Кинезиологическая практика: использование упражнений для развития межполушарного взаимодействия
план-конспект занятия (1 класс)

Наталья Петровна Синодальцева

Упражнения, помогающие сбалансированно развивать оба полушария головного мозга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Упражнения25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологическая практика: использование  упражнений

 для развития межполушарного взаимодействия

           Тесная связь между активностью мозга и мелкой моторикой  является потенциальным источником развития. Исходя из этого, начинать стимулировать процессы в полушариях можно и нужно с тренировки пальчиков. 

           Подобные  упражнения в психологии  называются кинезиологическими. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности ребенка через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

           Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушарие в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

        Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

        Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может  либо не думая - делать, либо размышляя - не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия это, прежде всего, выполнение различных перекрестных (реципрокных) телесных  движений, активизирующих вестибулярный аппарат. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций и гарантируют положительные структурные изменения.          

Основное требование к использованию кинезиологических упражнений  это четкое выполнение движений. Вначале сам педагог-психолог должен отработать движение, а уже потому демонстрировать его ребёнку. Начинать упражнение в медленном темпе, от занятия к занятию увеличивая скорость и четкость выполнения. При усвоении инструкции или при затруднениях в выполнении педагог-психолог предлагает помогать себе командами  произносимыми вслух или про себя. Продолжать выполнение упражнение до синхронизации в бодром темпе. Продолжительность занятия от 5 до 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Все упражнения взаимозаменяемы, нет четкой последовательности их использования.

В ходе систематических занятий у детей легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению и управлению своими эмоциями.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для ребенка), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

 Комплекс упражнений:

Упражнение «Добрый день!»

        Выпрямить  ладонь и отвести большой палец в сторону. Соединяя большой палец поочередно с каждым пальчиком (указательный, средний и т. д.) руки, как бы «здороваться». Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Начинаем  выполнять каждой рукой отдельно, затем двумя вместе. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами. Выполняем одновременно на одной руке с указательного пальчика, на другой – с мизинчика.

Упражнение «Пальчики шагают»

        Соединить указательный палец левой руки и большой палец правой руки. Соединить указательный палец правой руки и большой палец левой руки. Разъединить первую пару и перехватить вторую с продвижением вперед. Шагаем вверх и вниз. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.

Упражнение «Кулак - ладонь»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола   ладонью вниз. Одновременно (реципрокно) менять положение рук на противоположное.

Упражнение «Пальчик в домике»

Положить руки на стол ладонью вниз. На одной руке подвернуть средний палец под ладонь («Спрятать в домик»). положение рук на противоположное.  На счет «Раз» одновременно (реципрокно) менять положение пальцев рук: один спрятался, другой пошел гулять.  

Упражнение «Парочки»

        Положить руки на стол ладонью вниз. Одновременно поднимаем от поверхности стола большие пальчики, затем указательные, средние и т.д. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами. Выполняем одновременно на одной руке с указательного пальчика, на другой – с мизинчика.

Упражнение «Кулак – ребро - ладонь»

        Используется три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

Упражнение «Цепочка 1»

        Большой и указательный палец левой руки соединить в кольцо. Через него соединить  колечко из большого и указательного пальца правой руки. Раскрыть колечко левой руки, развернуть правое и снова через него соединить большой и указательный палец левой руки. Увеличиваем темп.  Продвигаем «цепочку» от себя, затем к себе. Делаем колечко из большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинчика.

Упражнение «Цепочка 2»

        Большой и указательный палец левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Увеличиваем темп.  Вариант: изменение выбора пальчиков исходной руки.

Упражнение «Китайские палочки»

        Ставим палочку на стол, удерживая ее большим и указательным пальцами левой руки. Перехватываем большим и указательным пальцами правой руки. Поднимаемся по палочке вверх, спускаемся вниз.  Меняем указательный палец на средний, безымянный и т.д. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.

        Берем правильно китайские палочки в рабочую руку. То же самое выполняем  другой рукой.

        Стучим кончиком верхней палочки о кончик нижней. То же самое выполняем  другой рукой.

        Используя китайские палочки, строим башенку из кубиков Кооса, замок, объемную пирамидку, кубик 3х3х3, выкладываем рисунки из спичек, собираем мозаику,         разбираем фасоль и рожки, пуговицы и бусины, ракушки и камушки и т.д.

Упражнение «Зеркало»

        Лист бумаги расчертите пополам. Дайте ребенку два карандаша в разные руки.  Диктуйте букву (цифру, геометрическую фигуру). Задача ребенка одновременно (реципрокно)  правой рукой писать букву правильно, а левой зеркально.  Далее, рядом написать ту же букву – правой рукой зеркально, левой – правильно.

Упражнение «Ухо - нос»

        Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за левое ухо, затем хлопнуть в ладоши  и  одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.

Упражнение «Здравия желаю! – Все хорошо!»

        Одной рукой отдать честь по-военному, другой показать «лайк». На счет «Раз» хлопнуть в ладоши и  одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.

Упражнение «Мишень»

        Левую руку сложить в кулак, большой палец выпрямить  вправо. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к выставленному большому пальцу. На счет «Раз» хлопнуть в ладоши и  одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.

Список литературы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. https://studfiles.net/preview/5800121/page:18/ 
  3. Воробьева В. А., Иванова Н. А., Сафронова Е. В., Семенович А. В., Серова Л. И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
  4. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  5. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
  6. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия.

Функциональная асимметрия полушарий  является одной из причин существования определённой  структуры  психики. Трудности в овладении учебных дисциплин связаны  с нарушением оптимального межполушарного ...

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия у учащихся.

Кинезиологические упражнения, используемые мною на динамических паузах, в процессе занятий,  помогают детям снять эмоциональный стресс. Данные упражнения включают в себя движения перекрестно-паоа...

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чте...

«Значение кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия»

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодост...

Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников через кинезиологические упражнения

Данный матениал будет интересен воспитателям детских садов, учителям начальных классов. Соержит в себе базовые  теоретические знаний о межполушарных связях, о значении их развития в детском возра...

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Функции правого полушария:- пространственные представления,- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,- обоняние, осязание, вкус,- чувство ритма, звукоразл...