Учимся конструктивному общению
методическая разработка
Научить младших подростков правильно выходить из конфликтных ситуаций
- дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;
- обучать их поиску альтернативных вариантов поведения;
- обучить детей анализу различных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchimsya_konstruktivnomu_obshcheniyu.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Петропавловск - Камчатского городского округа
ПРОГРАММА
«Учимся конструктивному общению»
Программа разработана Педагогом-психологом Мазуровой И.В. |
г. Петропавловск-Камчатский
2023г.
Учимся конструктивному общению
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ»
Цель: Научить младших подростков правильно выходить из конфликтных ситуаций
Задачи:
- дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;
- обучать их поиску альтернативных вариантов поведения;
- обучить детей анализу различных состояний.
Материалы:
• тетради для записи.
Ход занятия
1. Вступление
Ведущий предлагает вспомнить высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».
Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию барьеров (стен) в общении.
2. Работа по теме занятия
Необходимо напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми.
Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения. Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению.
Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе».
Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
- Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
- Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?
Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных вариантах.
Отношения выясняются:
- с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
- с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
- с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
- с безразличием к новенькому (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
— Какова цель разрешения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих. Если такого решения не найдено, то начинается противостояние.)
— Кто может объяснить, что значит это слово?
Кому-то необходимо идти на уступки. Если на уступки идут оба, то это компромисс. Самый лучший выход — сотрудничество.
Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах.
3. Анализ занятия
Контрольные вопросы:
- Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?
- Оцените в баллах сегодняшнее занятие. Выкиньте столько пальцев одной руки, во сколько баллов вы оценили занятие.
ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: «ОБИДЫ»
Цель: Научить правильно реагировать на обиды
Задачи:
- дать объяснение понятию «обида»;
- научить детей находить приемлемые способы борьбы с обидой.
Материалы:
• бланки, ручки и коробка.
Ход занятия
1. Вступление
Ведущий предлагает ребятам дописать предложение: «Я обижаюсь, когда...» Желающие зачитывают свои записи вслух. Ведущий спрашивает:
— У кого подобная ситуация также вызывает обиду?
Делается вывод, что многие названные ситуации обидны для большинства людей, и нужно помнить об этом, общаясь с другими, чтобы не обижать их.
2. Работа по теме занятия
Ведущий просит ребят ответить на вопросы:
— Что такое обида?
. — Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
— Как мы реагируем на обиды?
Затем ведущий предлагает детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду.
Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: «Тебя обвинили в том, чего ты не совершал».
Каждый выполняет свое задание, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.
Затем проводится обсуждение:
- Что чувствует обидчик?
- Какая реакция обиженного была убедительна?
- Как нужно реагировать на обиду?
- Нужно ли копить обиды?
Делается вывод о бесполезности накопления обид. Рисуем обиду
Ведущий предлагает детям нарисовать свою обиду. Затем спрашивает:
- Чем похожи рисунки? Почему?
- Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
- Как относиться к обидчику? {Прощать.)
Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно: «Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами (мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)».
Занятие заканчивается подвижной игрой «Дракон ловит свой хвост».
3. Анализ занятия
Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то — нет? Почему?
Предложить ответить на вопрос: «Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах ».
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: «КРИТИКА»
Цель: научить младших подростков контролировать свои высказывания
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «критика»;
- отработать с ними навыки правильного реагирования на критику.
Материалы:
• карточки с фразами, мяч.
Ход занятия
1. Вступление
Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»?
- Нужно ли обижаться на критику?
- Почему нам обидно, когда нас критикуют?
- Как критиковать, чтобы не было обидно?
2. Работа по теме занятия
Игра с мячом «Что звучит обидно?»
Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали.
- «Вы всегда плохо работаете!»
- «Вы никогда не делаете домашнего задания!»
- «Ты каждый раз перебиваешь!»
- «Вы все лентяи!»
- «Ты никогда не здороваешься!»
- «Ты — глупый!»
Вопросы для обсуждения: - Было ли вам обидно? Какие испытывали при этом эмоции?
- Какие слова особенно обижают?
- Что заставляет людей критиковать других?
- Нужна ли критика?
- Всегда ли критика бывает услышана? Почему?
Упражнение на «Я-сообщение»
Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера? Ведущий предлагает выстроить предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера:
- «я недоволен вашей работой»;
- «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»;
— «я переживаю, когда меня перебивают» и т. д.
Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать.
Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а
Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.
3. Анализ занятия
Контрольные вопросы:
- Часто ли вы используете Я-сообщения, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах?
- Умеете ли вы контролировать свои высказывания?
4. Домашнее задание
Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщениях, при этом обращать внимание на реакцию партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей общению.
Роль полноценного общения детей в развитии личности.Рекомендации родителям по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми.Знакомство родителей с методами и приемами развития коммуникативных способ...
Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста
В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....
конструктивное общение
программа расчитана для детей младшего и среднего звена...
Презентация к разработке внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы " Учимся этикету общения". Крякина С.Г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361373","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","style":"float: left; height: 94px; width: 129px;","width":"480"}}]]Презентация ...
Разработка внеклассного мероприятия на тему « Учимся этикету общения» Для учащихся 2 класса
Цель мероприятия: Научить учащихся правильному этикету общения.Задачи:Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие....
"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".
Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....
Родительское собрание "Учим детей общению"
Родительское собрание...