Анкета-опросник для учителя первоклассника
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение первоклассников
в период адаптации в школе.
Данный диагностический пакет содержит 2 методики:
- опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся
(методика Л.М.Ковалевой);
- анкета для родителей первоклассников.
Изучение школьной адаптации учащихся
(Методика Л.М.Ковалевой)
Опросник для учителя
- Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
- При поступлении в школу ребенок не владеет элементарными учебными навыками (не умел читать, не знал букв…)
- Не знает многое из того, что известно большинство детей его возраста (дни недели, времена года…)
- Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор…)
- Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
- Пишет левой рукой.
- Бесцельно двигает руками.
- Часто моргает.
- Сосет палец или ручку.
- Иногда заикается.
- Грызет ногти.
- У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
- Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
- Очень любит играть, играет даже на уроке.
- Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
- Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.
- Чрезвычайно беспокоен на уроке.
- Быстро примеряется с неудачами.
- Любит шумные, подвижные игры на переменах.
- Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
- После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
- Долго переживает неудачи.
- При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
- Очень долго выполняет любое задание.
- Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше чем у других детей).
- Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
- Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить самое простое правило...)
- Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.д.
- Допускает много ошибок при списывании.
- Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало.
- Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
- Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремиться узнать что-то, рассказать.
- Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
- Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
- Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает ищет каких-то оправданий: рука болит и т.д.
- Не совсем здоровый вид (бледный, худенький…)
- К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
- Если что-то не получается, раздражается, плачет.
- Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
- Часто жалуется на усталость, головную боль.
- Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
- Ответы становятся лучше, если есть опора на какие – то внешние объекты (считает пальцы и т.д.)
- После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
- Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
- Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
- Такое впечатление, что ему трудно понять объяснения, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Обработка результатов
Бланк ответов
1 | РО | ||||||
2 | 3 | 4 | НГШ | ||||
5 | 6 | Л | |||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | НС | ||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | И | ||
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ГС | ||
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | ИНС | ||
27 | 28 | 29 | 30 | НП | |||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | НМ | ||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | АС | ||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | НИД |
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находиться слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов – 70.
Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить коэффициент дезадаптации: К=n/70х100, где n – количество баллов, набранных ребенком. ВНИМАНИЕ! Расчеты по формуле производятся автоматически при заполнении итоговой таблицы, предоставленной ТОГИРРО.
Интерпретация показателей коэффициента дезадаптации:
- показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком – либо неблагополучии;
- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;
- показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации;
- если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.
В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
1.РО – родительское отношение.
2.НГШ – неготовность к школе.
3.Л – леворукость.
4.НС – невротические симптомы.
5.И – инфантилизм.
6.ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7.ИНС – инертность нервной системы.
8.НП – недостаточная произвольность психических функций.
9.НМ – низкая мотивация учебной деятельности.
10.АС – астенический синдром.
11.НИД – нарушение интеллектуальной деятельности.
Примечания: Результаты по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу формата Excel и представляются на электронном носителе в ТОГИРРО.
ВНИМАНИЕ! В предоставленную сводную таблицу нельзя вносить изменения (добавлять ячейки, удалять их и т.п.), поскольку это нарушит систему подсчета по формулам.
Метод экспертных опросов для родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для Вашего ребенка.
№ | Признаки | Да | Нет |
1. | Высказывает нежелание ходить в школу | ||
2 | Боится опоздать в школу | ||
3 | Не заходит в класс, если опоздал на урок | ||
4 | Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции | ||
5 | Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе. | ||
6 | Относиться к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени | ||
7 | Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав | ||
8 | Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах | ||
9 | На уроках рассеян | ||
10 | Боится потерять школьные принадлежности, испортить их | ||
11 | Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой | ||
12 | Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами | ||
13 | На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать свои знания | ||
14 | На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами | ||
15 | Нет друзей среди одноклассников | ||
Итого |
Обработка результатов (информация для учителя) .
При обработке результатов учитывается количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами. На наличие у ребенка школьной тревожности указывает 5-6 и более признаков, отмеченных в колонке «да».
Примечания: Результаты по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу формата Excel и представляются на электронном носителе в ТОГИРРО.
По всем вопросам по проведению диагностики, обработки результатов, заполнению таблиц обращаться по т.8(3452) 50-77-32 к Новоселовой Елене Михайловне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожелание первоклассникам от первого учителя в конце учебного года
Данный материал включает в себя пожелания от первого учителя своим первоклассникам. Также оно может быть использовано как учителями, так и педагогами доп.образования, ведущие группы предшкольной подго...
Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...
Анкета-опросник для родителей.
Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....
Анкета-опросник для родителей
Анкета-опросник для родителей...
Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»
Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской....
Доклад учителя первого класса на городском методическом объединении учителей начальных классов на тему "Комплексное система сопровождения в период адаптации первоклассников"
Адаптация первоклассников...
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....