Дофаминовая зависимость
материал (4 класс)

Дёмина Анастасия

Зависимость от гаджетов вызывают дофаминовая зависимость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dofaminovaya_zavisimost.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«МНЕ СКУЧНО!
Как возникает дофаминовая зависимость и что делать?»

Очень часто приходится наблюдать такую картину:

— «Мама, дай телефон.

— «НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла» — говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.

— «Мне скучно!!!» — начала истерить девочка.

— «Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно..» - начинает демонстративно плакать ожидая, что получит свое девочка.

— «На!... Возьми!!!, — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

Почему современные дети часто скучают и не могут найти для себя интересных занятий? Психологи сравнивают привязанность к гаджетам с наркотической зависимостью — «дофаминовой», если быть точными.

Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов, вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.

Зависимость — повторяющийся паттерн поведения, который увеличивает риск развития болезни или личных (социальных) проблем и сопровождается потерей контроля. Мы не знаем, когда мы получим лайк или приятное сообщение и именно эта непредсказуемость заставляет нас проверять и проверять. Каждая проверка — это порция дофамина. Точно такой же принцип работает в казино и люди ведутся на обещание награды. Именно ее непредсказуемость делает ее такой желанной. То есть люди зависят не от смартфона, а от привычки проверять звонки, почту, соцсети.

Почти 70% американцев не могут заснуть без своего мобильного телефона, а в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии. Ещё в 1997 году Reuters провели исследование зависимости от информации, с тех пор ситуация только усугубилась. Сейчас учёные пришли к выводу, что при получении информации случается такой же выброс дофамина, как и в других случаях из нашего списка: человеческий мозг жаждет информации, потому что это было важно для выживания в своё время (например, знать, где находится еда).

Граница между серьёзной зависимостью и увлечением в случае с нехимическими зависимостями весьма размыта, а в случае с соцсетями её совсем непросто установить. Учёные Чикагского университета, например, провели исследование, во время которого на протяжении нескольких недель наблюдали за 100 людьми и их потребностями. Они пришли к выводу, что с соцсетями дела обстоят хуже, чем с сигаретами и алкоголем — зависимость они вызывают более сильную. Некоторые ещё выделяют зависимость от киберотношений: она есть у вас, если друзья в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» для вас важнее и ближе реальных людей.

Мы просыпаемся по звонку будильника в телефоне, выходим в интернет раньше, чем успели умыться, и не мыслим своей жизни без компьютера. Технологии все больше проникают в нашу жизнь: с их помощью мы общаемся, учимся, работаем и развлекаемся. Однако парадокс заключается в том, что многочисленные гаджеты, будучи изобретенными для того, чтобы экономить время и облегчить коммуникации между людьми, зачастую имеют совершенно противоположный эффект. В развитых странах уже давно возникла и быстрыми темпами развивается зависимость людей от их гаджетов. Например, в США около 10% населения страдают зависимостью от смартфонов, и уже тысячи людей обратились в связи с этой проблемой за медицинской помощью.

На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» — дофамина. Наиболее опасна зависимость от гаджетов у детей.

Дофамин — гормон счастья, радости, любви. С точки зрения науки, дофамин — это гормон, что влияет на наши чувства, эмоции, желания. Он отвечает за удовлетворение, мотивацию и любопытство. Также он участвует в процессе принятия решений, отвечает за координацию и память. Избыток дофамина вызывает зависимость, от которой необходимо избавиться.

Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И возможно, чтобы избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго ныть, а в голову не приходят идеи, чтобы что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру НЕ онлайн - это будет скучно.

Реальны случаи, когда ребенок ждет, когда родители уснут, и до утра играет неделями (родители про это даже не знают), пока психика не дает сбой.

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта: приёма вкусной пищи и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина, вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.

Дофамин — один из двадцати главных нейромедиаторов. Эти химические вещества, подобно курьерам, переносят срочные сообщения между нейронами и другими клетками организма. Благодаря нейромедиаторам сердце продолжает биться, а лёгкие — дышать. Дофамин гарантирует, что мы выпьем воды, когда будем испытывать жажду, и попытаемся размножаться, чтобы передать свои гены.

В 50-е считалось, что дофамин отвечает за движение. К такому выводу учёные пришли, когда исследовали болезнь Паркинсона. К симптомам этого заболевания относятся тремор (дрожь в конечностях или туловище), замедленные движения и ригидность мышц. А вызывает его недостаточная выработка дофамина.

Но в 80-е, после опытов нейробиолога Вольфрама Шульца с крысами, мнение учёных изменилось. Шульц провёл ряд экспериментов. Как только крыса кусала еду, которую ей предлагали, у неё в мозге происходил большой выброс дофамина. На этом процессе строится обучение.

Мозг предвидит награду за какое-то действие. Если мы раз за разом получаем эту награду, действие становится привычкой.

Эти эксперименты доказали что дофамин в первую очередь задействован в системе вознаграждения. Он связан с желаниями, амбициями, зависимостями и половым влечением. По словам Шульца, пока неясно, вызывает ли дофамин приятные ощущения сам по себе. Тем не менее за ним закрепилась репутация гормона счастья.

Дофамин побуждает нас предпринимать действия для удовлетворения наших потребностей и желаний, давая нам представить, как мы почувствуем себя после того, как их удовлетворим.

Многие люди находятся в жёсткой зависимости от пользования своими электронным устройствами, ведь развлечения, доступные при помощи этих девайсов, стимулируют выброс дофамина — гормона удовольствия. По большому счёту для мозга нет разницы, что привело к выбросу дофамина: электронные гаджеты или кокаин — он требует ещё.

Но если систему поощрения мозга слишком часто эксплуатировать, чтобы получать удовольствие, то её чувствительность постепенно снижается и в следующий раз требуется ещё большая стимуляция, чтобы добиться поставленной цели. Так возникает зависимость.

Дофамин приводит к удовольствию, так же, как кофе или как десерт. Слишком много десертов и кофе к добру не приведут. Человек становитесь зависимыми. Если я зависим от количества лайков, то в настоящих отношениях все «нравится — не нравится» уже не так важны.

Кроме того, дофамин влияет на способность человека к фокусированию на задаче и на мотивацию. Таким образом, даже маленькие изменения в чувствительности к дофамину негативно сказываются на эмоциональной чувствительности человека, особенно ребенка. Этим мы очень похожи на сорок. Поэтому мозг награждает нас порцией дофамина каждый раз, когда мы сворачиваем рабочий документ и лезем проверить почту. А уж если там ещё и новые письма появились, то награда становится щедрее. И мы очень быстро попадаем в зависимость.

Игровая зависимость или интернет зависимость – легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка играя компьютерные игры или живя в онлайн получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Ребенок проживая жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза и он ее требует, а родители дают!

Что происходит с ребенком, который много проводит времени в онлайн:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);
  • реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни;
  • становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
  • не умеет общаться;
  • становится не интересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет;
  • формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
  • формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

Очень важно:

  • Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЬЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.
  • 30 -40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
  • За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  • Золотое время укладывания ребенка спать с до Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
  • Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
  • Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу).
  • И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость)
  • Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)
  • Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)
  • Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)
  • Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).

Важно не бросаться из крайности в крайность: от все дозволенного использования гаджетов не переходить к их полному ограничению. Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне.

Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать: «НЕТ» — это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения — создают безопасность для вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?"Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техн...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...