8. Моя вселенная
Цель: снижение личностной тревожности, повышение самооценки, создание условий, способствующих осознанию важности принятия, как своих достоинств, так и недостатков.
Материалы и оборудование: мяч, фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, губка из поролона, листы белой бумаги форматом А4 и А3, двухсторонняя цветная бумага, веревка длиной 25 см и диаметром 2 мм, ножницы, клей, блестки.
Методы: арт-терапия, словесный метод, наглядный метод, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Рада вас всех сегодня видеть. У меня в руках мяч. Давайте будем передавать его по кругу со словами приветствия и пожелания на сегодня».
- Упражнение «Я сильный благородный лев»
Педагог-психолог: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Почувствуйте себя львом, бесстрашным благородным зверем. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Максим». Пройдите вокруг стола гордой уверенной походкой».
- Упражнение «Моя вселенная»
Детям предлагается на листе А4 начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений: мое любимое занятие, мой любимый цвет, мой лучший друг, моё любимое животное, моё любимое время года, мой любимый сказочный герой, моя любимая музыка. Примеры фраз можно написать на доске. Затем дети презентуют свою вселенную. Упражнение помогает понять, что у нас бывает что-то общее с другими людьми и всё же - все люди разные.
- Упражнение «Как много я умею»
Педагог-психолог: «Каждый ребенок уникален, имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Я буду кидать вам мяч и начинать предложение, а вы бросайте его обратно, назвав окончание этого предложения». Затем ведущий начинает кидать по очереди детям мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…».
- Упражнение «Дерево достоинств»
Педагог-психолог: «Ребята сегодня мы говорили с вами о том, что вы умеете и чему хотите научиться, о ваших любимых занятиях, еде, увлечениях и о многом другом что вы любите. А знаете ли вы что такое достоинство?» Проходит обсуждение, что такое достоинство. Далее, детям предлагается взять веревочку и наматывая её на палец называть какими достоинствами он обладает. Педагог-психолог помогает, направляет и подсказывает нужные слова.
Детям предлагается на выбор лист двусторонней цветной бумаги. На нем ребенок обводит руку от кончиков пальцев до запястья. Затем вырезает по контуру. На листе формата А3 наносится фон с помощью губки и красок. Каждый ребенок сам выбирает цветовую гамму. Можно предложить образцы такие как, северное сияния, восход солнца, морской пейзаж, космос и т.п. Когда фон немного подсохнет, приклеиваем вырезанную из бумаги руку на лист. Это наше дерево достоинств. Затем на дерево приклеиваем веревочку, изгибая её на каждой ветке. Можно предложить нанести волшебный порошок (блестки) для этого точечно нанести клей на рисунок и посыпать блестки. Получается рисунок «Дерево достоинств».
- Релаксационное упражнение «Порхание бабочки»
Музыкотерапия: «Песнь без слов» П.И.Чайковский.
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
- Рефлексия
Дети делятся своими эмоциями от занятия. Было ли трудно называть свои умения и достоинства?
Занятие 9. Подарок на всех
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Материалы и оборудование: клубок ниток, цветик-семицветик из цветной бумаги, 2 коробочка от спичек, фломастеры, листы А4, скотч, мяч, скамейка или стулья, магнитофон.
Методы: арт-терапия, словесный метод, игровая терапия, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия
- Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем много играть и по традиции поделимся своим настроением, а поможет нам в этом мой волшебный клубочек». Ребята говорят с каким настроением пришли на занятие и, передавая клубочек по кругу, делают несколько витков нити себе на палец.
Педагог-психолог: «Вот какая у нас «дружная семейка». Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.
- Упражнение «Дар убеждения»
Вызываются два участника. Каждому из них дают спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача «публики» решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если «публика» ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
- Игра «Дракон»
Ребята встают в цепочку друг за другом, держась за впереди стоящего. Первый участник – это голова дракона, последний – его хвост. Голова должна поймать хвост. Затем ребята могут меняться местами, чтобы каждый смог побыть головой. Важно действовать сообща.
- Игра «Узелки»
Ребята делятся на 2 команды. Участники первой команды образуют круг и берутся за руки. Вторая команда отворачивается и ждет пока первая команда, не расцепляя рук, запутается. Затем, вторая команда пытается распутать узел, не расцепляя рук и вернуть первоначальный круг. После этого команды меняются местами.
- Игра «Бревно»
Для игры понадобится гимнастическое бревно, скамейка или стулья, составленные вместе. Команда выстраивается на «бревне». Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
- Упражнение «Его сильная сторона»
Инструкция: «Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч». Педагог-психолог следит, чтобы мяч побывал у каждого.
- Упражнение «Подарок на всех»
Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
- Релаксационное упражнение «Радуга»
Музыкотерапия: «Колыбельная» Фредерик Шопен
«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
- Рефлексия
Ребята делятся впечатлениями о занятии.
Список литературы
- Аракелов, Н. Е., Шишкова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции/ Н. Е. Аракелов, Н. Шишкова. – Текст: // Вестник МУ. – 2016.
- Астапов, В. М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
- Буркова, Е.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка – Москва: ЭКСМО, 2003.
- Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов – Санкт-Петербург: изд-во КАРО, 2006.
- Казанская, В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей/ В. Казанская. – Москва: Питер, 2011.
- Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Е.В. Козлова. – Ставрополь, 2000.
- Микляева, А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – Санкт-Петербург: Речь, 2004.
- Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. – Москва: Пер Сэ, 2008.
- Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика. – Москва: Генезис, 2016.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – Москва: Знание, 2014. – 160 с.
- Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. – Москва: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Учебно методическое пособие в помощь педагогу психологу. Программа формирования психологических компонентов школьной готовности у детей.
представлена программа, разработанная педагогом-психологом для комплексной подготовки дошкольников к школьному образованию. В программу включены задания по развитию произвольности поведения, познавате...
Цикл занятий по снижению школьной тревожности
Цели работы по снижению школьной тревожности:оптимизация социальной ситуации развития детей;обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.Поставленные цели обусловили необходимость решить...
Цикл занятий по снижению школьной тревожности
Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...
Методические разработки педагога-психолога для родителей: памятки, буклеты, советы и рекомендации
Данные методические разработки представляют собой конспекты родительских собраний собраний, консультаций, памяток для родителей обучающихся, созданнных педагогом-психологом Центра и предназначен...
Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".
Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...
Рекомендации по снижению школьной тревожности
Рекомендации по снижению школьной тревожности...