Учимся конструктивному общению
методическая разработка

Научить младших подростков правильно выходить из конфликтных ситуаций

  • дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;
  • обучать их поиску альтернативных вариантов поведения;
  • обучить детей анализу различных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchimsya_konstruktivnomu_obshcheniyu.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

  «Средняя школа № 1»

Петропавловск - Камчатского городского округа

ПРОГРАММА

«Учимся конструктивному общению»

Программа разработана

Педагогом-психологом

Мазуровой И.В.

г. Петропавловск-Камчатский

2023г.

Учимся конструктивному общению

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ»

Цель: Научить младших подростков правильно выходить из конфликтных ситуаций

Задачи:

  • дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;
  • обучать их поиску альтернативных вариантов поведения;
  • обучить детей анализу различных состояний.

Материалы:

•        тетради для записи.

Ход занятия

1. Вступление

Ведущий предлагает вспомнить высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».

Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию барьеров (стен) в общении.

2. Работа по теме занятия

Необходимо напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми.

Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения. Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению.

Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе».

Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:

  • Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
  • Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?

Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных вариантах.

Отношения выясняются:

  • с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
  • с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
  • с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
  • с безразличием к новенькому (он не достоин моего внимания).

Обсуждаются все варианты, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

—        Какова цель разрешения любого конфликта? (Найти достойное  решение, приемлемое для обоих. Если такого решения не найдено, то начинается противостояние.)

—        Кто может объяснить, что значит это слово?
Кому-то необходимо идти на уступки. Если на уступки идут оба, то это компромисс. Самый лучший выход сотрудничество.

Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах.

3. Анализ занятия

Контрольные вопросы:

  • Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?
  • Оцените в баллах сегодняшнее занятие. Выкиньте столько пальцев одной руки, во сколько баллов вы оценили занятие.

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: «ОБИДЫ»

Цель: Научить правильно реагировать на обиды

Задачи:

  • дать объяснение понятию «обида»;
  • научить детей находить приемлемые способы борьбы с обидой.

Материалы:

• бланки, ручки и коробка.

Ход занятия

1.        Вступление

Ведущий предлагает ребятам дописать предложение: «Я обижаюсь, когда...» Желающие зачитывают свои записи вслух. Ведущий спрашивает:

—        У кого подобная ситуация также вызывает обиду?
Делается вывод, что многие названные ситуации обидны для большинства людей, и нужно помнить об этом, общаясь с другими, чтобы не обижать их.

2.        Работа по теме занятия

Ведущий просит ребят ответить на вопросы:

—        Что такое обида?

. — Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?

—        Как мы реагируем на обиды?

Затем ведущий предлагает детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду.

Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: «Тебя обвинили в том, чего ты не совершал».

Каждый выполняет свое задание, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.

Затем проводится обсуждение:

  • Что чувствует обидчик?
  • Какая реакция обиженного была убедительна?
  • Как нужно реагировать на обиду?
  • Нужно ли копить обиды?

Делается вывод о бесполезности накопления обид. Рисуем обиду

Ведущий предлагает детям нарисовать свою обиду. Затем спрашивает:

  • Чем похожи рисунки? Почему?
  • Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
  • Как относиться к обидчику? {Прощать.)

Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно: «Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами (мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)».

Занятие заканчивается подвижной игрой «Дракон ловит свой хвост».

3. Анализ занятия

Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то — нет? Почему?

Предложить ответить на вопрос: «Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах ».

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: «КРИТИКА»

Цель: научить младших подростков контролировать свои высказывания

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «критика»;
  • отработать с ними навыки правильного реагирования на критику.

Материалы:

•        карточки с фразами, мяч.

Ход занятия

1. Вступление

Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»?

  • Нужно ли обижаться на критику?
  • Почему нам обидно, когда нас критикуют?
  • Как критиковать, чтобы не было обидно?

2.        Работа по теме занятия

Игра с мячом «Что звучит обидно?»

Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали.

  • «Вы всегда плохо работаете!»
  • «Вы никогда не делаете домашнего задания!»
  • «Ты каждый раз перебиваешь!»
  • «Вы все лентяи!»
  • «Ты никогда не здороваешься!»
  • «Ты — глупый!»
    Вопросы для обсуждения:
  • Было ли вам обидно? Какие испытывали при этом эмоции?
  • Какие слова особенно обижают?
  • Что заставляет людей критиковать других?
  • Нужна ли критика?
  • Всегда ли критика бывает услышана? Почему?
    Упражнение на «Я-сообщение»

Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера? Ведущий предлагает выстроить предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера:

  • «я недоволен вашей работой»;
  • «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»;

—        «я переживаю, когда меня перебивают» и т. д.
Делается вывод о том, что
Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать.

Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а

Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.

3.        Анализ занятия

Контрольные вопросы:

  • Часто ли вы используете Я-сообщения, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах?
  • Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

4. Домашнее задание

Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщениях, при этом обращать внимание на реакцию партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей общению.

Роль полноценного общения детей в развитии личности.Рекомендации родителям по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми.Знакомство родителей с методами и приемами развития коммуникативных способ...

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

конструктивное общение

программа расчитана для детей младшего и среднего звена...

Презентация к разработке внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы " Учимся этикету общения". Крякина С.Г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361373","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","style":"float: left; height: 94px; width: 129px;","width":"480"}}]]Презентация ...

Разработка внеклассного мероприятия на тему « Учимся этикету общения» Для учащихся 2 класса

Цель мероприятия:  Научить учащихся правильному этикету общения.Задачи:Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие....

"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".

Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....