Адаптация первоклассников.
консультация (1 класс)

Анастасия Николаевна Салмина

В психологии есть такой термин как «психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для успешной адаптации первоклассника.

Слайд 2

Мотивация Система мотивации Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => Что должно быть развито?

Слайд 3

Совместная деятельность Поощрения ( похвала, ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове, дополнительное время для совместных развлечений или игр, расширение прав и снятие запретов на какие-либо действия, небольшие подарки НО осторожно). Чаще устраивать ситуации успеха. Способы мотивации ребенка

Слайд 4

Коммуникативные навыки это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Что должно быть развито?

Слайд 5

Как тренировать? 1. Учим слушать другого человека. 2. Учим передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом. 3. Формируем умение переживать, сочувствовать другому человеку. 4. Учим конструктивному разрешению конфликтов. Коммуникативные трудности

Слайд 6

Память, внимание, мышление Что должно быть развито?

Слайд 7

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

Слайд 8

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка Способ 2. *Играйте с ребенком в слова *Выкладываем картинки (зрительная память) Как развивать память?

Слайд 9

Способ 1. Проходим лабиринты Способ 2. Находим отличия Способ 3. Графический диктант Как развивать внимание?

Слайд 10

Способ 1. Устные игры Способ 2. Игры с картинками и образами Способ 3. Загадки и головоломки Способ 4. Конструирование Как развивать мышление?

Слайд 11

Физическое созревание организма. Здоровье. Устойчивость к нагрузкам. Гибкость в адаптации к новому режиму.

Слайд 12

Физиологический уровень. Познавательный уровень. Эмоциональный уровень. Поведенческий уровень. Признаки дезадаптации

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание адаптация 1 классов.

Слайд 1. Конечно, все новое и неизведанное пугает. И это касается не только детей, но и нас с Вами. Мы нервничаем в новом коллективе или чужой компании, избегаем общения с незнакомцами. И это нормально.

Точно также для ребенка нормально не хотеть идти в неизвестность. Кому-то повезло у них скорость адаптации настолько велика, что они втягиваются в коллектив, как вода в губку. Другие же наоборот, у них адаптивные способности очень медленные: к кому-то на привыкание к новому нужна неделя, а кому-то больше.

В психологии есть такой термин как «психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Сейчас дети другие, каждое новое поколение сильно отличается от предыдущего. И нынешним деткам крайне важна эта психологическая готовность.

Слайд 2. Что именно должно быть развито:

  • Мотивация, как вы думаете, что такое мотивация?

это побуждение к действию, у нас выступает за действие это желание учиться, простым языком умение учить самого себя преодолевать трудности.

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то.

Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

Слайд 3. Как же постараться замотивировать ребенка, я думаю, это не секрет и многим уже известно, внимание на слайд.

Слайд 4 Также стоит остановиться на коммуникативных навыках.

  • Коммуникативные навыки

Общение является одним из главных факторов социализации детей.

Составляющими коммуникативных умений являются:

умение слушать и понимать другого человека;

умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

умение сопереживать, сочувствовать;

умение адекватно оценивать себя и других;

умение принимать мнение другого;

умение решать конфликт;

умение взаимодействовать с членами коллектива.

Слайд 5. Развитие коммуникативных навыков, в первую очередь, происходит в семье. Совместно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказки по иллюстрациям. В отличие от телевидения, книга является «кладовой для развития речи, мышления, воображения». Спрашивайте у ребенка как прошел его день, задавайте вопросы, чтобы активизировать речь. Самый частый вопрос у ребенка «Почему?» находите время отвечать на этот вопрос.

Слайд 6. И, конечно, мы не пройдем мимо высших психических функций, это звучит только страшно, на самом деле они также вам известны это память, внимание, мышление, речь, воображение.  У каждого ребенка процесс развития психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов от генетической предрасположенности и зрелости нервной системы. В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребенок может испытывать трудности как в социальной, так и в образовательной среде. Забегая вперед скажу про ПМПК ( психолого-медико-педагогическую комиссию.

  • Слайд  7 Остановимся поподробнее.
  • Память, внимание, мышление

Слайд 8 Память – ребенок должен запоминать и сохранять в памяти многоуровневые инструкции. На ребенка обрушивается лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения в классе, школе, на улице.

Слайд 9 Есть у нас произвольное внимание и непроизвольное. Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни. Теперь ребёнок должен быть внимательным, что даёт учитель, независимо от того, интересно ему это или нет.

Слайд 10 Мышление – развит анализ, синтез, обобщение и тд.

Если ребенок испытывает трудности при запоминании, концентрации внимания, гиперактивность, то следует обязательно проконсультироваться с неврологом.

Слайд 11. И немного становимся на физиологической готовности ребенка к школе.

  • Физическое созревание организма.

(увеличение длины и массы тела, развитие органов, систем организма и так далее

  • Здоровье
  • Устойчивость к нагрузкам.

(усидчивость ребенка, гиперактивный ребёнок или нет)

  • Гибкость в адаптации к новому режиму.

И конечно анализирую все выше сказанное, хотела бы остановиться на дезадаптации.  

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе.

  • Признаки дезадаптации:

Физиологический уровень. повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности.

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями.

Поведенческий уровень. проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.

Ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...