Оценка личности младшего школьника
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анкета для младших школьников «Что мне нравится в школе?» 2
3. Анкета для учителя «Насколько мне нравится моя работа». 11
4. Карта наблюдений за младшим школьником 15
5. Диагностический тест «Самооценка младшего школьника» 18
6. Методика «Неоконченное предложение». 20
7. Диагностическая система измерения устной речи младших школьников. 23
Таблица 1. Исследование восприятия. 26
Таблица 2. Исследование внимания. 28
Таблица 3. Исследование памяти. 29
Таблица 4. Исследование словесно-логического запоминания. 30
Таблица 5. Исследование мышления. 32
Таблица 6. Исследование словесно-логического мышления. 34
Таблица 7. Исследование эмоций 36
Таблица 8. Исследование моральной оценки ситуации. 37
Анкета для младших школьников «Что мне нравится в школе?»
Цель исследования: выявить характер отношения младшего школьника к воспитательно - образовательному процессу.
Ход выполнения: учащимся предлагаются вопросы и ответы к ним. Экспериментатор обращается к младшим школьникам:
Дорогой друг! Просим Вас правдиво ответить на поставленные вопросы. Подчеркните нужный ответ.
Вопросы
- Нравится Вам находиться в школе?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) не знаю.
- С радостью ли Вы ходите в школу?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) не знаю.
- Если бы всем ученикам сказали, что не обязательно посещать школу, Вы бы пришли в школу на уроки?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
- Вам нравится, когда в школе отменяют уроки?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) не знаю.
- Часто Вы рассказываете родителям о школе?
а) да, рассказываю;
б) нет, не рассказываю;
в) иногда рассказываю.
- Нравится Вам ваш учитель?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) не знаю.
- У Вас в классе много друзей?
а) да;
б) нет друзей;
в) мало друзей.
- Играет ли учитель с Вами и одноклассниками на переменах?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
- Вас обижают в классе, школе?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
- Вам нравится еда в столовой?
а) да;
б) нет;
в) редко;
г) не знаю.
- Чувствовали ли Вы неприятный запах в туалетах?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
- Вам интересны классные часы, которые проводит ваш учитель?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) не знаю.
Спасибо за работу!
Обработка результатов
Варианты ответов оцениваются в соответствии с баллами, указанными в таблице.
Вопросы № п/п | Варианты ответов |
1 | а-3; б-0; в-2; г-1 |
2 | а-3; б-0; в-2; г-1 |
3 | а-3; б-1; в-2 |
4 | а-0; б-3; в-2; г-1 |
5 | а-3; б-0; в-2 |
6 | а-3; б-0; в-2; г-1 |
7 | а-3; б-0; в-2 |
8 | а-3; б-0; в-2 |
9 | а-0; б-3; в-1 |
10 | а-3; б-0; в-2; г-1 |
11 | а-0; б-3; в-1 |
12 | а-3; б-0; в-2; г-1 |
Высокий уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом — 32-36 баллов
Младший школьник в полной мере удовлетворен учебно-воспитательным процессом школы, а именно: он с радостью посещает школу и ему нравится находиться в ней, считает посещение уроков обязательным, даже если бы учитель сказал, что посещение школы не обязательно, сильно расстраивается, если занятия в учебном заведении отменяются, часто рассказывает родителям о школе и о достигнутых успехов в ней, у ребенка много друзей в классе, никто из класс его не обижает, ему нравится его учитель, отмечает, что учитель проводит на переменах с классом различные игры, а во внеурочное время – интересные классные часы, с удовольствием ест еду в столовой, посторонние или неприятные запахи в санузлах школы не замечал;
Средний уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом — 25-31 баллов
Младший школьник не в полной мере удовлетворен учебно-воспитательным процессом школы, а именно: он с радостью посещает школу и ему нравится находиться в ней; затрудняется ответить или считает посещение уроков важным, даже если бы учитель сказал, что посещение школы не обязательно; не сильно расстраивается, если занятия в учебном заведении отменяются, не всегда рассказывает родителям о школе и о достигнутых успехов в ней; у ребенка есть друзья в классе; иногда возникают разногласия с кем-либо из одноклассников; ему нравится его учитель, отмечает, что учитель не всегда проводит на переменах с классом различные игры, а во внеурочное время — классные часы бывают неинтересными; еду в столовой ест, если она ему нравится; иногда замечал посторонние или неприятные запахи в санузлах школы;
Низкий уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом —15-24 баллов
Младший школьник не удовлетворен учебно-воспитательным процессом школы, а именно: он неохотно посещает школу и ему не нравится находиться в ней; считает посещение уроков не особо важным, даже если бы учитель сказал, что посещение школы не обязательно; не расстраивается, если занятия в учебном заведении отменяются, очень редко рассказывает родителям о школе и о достигнутых успехов в ней; у ребенка мало друзей в классе; часто возникают разногласия с кем-либо из одноклассников; ему не нравится его учитель, отмечает, что учитель очень редко проводит на переменах с классом различные игры, а во внеурочное время — классные часы редко бывают интересными; еду в столовой не ест; часто замечал посторонние или неприятные запахи в санузлах школы;
Очень низкий уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом — 0-14 баллов
Младший школьник совсем не удовлетворен учебно-воспитательным процессом школы, а именно: он неохотно посещает школу и ему не нравится находиться в ней; считает посещение уроков не особо важным, даже если бы учитель сказал, что посещение школы не обязательно; не расстраивается, если занятия в учебном заведении отменяются, не рассказывает родителям о школе и о достигнутых успехов в ней; у ребенка нет друзей в классе; всегда возникают разногласия с кем-либо из одноклассников; ему не нравится его учитель, отмечает, что учитель никогда не проводит на переменах с классом различные игры, а во внеурочное время — классные часы скучные и неинтересные; еду в столовой не ест; всегда замечал посторонние или неприятные запахи в санузлах школы.
Анкета для родителей младших школьников «Удовлетворен ли я качеством образовательных услуг школы?»
Цель исследования: изучение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Ход выполнения: родителям предлагаются вопросы и ответы к ним. Экспериментатор обращается к родителям:
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений.
Вопросы
1. Как бы вы в целом оценили доброжелательность и вежливость классного руководителя?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
2. Удовлетворены ли вы компетентностью классного руководителя?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
3. Удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
4.Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых образовательных услуг?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
5. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
6. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
7. Удовлетворены ли вы питанием вашего ребенка в школе?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
8. Удовлетворены ли вы состоянием школьных помещений?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
9. Согласны ли вы с утверждением, что в школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
10. Как вы считаете, способствует ли педагогический коллектив раскрытию внутреннего потенциала вашего ребёнка?
- 1. Да, вполне или скорее да;
- 2. Затрудняюсь ответить;
- 3. Скорее нет или однозначно нет.
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов
За вариант ответа «Да, вполне или скорее да» ставится 2 балла; «Затрудняюсь ответить» — 1 балл; «Скорее нет или однозначно нет» — 0 баллов.
Высокий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг школы — 18-20 баллов
Родители младших школьников в полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг школы: они отмечают доброжелательность и вежливость классного руководителя, его компетентность; отмечают, что в школе присутствует все необходимое материально-техническое обеспечение, способствующее предоставлению качественных образовательных услуг; также родители всегда могут узнать что-либо важное о личности своего ребенка из бесед с педагогами и психологами и в полной мере получают достаточную информацию об успехах и неудачах своих детей в школе; помимо вышеперечисленного, родители вполне удовлетворены качеством питания своего ребенка, состоянием школьных помещений; кроме того, родители считают, что в школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов, а также наличие педагогического коллектива, способствующего раскрытию внутреннего потенциала ребенка.
Средний уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг школы — 11-17 баллов
Родители младших школьников в не полной мере удовлетворены качеством образовательных услуг школы: они отмечают, классный руководитель бывает недоброжелателен и невежлив, его некомпетентность в некоторых вопросах; отмечают, что в школе не присутствует все необходимое материально-техническое обеспечение, способствующее предоставлению качественных образовательных услуг; также родители не всегда могут узнать что-либо важное о личности своего ребенка из бесед с педагогами и психологами и не в полной мере получают достаточную информацию об успехах и неудачах своих детей в школе; помимо вышеперечисленного, родители не совсем удовлетворены качеством питания своего ребенка, состоянием школьных помещений; кроме того, родители считают, что в школе не каждый ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов, а также наличие педагогического коллектива, способствующего раскрытию внутреннего потенциала ребенка.
Низкий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг школы — 0-10 баллов
Родители младших школьников не удовлетворены качеством образовательных услуг школы: они отмечают, классный руководитель недоброжелателен и невежлив, его высокую некомпетентность в некоторых вопросах; отмечают, что в школе отсутствует все необходимое материально-техническое обеспечение, способствующее предоставлению качественных образовательных услуг; также родители не могут узнать что-либо важное о личности своего ребенка из бесед с педагогами и психологами и не получают достаточную информацию об успехах и неудачах своих детей в школе; помимо вышеперечисленного, родители не удовлетворены качеством питания своего ребенка, состоянием школьных помещений; кроме того, родители считают, что в школе любой ученик не может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов, а также отсутствие педагогического коллектива, способствующего раскрытию внутреннего потенциала ребенка.
Анкета для учителя «Насколько мне нравится моя работа».
Цель исследования: изучение удовлетворенности учителя условиями работы, школьным коллективом, администрацией.
Ход выполнения: учителю предлагаются вопросы и ответы к ним. Экспериментатор обращается к учителю:
Уважаемый коллега! Прочтите внимательно каждое утверждение и выберите один из вариантов ответа.
1. Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
2. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
3. Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
4. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
5. Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
6. Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
7. Цели и задачи школы близки и понятны мне, моя работа согласуется с целями и задачами школы.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
8. Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к сотрудникам, только начинающим работать в школе.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
9. Я имею хорошего друга (друзей) на работе.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
10. За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.
- Да, вполне или скорее да;
- Затрудняюсь ответить;
- Скорее нет или однозначно нет.
Благодарим за участие!
Обработка результатов
Каждый ответ «да» считается как 2 балла, «нет» — 0 баллов, «не знаю»— 1 балл. Количество баллов суммируется.
Высокий уровень удовлетворенности работой — 18-20 баллов
Учитель в полной мере удовлетворен своей работой; он всегда знает, что ожидает его на работе завтра и в ближайшем будущем; имеет достаточную обеспеченность материалами, оборудованием и др. ресурсами, необходимые для выполнения им своей работы на высоком уровне; отмечает частую похвалу за хорошую работу со стороны руководства и его обеспокоенность за него на личном уровне, а также дел учителя и его семьи; помимо вышесказанного, учитель имеет полную возможность для развития и повышения своих навыков и знаний; его мнение всегда учитывается и принимается во внимание; учителю близки цели и задачи школы и старается реализовывать эти цели и задачи в своей работе; также он отмечает, что сотрудники и коллеги в целом лояльно относятся к сотрудникам, только начавшим свою работу в учебном заведении; кроме того у учителя есть хороший (-ие) друг (друзья) на работе; работа за последние полгода была проанализирована руководством и должным образом была оценена.
Средний уровень удовлетворенности работой — 11-17 баллов
Учитель не в полной мере удовлетворен своей работой; он не всегда знает, что ожидает его на работе завтра и в ближайшем будущем; не всегда имеет достаточную обеспеченность материалами, оборудованием и др. ресурсами, необходимые для выполнения им своей работы на высоком уровне; отмечает редкую похвалу за хорошую работу со стороны руководства и его обеспокоенность за него на личном уровне, а также дел учителя и его семьи; помимо вышесказанного, учитель имеет не в полной мере возможность для развития и повышения своих навыков и знаний; его мнение не всегда учитывается и принимается во внимание; учителю не всегда близки цели и задачи школы и он не всегда старается реализовывать эти цели и задачи в своей работе; также он отмечает, что сотрудники и коллеги не всегда лояльно относятся к сотрудникам, только начавшим свою работу в учебном заведении; кроме того у учителя очень мало друзей в педагогическом коллективе либо их нет; работа за последние полгода была проанализирована руководством не полностью и должным образом не была оценена.
Низкий уровень удовлетворенности работой — 0 -10 баллов
Учитель не удовлетворен своей работой; он никогда не знает, что ожидает его на работе завтра и в ближайшем будущем; не имеет достаточную обеспеченность материалами, оборудованием и др. ресурсами, необходимые для выполнения им своей работы на высоком уровне; отмечает отсутствие похвалы за хорошую работу со стороны руководства и его обеспокоенность за него на личном уровне, а также дел учителя и его семьи; помимо вышесказанного, учитель не имеет в полной мере возможность для развития и повышения своих навыков и знаний; его мнение редко или не учитывается и принимается вовсе во внимание; учителю не близки цели и задачи школы и он не старается реализовывать эти цели и задачи в своей работе; также он отмечает, что сотрудники и коллеги не лояльно относятся к сотрудникам, только начавшим свою работу в учебном заведении; кроме того у учителя нет друзей в педагогическом коллективе; работа за последние полгода не была проанализирована руководством полностью и должным образом не была оценена.
Карта наблюдений за младшим школьником
Цель исследования: выявить уровень проявления готовности младшего школьника выполнять требования и нормы школьной жизни (правила для учащихся, правила внутреннего распорядка школы).
Вид наблюдений | Проявления | ||
Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Низкий (1 балл) | |
| Посещает уроки регулярно, без пропусков, если пропускает, то по уважительной причине. | Посещает уроки с редкими пропусками, которые чаще всего по уважительной причине, реже по неуважительным. | Посещаемость уроков низкая, частые пропуски в основном без уважительной причины. |
| Вовремя приходит на уроки, опаздывает редко, если опаздывает оправдания не придумывает, говорит реальную причину опоздания. | Иногда опаздывает на уроки, либо придумывает причину опознания, либо не говорит вовсе. | На уроки приходит с опозданиями, всегда придумывает оправдания своим опозданиям. |
| Добросовестно выполняет свои обязанности дежурного, старается поддерживать порядок и чистоту в классе. Свои обязанности ни на кого не перекладывает. | Старается добросовестно выполнять обязанности дежурного, но иногда старается переложить свои обязанности на других, иногда забывает поддерживать порядок и чистоту в классе. | Недобросовестно выполняет свои обязанности дежурного, не старается поддерживать порядок и чистоту в классе. Старается переложить свои обязанности на других. |
| Дисциплинирован, исполнителен, старателен, не выкрикивает с места, не шумит, соблюдает дисциплину, не приносит в школу посторонние предметы, не отвлекает товарищей на уроке, не мешает учителю. | Иногда может нарушать дисциплину, выкрикивая с места, старателен, но не всегда, старается не отвлекать товарищей на уроках, посторонние предметы в школу приносит редко, на уроках не мешает учителю. | Не дисциплинирован, неисполнителен, нестарателен, выкрикивает с места, шумит, не соблюдает дисциплину, приносит в школу посторонние предметы, отвлекает товарищей на уроке, мешает учителю. |
| Всегда здоровается с учителем. Адекватно относится к замечаниям взрослых и предъявляемым ему требованиям. Не плачет, когда ему делают замечания. Охотно принимает требование учителя. | Редко забывает поздороваться с учителем. Адекватно относится на замечания взрослых и предъявляемым ему требованиям. Бывает, что неохотно принимает требования учителя. | Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Негативно относится к замечаниям взрослых, защищается от предъявляемых ему требований. Плачет, когда ему делают замечания. Неохотно принимает требование учителя. |
| Всегда выполняет домашнее задание, считает обязательным выполнение домашнего задания, если пропустил урок. | Иногда может забыть выполнить домашнее задание, считает, что если пропустил урок, то домашнее задание нужно сделать. | Не выполняет домашнее задание, часто приходит в школу с невыполненным домашним заданием, либо с некачественно выполненной работой. Не считает обязательным выполнение домашнего задания, если пропустил урок. |
| Бережет свои школьные вещи (не рисует в тетрадях, учебниках, не вырывает листы из тетрадей, учебников, не ломает ручки, карандаши, линейки). | Не совсем бережно относится к своим школьным принадлежностям (иногда может что-нибудь нарисовать в тетради, учебнике или вырвать лист из тетради, карандаши и линейки старается не ломать). | Не бережет свои школьные вещи (рисует в тетрадях, учебниках, вырывает листы из тетрадей, учебников, ломает ручки, карандаши, линейки). |
Диагностический тест «Самооценка младшего школьника»
Цель исследования: выявить уровень самооценки младшего школьника.
Ход выполнения: ребенку предлагается семь отрезков длиной 10 мм каждый, расположенные параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала здоровья является тренировочной, остальные – зачетными. Экспериментатор обращается к младшему школьнику:
«Представьте себе, что всех людей Вы можете разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находитесь Вы или где бы Вы хотели быть?».
Спасибо за работу!
Обработка результатов
После того, как ребенок оценил себя по каждому пункту на определенном уровне, точки соединяются и полученная кривая интерпретируется. Если точка находится на самом высоком уровне, то ставится 2 балла, если на среднем — 1 балл, на самом низком — 0 баллов.
При явно завышенной самооценке (13-16 баллов) линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему.
При адекватной самооценке (9-12 баллов) кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением. Ребенок адекватно относится к своим неудачам, не старается их игнорировать; ставит перед собой только те цели, которые ему посильны, самокритичен к себе.
Заниженная самооценка (0-8 баллов), крайняя левая линия, указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.
Методика «Неоконченное предложение».
Цель исследования: диагностика мотивации учения.
Ход проведения: экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
- Мне кажется, что наш класс…
- Меня радует, когда мы, одноклассники…
- Больше всего в моих одноклассниках меня раздражает то…
- По сравнению с другими наш класс…
- Мне бы очень хотелось, чтобы мои одноклассники…
- Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
- Я мечтаю, чтобы наш класс…
- Большинство девочек в нашем классе…
- Большинство мальчиков в нашем классе…
- Наверное, учителя, работающие с нашим классом…
Обработка и анализ результатов.
2 балла – за относительно положительное высказывание, 1 балл – высказывание имеет нейтральный характер, 0 баллов – высказывание имеет негативный характер.
Высокий уровень – 17-20 баллов
Ребенок положительно отзывается о своем классе, испытывает чувство радости за свой класс в каком-либо начинании, за победу в чем-либо; в одноклассниках видит больше положительных качеств, чем отрицательных; в сравнении с другими классами свой класс ребенок старается характеризовать с тех сторон, которые считает преимущественно лучшими, положительными; мечты и пожелания к классу носят позитивный характер; об большинстве девочек / мальчиков отзывается в большей степени позитивно.
Средний уровень – 11-16 баллов
Ребенок нейтрально отзывается о своем классе, не всегда испытывает чувство радости за свой класс в каком-либо начинании, за победу в чем-либо; в одноклассниках в равных частях видит и положительные качества и отрицательные; в сравнении с другими классами свой класс ребенок не старается характеризовать с тех сторон, которые считает преимущественно лучшими, положительными, в основном ссылается на обобщенные, не имеющие какой-либо яркой оценки описаниям; мечты и пожелания к классу носят сдержанный характер; об большинстве девочек / мальчиков старается отзываться в или позитивно, или не отзываться вовсе.
Низкий уровень – 0-10 баллов
Ребенок негативно отзывается о своем классе, не испытывает чувство радости за свой класс в каком-либо начинании, за победу в чем-либо; в одноклассниках в большей степени видит отрицательные качества, чем положительные; в сравнении с другими классами свой класс ребенок не старается характеризовать с положительных сторон, прослеживается яркий негативизм; мечты и пожелания к классу носят негативный характер, либо вовсе отсутствуют; об большинстве девочек / мальчиков отзывается негативно или не отзывается вовсе.
Диагностическая система измерения устной речи младших школьников.
Критерий | Показатель | Средство диагностики |
Когнитивный |
| Тестирование; Педагогическое наблюдение. |
Мотивационный |
| Анкетирование; Методика «Неоконченное предложение».
|
Деятельностный |
| Беседа; Опрос.
|
Уровни сформированности устной речи младших школьников
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Когнитивный критерий | ||
Логическое, тематически выдержанное изложение учебного текста. Использование терминологии и образных выражений. | Логическое, тематически выдержанное изложение учебного текста выдерживается не всегда. Редко используется терминология и образные выражения. | Логическое, тематически выдержанное изложение учебного текста не выдерживается. Практически не используется терминология и образные выражения. |
Мотивационный критерий | ||
Наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок. Полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельное изложение текста. Исправление ошибок. | Преобладание однотипных предложений, небольшие грамматические ошибки. Небольшие неоправданные паузы, изложение текста с наводящими вопросами. Исправление ошибок. | Преобладание простых предложений, присутствуют грамматические ошибки. Имеются неоправданные паузы, изложение текста только с наводящими вопросами. Не исправляет ошибки в речи. |
Деятельностный критерий | ||
Ребенок в диалогическом общении умеет слушать, строит диалог с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогами, ясно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. Последовательное и точное построение собственного выступления. | Ребенок в диалогическом общении не всегда слушает речь собеседника, иногда в диалоге отходит от темы, легко входит в контакт только с хорошо знакомыми людьми, ясно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. Не всегда последовательно и точно строит собственное выступление. | Ребенок в диалогическом общении не всегда слушает речь собеседника, часто в диалоге отходит от темы, с трудом входит в контакт с детьми и педагогами, не всегда ясно выражает свои мысли, редко пользуется формами речевого этикета. Построение выступления не последовательное и не точное. |
Диагностический материал для исследования личности младшего школьника представленный С. Д. Забрамной.
Таблица 1. Исследование восприятия.
Цели исследования:
- Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов;
- Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур;
- Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности;
- Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы;
- Исследовать умение различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.;
- Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.
1 балл (умственная недостаточность) | Ребенок не знает название цветов, не может сгруппировать подходящие по цвету предметы, либо из-за непонимания цели не может выполнить предложенное задание, не соотносит сходные по форме фигуры, названия геометрических фигур не знает. Задания на различение предметов по величине не выполняет. В соотношении предметов ориентируется лишь на один признак. Не выполняет задание по образцу и по памяти, нуждается в совместном выполнении задания со взрослым. |
2 балла (ЗПР) | Ребенок испытывает сложности при выполнении цели задания, с затруднением называет цвета предметов и группирует подходящие по цвету предметы. С удовольствием выполняет задание на соотнесение фигур и предметов сходной формы, различает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), не знает название некоторых фигур, в процессе работы ребенку необходима организующая помощь со стороны взрослых. Испытывает трудности при выполнении заданий на различение предметов по величине. Испытывает трудности при сопоставлении предметов по двум признакам, с таким заданием справляется только при организующей помощи взрослого. Проявляет интерес к заданию, требующего выполнения по образцу и по памяти, но нужна организующая помощь, т.к. не сформирован навык самоконтроля. |
3 балла (сохранный интеллект) | Ребенок без особых затруднений понимает цель задания, называет цвета предметов, безошибочно группирует подходящие по цвету предметы. Соотносит предметы одинаковой формы, различает такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знает их названия. Легко справляется с заданиями на различение предметов по величине. Может соотносить предметы с учетом двух признаков (цвет, форма). Проявляет выраженный интерес и проводит зрительный анализ задания, без труда воспроизводит его по памяти, при допуске ошибок на основе соотнесения исправляет неверное решение. |
Таблица 2. Исследование внимания.
Цели исследования:
- Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память;
- Выявить особенности внимания; наблюдательность; наличие интереса к работе;
- Исследовать наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.
1 балл (умственная недостаточность) | Ребенок не понимает задание на поиск отсутствующего предмета на картинке, ограничивается перечислением предметов, изображенных на картинке. Низкий интерес при выполнении задания на наблюдательность, требуется указание взрослого на признаки сопоставления объектов. Внимание сосредоточено слабо, нуждается в стимулировании с помощью наводящих вопросов при выполнении задания на поиск недостающего предмета («Что тут (на картинке) не дорисовано?»). |
2 балла (ЗПР) | Ребенок понимает задание на различение предметов и отвечает на вопрос «Что забыл нарисовать художник?», допускает ошибки из-за недостатка внимания, верна выполняет задание, если будут задаваться дополнительные вопросы. При выполнении задания на наблюдательность требуется помощь взрослого. При выполнении задания на поиск недостающего предмета, нуждается в организующей помощи взрослого, чтобы ответить на вопрос «Что тут (на картинке) не дорисовано?». |
3 балла (сохранный интеллект) | Ребенок без особых затруднений выполняет задание на нахождение недостающего предмета. Справляется с заданием на наблюдательность и проявляет к нему интерес. При выполнении задания на поиск недостающего предмета ребенок самостоятельно определяет и называет отсутствующие детали; картинки с отсутствующими элементами вызывает улыбку, смех, удивление. |
Таблица 3. Исследование памяти.
Цели исследования:
- Исследовать понимание инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти;
- Выявить особенности зрительной памяти и внимания.
1 балл (умственная недостаточность) | Ребенок не выполняет задание на запоминание слов с помощью карточек, не понимает смысла предложенного задания, называет объекты на карточках только при припоминании. Не понимает задание на восстановлении последовательности, только манипулирует картинками. |
2 балла (ЗПР) | Ребенок при выполнении задания на запоминание слов нуждается в организующей помощи взрослого, чтобы воспроизвести слова на карточках. Понимает задание на восстановление последовательности картинок и выполняет его, иногда требуется организационная помощь взрослого. |
3 балла (сохранный интеллект) | Ребенок владеет операциями осмысленного запоминания и выполняет задание на запоминание слов, объясняя каким способом он запоминает слова при помощи карточки. Понимает смысл задание на восстановление последовательности картинок и выполняет его, могут возникнуть затруднения при нарушении внимания. |
Таблица 4. Исследование словесно-логического запоминания.
Цели исследования:
- Выявить особенности словесно-логического запоминания;
- Выявить умения пересказа прочитанного текста.
1 балл (умственная недостаточность) ………………… | Ребенок с трудом запоминает и воспроизводит прочитанный текст. Пересказ неполный, были пропущены отдельные факты из текста или большое количество основных смысловых единиц, непоследовательность, части текста воспроизводились в нарушенном порядке, перестановка частей текста школьников. Характерна неточность (неправильность) изложения не соответствует событиям, содержащимся в тексте, дополняя фактами, которые отсутствуют в прочитанном тексте. |
2 балла (ЗПР) | Ребенок с трудом запоминает большие объемы прочитанного текста. В пересказах проявляет импульсивность, искажения и нарушения в последовательности событий. Иногда замечает свои ошибки и с возгласом "Ой!" исправляет их. Часто не может воспринять сказку как целое поэтическое произведение со своей образной структурой и отражением народных представлений, народного быта; нередко включает в пересказ представления, более близкие их современной жизни: "Дед бил, разбил, и сварили они яичницу", "дедушка утром рано посмотрел в окно, видит - репка большая". Не замечает противоречий в своем повествовании, употребляет в пересказе замены слов (напр., вместо творог - сыр, вместо по ягоды - по грибы). Заменяет имя действующего лица (напр., вместо Снегурочка употребляет имя Аленушка, или Машенька), при этом верное и ошибочное имя персонажа нередко соседствует в одном и том же пересказе. Наблюдается большое количество слов-сорняков вот; это; ну вот. Иногда встречаются единичные неправильные согласования слов: от подружков отстала, ягодов много. |
3 балла (сохранный интеллект | Ребенок без особых затруднений запоминает и воспроизводит прочитанный текст. В пересказе не искажает и не нарушает логическую последовательность событий. Если допускает ошибки, то старается самостоятельно исправить их. |
Таблица 5. Исследование мышления.
Цели исследования:
- Выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации;
- Выявить умение устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень речевого развития ребенка;
- Выявить запас и точность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость интереса;
- Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); состояние речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас).
1 балл (умственная недостаточность) | Ребенок ограничивается простым описанием того, что видит на картинах «Велосипедист» и «Двойка», не понимает мимику и жесты персонажей; в процессе рассказа соскальзывает на описание знакомых по опыту ситуаций (например, по ассоциации начинает рассказывать как катался на велосипеде и упал); смысл картины не понимает даже с помощью взрослого. Не может установить смысловую последовательность картинок лишь перечисляет изображенные на картинках объекты; с помощью наводящих вопросов может составить рассказ только по одной из картинок; попытки оказать помощь не вызывают какого-либо эффекта. При ответе на вопрос «Чем похожи и чем отличаются картинки?» ребенок понимает ситуацию и способен определить на картинках время года, но при сравнении не учитывает характерные для каждого времени года особенности, в основном, все сводится к перечислению, того, что он видит на картинке; нуждается в стимуляции деятельности; самостоятельно не может сделать вывод. Ребенок не понимает смысл предложенных рассказов «Белочка и зайчик» и «Нерешенный вопрос»; анализирование рассказов с помощью взрослого не дало какого-либо эффекта. |
2 балла (ЗПР) | Ребенок испытывает значительные трудности при осмыслении изображенного на картинах «Велосипедист», «Двойка», нуждается в наводящих вопросах для понимания и осмысления увиденного. При установлении причинно-следственных связей испытывает трудности, особенно при составлении рассказа по картинкам несколько событий одновременно, но при помощи наводящих вопросов ребенок выполняет данное задание. Для ответа на вопрос «Чем похожи и чем отличаются картинки?» ребенок нуждается в наводящих вопросов для установления сходства и различия картинок. Ребенок начинает понимать смысл предложенных рассказов «Белочка и зайчик» и «Нерешенный вопрос» только с разъясняющей помощью взрослого. |
3 балла (сохранный интеллект) | Ребенок понимает мысль художника при анализе картин «Велосипедист», «Двойка» и может раскрыть смысл изображенного. При установлении причинно-следственных связей особых затруднений не испытывает, задание выполняет самостоятельно. Для ответа на вопрос «Чем похожи и чем отличаются картинки?» ребенок без особых затруднений сравнивает по основным признакам и анализирует картинки, от поставленной цели не отклоняется. Ребенок самостоятельно понимает смысл предложенных рассказов «Белочка и зайчик» и «Нерешенный вопрос»; при анализе содержания данных рассказов устанавливает связи между отдельными частями, делает выводы. |
Таблица 6. Исследование словесно-логического мышления.
Цели исследования:
- Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков;
- Выявить умения составления рассказа по картинке и серии сюжетных картинок.
1 балл (умственная недостаточность | Ребенок нуждается в подробной инструкции при выполнении словесно-логических заданий, при этом выполнить их не может, помощь взрослых в этом случае малоэффективна. При составлении рассказа по картинке и сериям сюжетных картинок нуждается не только в стимулирующей помощи, но и в помощи в виде наводящих вопросов. Учащийся затрудняется в процессе передачи сюжета картины, отвлекается, использует в речи слова, не имеющие отношения к картине, не может вычленить сюжет. В рассказах по сюжетным картинкам часто отсутствует главная сюжетная линия, ограничивается лишь наличием второстепенного сюжета (сообщение о персонажах, перечисление их действий (один стоит, другой сидит, третий смотрит и т.д.)). Связи и отношения между персонажами остаются незамеченными. Не может отметить выражения лиц персонажей, изображенных на картине, не может описать их эмоциональные состояния, не может передать пространственно-временные отношения и связи между предметами и персонажами. |
2 балла (ЗПР) | Ребенок при выполнении словесно-логических заданий испытывает трудности при их выполнении, при этом нуждается в значительной помощи взрослых. При составлении рассказа по картинке и сериям сюжетных картинок действует импульсно, допускает ошибки, при исправлении ошибок нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы. |
3 балла (сохранный интеллект) | Ребенок не испытывает особых затруднений при выполнении словесно-логических заданий; не нуждается в подробной инструкции выполнения заданий, помощь взрослого будет эффективной. При составлении рассказа по картинке и сериям сюжетных картинок перечисляет предметы, изображенные на картине, может без труда указать признаки данных предметов, установить пространственные и причинно-следственные отношения между персонажами, соединяет слова между собой, используя служебные части речи, местоимения и союзы. В рассказах употребляет большое количество слов, которые обозначают главные части речи. При возникновении затруднений в составлении рассказа достаточно стимулирующей помощи, которая оказывается в виде указаний педагога (посмотри внимательнее, подумай). После этого ребенок достаточно быстро дополняет или исправляет свой рассказ. |
Таблица 7. Исследование эмоций
Цель исследования: выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.
1 балл (умственная недостаточность | При рассмотрении картинок у ребенка менее выраженная мимика, из-за чего она не понятна и не вызывает каких-либо ответных реакций. Характерна слабая воля, отсутствуют живость и яркость эмоций. Неусидчив, раздражителен. |
2 балла (ЗПР) | При рассмотрении картинок у ребенка возникают ответные реакции, выраженные в мимике (радость, грусть и т.п.). Затрудняется описать собственное эмоциональное состояние в конкретной ситуации, наблюдается быстрая смена настроений, характерна инфантильность, гиперактивен, импульсивен, склонен к аффективным вспышкам. |
3 балла (сохранный интеллект | При рассмотрении картинок у ребенка возникает адекватная ответная реакция, отраженная на его мимике (улыбается, грустит и т.д.). |
Таблица 8. Исследование моральной оценки ситуации.
Цель исследования: выявить сформированность у детей нравственных качеств личности и поведения.
1 балл (умственная недостаточность | У ребенка слабо сформированы чувства ответственности, совести, товарищества, навыки культуры поведения, коммуникабельности. Неадекватно реагирует на общение, не умеет выражать просьбу; слабое прояление таких чувств, как жалость, радость, сострадание. |
2 балла (ЗПР) | У ребенка наблюдаются размытые представления о нравственных нормах, аморальные способы решения нравственной проблемы осознает как социально приемлемые. При анализе более конкретных ситуаций ориентируется на моральные нормы, принятые в обществе. |
3 балла (сохранный интеллект | Ребенок дает правильную моральную оценку предложенной ему ситуации, в помощи при этом не нуждается. Оценка сопровождается соответствующей эмоциональной реакцией. Проявляется способность разделения нравственных понятий, основываясь на их структуре, достаточно точно может дифференцировать нравственные качества; обладает способность к совершению положительного нравственного выбора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)
Консультация для родителей второклассников...
Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника
В данной статье учителя и родители смогут узнать, как школьная оценка влияет на формирование личности ребёнка....