Подборка хороших рабочих арт-упражнений с указанием автора и подробным описанием.
материал
Взаимодействие с детьми с помощью арт-терапии проходит плодотворно и интересно. В этом сборнике собраны интересные арт-упражнения, которые нравятся детям. (с указанием автора, цели и инструкции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_uprazhneniya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника «Рисование пальцами» (авт. В. Оклендер)
Возраст: 4–12 лет.
Цель: отреагировать накопившиеся эмоции. Живопись с помощью пальцев расслабляет рисующего.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, картинку, пользуясь пальцами. Ты можешь стереть ее, а затем нарисовать снова»
Техника «Путешествие» (автор О. И. Каяшева)
Возраст: 6–14 лет.
Цель: расслабление, наполнение ресурсами.
Материалы: бумага, карандаши, пастель, краски.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй место, куда тебе хотелось бы поехать отдохнуть или где бы ты хотел жить. То место, где тебе будет хорошо». Возможные вопросы ребенку: «Что за место ты нарисовал?» «Хочешь ли ты что-то изменить на рисунке?» «Есть ли у рисунка название?»
Техника-игра «А давай…»
Возраст: от 2 лет.
Цель: запустить спонтанную деятельность, уверенность в себе за счет следования своему импульсу
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в игру «А давай…». Игра простая. Сначала я тебе говорю: «А давай… (что-нибудь сделаем)!» — и мы это делаем. А потом ты мне говоришь: «А давай… (что-нибудь сделаем)!» — и мы делаем это»
Техника «Рисовалки-затиралки» (автор Е. Тарарина)
Возраст: от 6 лет. Цель — работа с актуальными страхами.
Материалы: лист А4, простой карандаш, ластик.
Инструкция: 1 этап. «Вспомни, пожалуйста, пугающую ситуацию и нарисуй ее простым карандашом». Как только изображение будет готово, специалист просит стереть его. 2 этап. «Нарисуй, пожалуйста, эту страшную ситуацию еще раз, но уже подробнее, с большим количеством деталей». Затем специалист снова просит стереть картинку. 3 этап. «Нарисуй, пожалуйста, снова эту пугающую ситуацию. Отметь, пожалуйста, какие чувства у тебя возникли, когда ты это делал» Задача специалиста — заметить, когда мотивация рисовать картинку начинает пропадать. На третьем этапе картинка также стирается. 4 этап (завершающий). Специалист спрашивает ребенка, как изменилось его отношение к пугающей ситуации
Техника «Розовый куст» (автор В. Оклендер)
Возраст: от 6 лет.
Цель: с помощью фантазии актуализировать переживания ребенка, связанные со страхами, подавленной агрессией или другой актуальной для ребенка темой.
Инструкция:
Этап 1. Техника начинается с направленного фантазирования. Можно сказать, например, такие слова: «Какой ты куст роз? Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они не обязательно должны быть розами.) Какого цвета твои цветы? Много их у тебя или только несколько штук? Полностью распустились твои цветы или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Как выглядят твои корни? Или, может быть, у тебя их нет? Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Среди океана? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде, или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? Животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь вроде изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте? На что это похоже — быть кустом роз? Как ты поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая погода сейчас: благоприятная или нет?»
Этап 2. Специалист просит детей открыть глаза и, когда они будут готовы, нарисовать их кусты роз. Можно также сказать: «Не беспокойтесь о том, хорошо ли вы нарисуете. Главное, чтобы вы сумели объяснить мне то, что нарисовали». Затем, когда ребенок описывает свой рисунок, специалист может задокументировать его слова. Можно попросить рассказывать о кусте роз в настоящем времени, так, будто ребенок сейчас и есть этот куст, или задать дополнительные вопросы («Кто ухаживает за тобой?»). После окончания описания специалист может прочитать каждое утверждение и спросить ребенка, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни. Ребенок может поговорить от имени куста, озвучить, что ему (кусту роз) хочется изменить, затем скорректировав картинку. Это позволяет на метафорическом уровне изменить фрустрирующую ситуацию, в результате чего психика находит новые модели поведения в реальной жизни.
Техника «Солнышко» (авт. С. Смирнова и М. Серебрякова)
Возраст: 5–9 лет.
Цель: через проекцию актуализировать у ребенка позитивное представление о себе.
Используемые материалы: лист бумаги, карандаши, мелки, фломастеры. Процедура выполнения: Перед началом упражнения арт-терапевт может предложить ребенку вспомнить, для чего на Земле нужно Солнце. С детьми помладше можно поиграть, например, предложить им станцевать танец Солнца, чтобы призвать его выйти из-за туч. (Специалист может заготовить макет солнышка, спрятать его за макетом тучки и убрать, когда ребенок станцует).
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, на листе солнышко с лучиками». После того как ребенок выполнил задание, арт-терапевт может сказать следующее:
«Жило-было солнышко. Они жило на полянке. А еще на той полянке были звери и растения. Давай теперь ты будешь солнышком».
Затем он рисует росток цветка и просит ребенка «погреть его лучами» — нарисовать линии к растению. Арт-терапевт озвучивает, как цветочек оживает: «ой, спасибо тебе, теперь я вырасту» — и дорисовывает цветочку росток вверх, листья и соцветие.
Затем специалист рисует замерзшего зайчика и просит ребенка в роли солнышка согреть его, также озвучивая благодарность и радость зайчика. Можно повторить упражнение с несколькими объектами (солнышко согревает лучами лису — и у нее хвост становится более пушистым; солнышко греет траву — и она зеленеет; медведь, у которого заболело горло, выздоравливает, и др.). Можно греть те предметы и объекты, которых ребенок боится, чтобы снизить уровень страха и тревожности.
Техника «Солнце моих качеств» (авторы С. Смирнова и М. Серебрякова)
Возраст: 7–12 лет.
Можно использовать ее и с ребятами 5–6 лет, но им пока сложно назвать свои сильные качества. Цель — актуализировать у ребенка позитивное представление о себе, стимулировать к тому, чтобы он опирался на свои сильные качества.
Используемые материалы: бумага, цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски, цветная шерсть, кусочки ткани, блестки, клей. Техника выполняется в три этапа:
- Специалист просит ребенка вспомнить, какими позитивными качествами он обладает
- Ребенок рисует солнышко, в центре которого его имя, а вокруг — лучики. На них ребенок пишет качества своего характера, которые он считает сильными, позитивными (например, «я ловкий, потому что хорошо лазаю по деревьям», «я смелый, потому что не боюсь собак», «я добрый, потому что забочусь о своей сестре» и т. д.
- Солнце можно украсить цветной шерстью, бумагой, нитками и др.
Техника «Дерево достижений» (авторы С. Смирнова и М. Серебрякова)
Рука радостей
Возраст: 5–10 лет, хотя технику любят и взрослые. Цель — актуализировать у детей переживание своей успешности. Инструкция: «Обведи, пожалуйста, свою ладонь и представь, что это дерево, где каждый палец — веточка с твоим хорошим качеством».
Техника «Изображение животного в комфортной для него среде обитания» (авт. А. Копытин)
Возраст: от 6,5 лет.
Цель: помочь ребенку/подростку ощутить свою жизненную силу, физические потребности и свойства.
Инструкция:
Вариант 1 Ребенку предлагают представить себе любое животное, в том числе мифологическое или фантастическое, а затем нарисовать его, представляя, в какой комфортной и безопасной среде оно могло бы жить.
Вариант 2 Можно использовать игрушки и миниатюры животных. Ребенку предлагают выбрать животное, которое ему больше всего импонирует, а затем, поместив его на лист бумаги, нарисовать окружающую среду. Также можно использовать набор для песочной терапии. Можно слепить животное из глины или пластилина
После создания рисунка или объемной работы арт-терапевт предлагает ребенку ответить на следующие вопросы: – «Какие предметы, качества окружающей среды необходимы животному, чтобы чувствовать себя в безопасности и комфорте?» – «Что позволит тебе чувствовать себя в безопасности и комфорте? Чем похоже твое животное на тебя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка упражнений на основе ТРИЗ
При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников....
подборка упражнений для физкультминуток
Упражнения для детей и Памятки для родителей...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" с подробным описанием планируемых результатов (УУД), характеристикой деятельности обучающихся
Рабочая учебная программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" с подробным описанием плпнируемых результатов обучения (УУД), характеристикой деятельности обучающихся...
Подборка упражнений на развитие речевого внимания, слуховой памяти, активизации словаря.
Подборка упражнений для развития речевого внимания, слухового внимания и памяти, активизации словаря....
Карточки с описанием упражнений для составления комплексов при нарушении осанки и сколиозе. Автор-составитель: Варенникова Л.С.
Карточки с описанием упражнений для составления комплексов при нарушении осанки и сколиозе...
Подборка практических упражнений. Упражнения.
Подборка практических упражнений. Упражнения....
Подборка предметных нейропсихологических упражнений для уроков математики в коррекционных классах.
Данная подборка предназначена для использования в классах для детей с умственной отсталостью на уроках математики. Упражнения напрвлены на коррекцию памяти, внимания, межполушарное взаимодействие. В р...