Что делать, если ребенок говорит неправду
статья

Огиренко Екатерина Валерьевна

В статье рассматриваются поведенческие стратегии родителей в случае, когда ребенок говорит неправду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_lozh2.docx16.56 КБ
Файл detskaya_lozh2.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок говорит неправду

Если родители поймали ребенка на лжи или просто его рассказы звучат, как небылицы некоторые реакции взрослых могут привести к тому, что ребенок замкнется, начнет еще больше врать или перестанет доверять. Чтобы такого не произошло необходимо избегать некоторых распространенных вариантов поведения:

  • Не нужно загонять ребенка в угол большим количеством наводящих вопросов, если родитель итак знает правду. Чем больше будет давление, тем больше вероятность, что ребенок будет еще больше врать, чтобы избежать наказания, превратив небольшую ложь в огромное фантастическое повествование. Рекомендуется вместо этого прямо заявить, что о лжи известно, и открыто обсудить вопрос.
  • Не нужно вешать на ребенка ярлыки, называть лжецом или вруном, говорить о том, что доверие окончательно разрушено. Это может привести к тому, что дети перестанут вообще что-либо рассказывать родителям, даже делиться проблемами. Обсуждать следует только один поступок и говорить о том, что негативным является ложь, а не ребенок.
  • Никогда нельзя наказывать ребенка за ложь, не подумав, зачем он это делает. Обман возник эволюционно и является адаптационным механизмом, который позволяет выжить. Если человек ничего не боится и может получить то, что ему необходимо, он не использует ложь, кроме случаев психических нарушений, когда это является симптомом. У ситуации, когда не получается самостоятельно выявить причины лжи, лучше сначала обратиться за консультацией к специалисту и только потом планировать разговор с ребенком или систему воспитания и наказаний.
  • Необходимо определить с какой целью ребенок использует обман и в зависимости от этого решать проблему.
  • Если ребенок обманывает с целью привлечения внимания, то необходимо вообще игнорировать данный факт. Не следует наказывать или разоблачать, но также и не уделять позитивного внимания сказанному. Когда ложь направлена на повышение самооценки, не приносит никому вреда, то ее следует просто пропустить и перенаправить разговор в другое русло. При этом необходимо решать общую проблему с самооценкой и уверенностью ребенка, количеством вашего внимания в его сторону.
  • Повторяющаяся ложь уже требует коррекции, однако в мягкой форме. Если родители слышат, что рассказ звучит неправдоподобно, то необходимо озвучить ребенку, что то, как он преподносит информацию, звучит фантастически (как небылица, как сказка, неправдоподобно) и предложить рассказать то же самое, но как оно было на самом деле. Таким образом, происходит мягкое указание на ложь и одновременное подбадривание все исправить.
  • Ложь, которая касается значимых моментов, например времяпровождения, местонахождения, сделанных заданий, взятых вещей и т.д. требует ответных действий. Это могут быть различные наказания, которые должны соответствовать проступку, были не долгими по времени и давали ребенку возможность исправить ситуацию. Это может лишение игр или телефона не несколько часов, поручение домашней работы и т.д. Важно учитывать, что наказания должны быть не только за ложь, но и дополнительно вносить элементы исправление негативного поступка – если не были сделаны уроки, то ребенок обязан их сделать, если он побил кого-то в школе, то должен перед ним извиниться и т.д.
  • Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет.
  • Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.
  • Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Не задавайте ребенку провокационных вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Если, например, вы узнали, что ребенок завалил контрольную, не стоит спрашивать его: «Ну, как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее «завалил». Вместо этого лучше прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя – раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он – честный и больше обманывать никого не станет. А вот если ребенок никак не хочет сознаваться в обмане, лучше не заставляйте его делать это, а расскажите ему сказку или придумайте вместе историю о том, к чему приводит ложь и сколько неприятностей она доставляет. Это будет для ребенка гораздо полезнее, чем пафосные рассуждения о добре и зле, о правде и лжи.
  • Не навязывайте ребенку слишком много правил, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.

Когда ребенок лжет и это вызывает серьезные последствия, а стандартные воспитательные меры не помогают, необходима консультация специалиста. Обращаться необходимо как можно раньше, пока поведение не приобрело протестный характер.

Материал с сайта https://detmed.ru/disease/detskaya-lozh/



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок говорит неправду

Если родители поймали ребенка на лжи или просто его рассказы звучат, как небылицы некоторые реакции взрослых могут привести к тому, что ребенок замкнется, начнет еще больше врать или перестанет доверять. Чтобы такого не произошло необходимо избегать некоторых распространенных вариантов поведения:

  • Не нужно загонять ребенка в угол большим количеством наводящих вопросов, если родитель итак знает правду. Чем больше будет давление, тем больше вероятность, что ребенок будет еще больше врать, чтобы избежать наказания, превратив небольшую ложь в огромное фантастическое повествование. Рекомендуется вместо этого прямо заявить, что о лжи известно, и открыто обсудить вопрос.
  • Не нужно вешать на ребенка ярлыки, называть лжецом или вруном, говорить о том, что доверие окончательно разрушено. Это может привести к тому, что дети перестанут вообще что-либо рассказывать родителям, даже делиться проблемами. Обсуждать следует только один поступок и говорить о том, что негативным является ложь, а не ребенок.
  • Никогда нельзя наказывать ребенка за ложь, не подумав, зачем он это делает. Обман возник эволюционно и является адаптационным механизмом, который позволяет выжить. Если человек ничего не боится и может получить то, что ему необходимо, он не использует ложь, кроме случаев психических нарушений, когда это является симптомом. У ситуации, когда не получается самостоятельно выявить причины лжи, лучше сначала обратиться за консультацией к специалисту и только потом планировать разговор с ребенком или систему воспитания и наказаний.
  • Необходимо определить с какой целью ребенок использует обман и в зависимости от этого решать проблему.
  • Если ребенок обманывает с целью привлечения внимания, то необходимо вообще игнорировать данный факт. Не следует наказывать или разоблачать, но также и не уделять позитивного внимания сказанному. Когда ложь направлена на повышение самооценки, не приносит никому вреда, то ее следует просто пропустить и перенаправить разговор в другое русло. При этом необходимо решать общую проблему с самооценкой и уверенностью ребенка, количеством вашего внимания в его сторону.
  • Повторяющаяся ложь уже требует коррекции, однако в мягкой форме. Если родители слышат, что рассказ звучит неправдоподобно, то необходимо озвучить ребенку, что то, как он преподносит информацию, звучит фантастически (как небылица, как сказка, неправдоподобно) и предложить рассказать то же самое, но как оно было на самом деле. Таким образом, происходит мягкое указание на ложь и одновременное подбадривание все исправить.
  • Ложь, которая касается значимых моментов, например времяпровождения, местонахождения, сделанных заданий, взятых вещей и т.д. требует ответных действий. Это могут быть различные наказания, которые должны соответствовать проступку, были не долгими по времени и давали ребенку возможность исправить ситуацию. Это может лишение игр или телефона не несколько часов, поручение домашней работы и т.д. Важно учитывать, что наказания должны быть не только за ложь, но и дополнительно вносить элементы исправление негативного поступка – если не были сделаны уроки, то ребенок обязан их сделать, если он побил кого-то в школе, то должен перед ним извиниться и т.д.
  • Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет.
  • Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.
  • Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Не задавайте ребенку провокационных вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Если, например, вы узнали, что ребенок завалил контрольную, не стоит спрашивать его: «Ну, как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее «завалил». Вместо этого лучше прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя – раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он – честный и больше обманывать никого не станет. А вот если ребенок никак не хочет сознаваться в обмане, лучше не заставляйте его делать это, а расскажите ему сказку или придумайте вместе историю о том, к чему приводит ложь и сколько неприятностей она доставляет. Это будет для ребенка гораздо полезнее, чем пафосные рассуждения о добре и зле, о правде и лжи.
  • Не навязывайте ребенку слишком много правил, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.

Когда ребенок лжет и это вызывает серьезные последствия, а стандартные воспитательные меры не помогают, необходима консультация специалиста. Обращаться необходимо как можно раньше, пока поведение не приобрело протестный характер.

Материал с сайта https://detmed.ru/disease/detskaya-lozh/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок заикается или картавит?

На вопросы читателей «Комсомолки» ответили начальник отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Омска Елена КИРПОТА, учитель-логопед средней общеобразовательной школы...

Если ребенок говорит неправду

Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и хорошо заметна по лицу ребенка.Если вы хотите научить ребенка быть честным, будьте готовы выслушать от него подчас и горькую правду....

Что делать, если ребенка обижают одноклассники.

Памятка поможет родителям как правильно разрешить сложившуюся ситуацию....

Родительский лекторий «Если ребенок говорит неправду»

Цель данного лектория: помочь родителям в тесном контакте с учителем найти ответ на вопрос"Почему ребёнок говорит неправду?"....

Что делать, если ребенок говорит неправду.

В мире практически нет людей, которые всегда говорят правду. Однако особенно тревожно, когда что-то утаивает ребенок, ведь это может повлечь за собой несвоевременную помощь со стороны взрослого в непр...

Рекомендации родителям «Что делать, если ребенок говорит неправду ...»

В статье рассматриваются рекомендации по проблеме "Что делать, если ребенок говорит неправду"...