«Как организовать жизнь семьи в новой нестандартной обстановке»
консультация
Важно понимать, что экстремальная ситуация — не развлечение, не каникулы, не возможность сидеть дома и развиваться. Мало у кого получается в такой ситуации расти над собой. Это не повод впихнуть в ребенка еще два иностранных языка или прохождение тренинга личностного роста. Это действительно неприятная и достаточно опасная ситуация с большими рисками!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vystuplenie_9_04_karonovirus.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые родители!
Меня зовут Светлана Васильевна, я - психолог «Центра диагностики и консультирования детей и подростков»
Сегодня, когда эпидемиологическая ситуация в стране, и мы оказались в новой необычной ситуации поэтому наш разговор о том, «Как организовать жизнь семьи в новой нестандартной обстановке»
Почти 2 недели мы находимся в новых условиях, не зависящих от наших желаний, все что было наработано годами, днями, привычными хлопотами, в одночасье изменилось (дом-работа-детский сад, школа, и другое по цепочке) все что было в планах событиях необходимо перестроить. Остались только мы с вами, членами наших семей!
Основная задача как я вижу: переустановка в жизни семьи к новым условиям, при минимальных потерях. Современный мир изменчив как никогда, что самое ценное есть у каждого человека? Конечно ВРЕМЯ!
Важно осознать, что ситуация, с которой мы столкнулись, выходит за рамки того, к чему мы привыкли. Это не самая ужасная ситуация из всех возможных. Даже не самая ужасная, которая была в жизни того поколения, которое сейчас находится максимально в зоне риска.
Хочется, конечно, найти идеальную формулу перехода, быстро адаптироваться и без потерь! Но, к сожалению, любая технология имеет «+» и «-«
Все мы в разные эмоционально и психологически и по-разному реагируем на ситуации (кто-то идет покупает гречку, кто-то следит за информацией и хочет владеть ей), но самое главное — это сохранение психологического и физического здоровья своей семьи.
Семьям, которые будут жить в карантине на самоизоляции, обнаружат много интересного друг про друга и про свое семейное устройство. Я, как позитивный психолог и надеюсь, что мы приложим все усилия что бы из минуса перевести в плюс все наши жизненное устройство!
Предлагаются рассмотреть такие афоризмы:
Правила — живая динамичная сила, которая в высшей степени влияет на жизнь людей (В. Сатир).
Хорошие правила должны облегчать жизнь, а не усложнять ее (народная мудрость).
Правила создаются для того, чтобы их нарушать (лозунг анархистов).
Какое из данных высказываний определяет ваше отношение к правилам? Какое правило вам ближе? Поговорите со своими домочадцами о правилах и увидите их настроение, у будет возможность понимать отношение к выполнению правил, если кому-то будет не интересно, спросите, как он видит жизнь по правилам!
На что необходимо сосредоточить свое внимание? Какие конкретно действия помогут и должны быть?
- Настрой! позитив –для поддержания эмоционального состояния «Мы вместе», «Мы семья»
- Доверие, это чувство, в Словаре В. Даля «довериться» — «отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне»;
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) дается следующее определение доверию: это «уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь»;
- Договоренность о взаимоотношениях в новых условиях жизни, режимных и организационных моментах. Кода есть понимание, когда есть план, есть уверенность в его достижениях, даже если его будут корректировать;
- Учитывать мнение каждого в семье, вовлеченность в организационные мероприятия, соблюдение договорных условий в доме,
- Необходимо знать и понимать кто чем может быть полезным друг другу, чем хочет заниматься.
Важно понимать, что экстремальная ситуация — не развлечение, не каникулы, не возможность сидеть дома и развиваться. Мало у кого получается в такой ситуации расти над собой. Это не повод впихнуть в ребенка еще два иностранных языка или прохождение тренинга личностного роста. Это действительно неприятная и достаточно опасная ситуация с большими рисками! Важнее всего сейчас сохранение здоровья своих домочадцев в ресурсном состоянии, / это когда мы можем все, у нас много сил и энергии на любое действие. //
//Физическое ресурсное состояние — это отдохнувший, бодрый, здоровый человек.
//Психологическое ресурсное состояние — это состояние уверенности, ощущение жизненной силы и энергии, мотивацию и желание, способность выполнить любую задачу. (ведь никто не уверен будет столкновение с инфекцией или нет! для этого необходимы силы).
- Есть правила, которые необходимо выполнять: правила гигиены, начиная с правильного и тщательного мытья рук, уборка дома более тщательная, самообслуживание себя любимого!)
- Очень важно миновать стрессовые ситуации, вести здоровый образ жизни, нормально кушать, нормально спать!
//Что еще необходимо сделать для более комфортного пребывания в карантине в домашней обстановке? /Давайте на минутку вспомним про космонавтов, подводников и людей множеством других специальностей таких же, как и мы, которые находятся много времени в изоляции и выполняют множество профессиональных и жизненных дел)
//Что необходимо сделать? Собраться всей семьей и прописать режим дня: когда вставать (можно позже обычного) кто готовит завтрак, когда производить уборку дома, подготовку своего места для занятий, особенно если родители и школьники на удаленной работе) и так по порядку весь день ,,,,,,и кто за что отвечает, повесить список на видное место для всех, это будет вашим напоминанием!!
//Обратите внимание на питание во время карантина, когда и что готовить, учитывайте вкусовые предпочтения каждого, согласовывайте меню, превратите это в совместное приготовление в радостное событие, спрашивайте о наиболее понравившееся блюдах обсуждайте меню на после дующиеся дни.
// Я, все чаще стала слышать мнения, что у нас нет будущего, то есть нас лишили будущего... Давайте будем исходить, индивидуального состояния, у каждого своя задача, а будущее это через 2 часа, завтра, и маленькими шагами туда можем идти!
//Как организовать занятия если у вас дети:
Дошкольники- пусть ваш ребенок если ходил в д/сад расскажет распорядок, в котором он находился в детском саду, спросите у него как это можно применить дома. Поддержите его желания к изменениям в режиме, играх, в питании, в интересных занятиях; учитывайте это в составлении режима дня!
Школьники- сейчас все образование переходит на удаленное обучение в онлайн, постарайтесь передать ответственность за такие уроки ребенку, это будет его личный результат, его вовлеченность в процесс, поддержите его!
Учеба на карантине — это временно! Ваша строгость должна быть лояльной!
В основе всех семейных конфликтов и проблем лежит недостаток общения.
Напомню вам несколько правил общения:
//Умение слушать детей — не значит просто молчать, пока они говорят. Даже самый маленький ребенок видит, когда человек слушает, а когда он просто молчит. Важно слушать детей не только для того, чтобы знать об их мыслях и желаниях. Когда мы внимательно слушаем детей, они понимают, что взрослым интересно и важно то, о чем дети говорят. Слушая детей, вы поощряете их развивать навыки общения. Есть несколько секретов, которые помогут вам слушать своих детей.
//Уделите им все свое внимание в ситуации общения, смотрите им в глаза и сосредоточьтесь на том, что они говорят. Показывайте свою заинтересованность с помощью интонации Ваша интонация очень важна, она должна соответствовать тому, что вы говорите. Если сказать: «Вот это да! Как интересно!» скучающим голосом, ребенок обязательно поймет, что это для вас не очень важно, и разговор будет закончен
//Используйте жесты и мимику. Выразительно жестикулируйте и не стесняйтесь выражать эмоции. Так дети увидят, что вам правда интересно и приятно общаться с ними. Дети любят, когда вы размахиваете руками и корчите рожи, — попробуйте сделать это, и вы увидите, как загорятся их глаза.
//Задавайте вопросы. Вопросы покажут вашу заинтересованность и увлеченность разговором. Обычно дети любят, когда им задают вопросы. Лучше всего придумывать вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Например, лучше спросить: «Что ты делал сегодня на онлайн занятии в школе?», а не «Сегодня занятие, в школе все было хорошо? «избегать односложных вопросов, тогда и ответы будут раскрытые для обсуждения
//Повторяйте то, что говорят дети. Важно не просто повторять за детьми их слова, но и копировать чувства, с которыми они их произнести. Вам нужно стать зеркалом для своих детей, чтобы они могли взглянуть на себя вашими глазами.
//Хвалите детей за то, как они объясняют разные вещи. Очень важно показать детям, что вам нравится, как они говорят и объясняют ту или иную ситуацию словами. Так они почувствуют уверенность в своих навыках общения и в дальнейшем будут лучше выражать словами свои чувства и мысли.
Какие правила еще рекомендую, находясь дома:
//Необходимо свести к минимуму просмотр новостей, которые вызывают беспокойство и стресс, достаточно 2 раза по 15 минут просматривать новости для понимания ситуации в стране, это позволит вам уменьшить тревогу! , чем целый день следить за новостями о новых заразившихся ,накапливать тревогу, лучше смотреть канал «Культура» или много других по интересам передач,
Можно себе разрешить тревожиться 1 раз в день с установкой времени с 20.00 до 20.30!
//Если у вас дети разных возрастов, помогите найти способы выражения чувств, страхов, грусти (для лучшего понимания друг друга), постарайтесь разновозрастным детям меньше пересекаться, заходить на территорию друг друга, это позволит согласовать общение и сделать его более радостным!
Чтобы правильно понять друг друга, нужно установить обратную связь с собеседником я напомню вам техники, с которыми вам буде проще:
1.Расспрашивание или выяснение - самый распространённый прием при установлении обратной связи:
Уточните, пожалуйста … Правильно ли я вас услышал(а) … Повторите, пожалуйста
Используют такие вопросы: Что? Где? Как? Когда? Почему? Какой? Зачем? и т.п. Или: «Не могли бы вы сообщить дополнительно… прокомментировать сказанное… разъяснить, что вы имеете в виду» и пр.
Как вы относитесь к …? Что вы думаете о …? Как, по вашему мнению …? Правильно ли я вас понял(а): — полное повторение тезиса; — перефразировка;
2.Перефразированиеили верболизация, Вербализация чувств — это наше сообщение о них, своеобразное Я-послание. В прямых констатациях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, возможно даже изысканно-церемонного отношения к партнеру и к самому себе. Это значит высказать ту же мысль говорящего, но своими словами, и то, к кому вы обращаетесь возвращает собеседнику суть сообщения, чтобы он смог оценить, насколько оно понято правильно.
Если информация воспринимается с трудом, то полезно изменить ситуацию такими, например, фразами:
«Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?»
«Что вы имеете в виду?»
«Весьма сожалею, но я не все понял, разъясните, пожалуйста…»
«По вашему мнению, это невозможно?»
«В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?»
3. отражение чувств.
При отражении чувств внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, эмоциональной составляющей его высказываний.
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств | Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
Вы не понимаете; я не понимаю | Вы удивлены; я удивлен(а) |
Вы в депрессии; я в депрессии | Вы огорчены; я огорчен(а) |
Вам неприятно; мне неприятно | Вам неуютно; мне неуютно |
Вам противно; мне противно | Вы возмущены; я возмущен(а) |
Вы нервничаете; я нервничаю | Вас беспокоит; меня беспокоит |
Вам обидно; мне обидно | Меня задевает; вас задевает |
Вас бесит; меня бесит | У вас вызывает протест; у меня вызывает протест |
Противно (вам, мне) | Вызывает дискомфорт (у вас; у меня) |
Вы злитесь; я злюсь | Вы сердитесь; я сержусь |
Вы боитесь; я боюсь | Вы опасаетесь; я опасаюсь |
4. Резюмированиее - Обобщение помогает, связывать отдельные части информации в единое целое. Подводя итоги сказанному, мы даем понять, что основные его мысли поняты и восприняты правильно, сформулировать и зафиксировать основные мысли. Особенно важно и эффективно, когда следствием коммуникации должны быть какие-либо действия
Резюме следует формулировать своими словами, используя, например, такие фразы, как:
«Вашими основными идеями, как я понял(а), являются…»
«Если подвести итог сказанному, то…»
«То, что вы сказали, может означать…»
«Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы…»
В процессе говорения очень важно находить верные слова. Известно, что они несут различный эмоциональный посыл. Это чувства!
Предлагаю вам …
Здесь можно перейти к …
Давайте попытаемся …
Вам лучше было бы …
// Вся деятельность в доме вашей семьи формируется с согласием со всеми домочадцами (рисование, лепка, конструирование и другое …виды деятельности… но не спонтанно !!!! вы уже имеете опыт первых недель пребывания дома, всем быстренько позанимались и к этому пропадает интерес!! Каждое занятие надо продумать, обсудить и подготовиться, а потом оно имеет много продолжений прорисовать, написать рассказ, поставить сценку………
// Переключение видов деятельности, это тоже очень важное правило
*Дыхательные упражнения
*Кинезиологичекие упражнения - эффективное средство, в условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств. В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Для восстановления баланса в системе "мозг - тело" и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма - методы кинезиологии.
*Пальчиковая гимнастика
*Музыкальные паузы, договориться какую музыку слушать
//Особое внимание обратить внимание на возможность дома устроить «ЧАС ТИШИНЫ»
*Подготовка литературных вечеров, чтение по ролям, мин –спектакли с участие и взрослых и дети самостоятельно с переодеваньями;
* Обязательное обсуждение,
//В вечернее время можно организовать чаепитие со свечами, где у каждого члена семьи будет возможность высказаться как прошел день, выразить свое отношение к событиям дня, высказать пожелания в последующих мероприятиях, если возникли проблемы и несогласие в течении дня, совместное обсуждение, решения, ослабит беспокойство!!!!перед сном!
//ПОМНИТЕ!! Уважаемые взрослые! Дети все время находятся с вами наблюдают за вашим поведением вашими эмоциями, чтобы в дальнейшем по жизни применять эти знания в своей дальнейшей жизни, как опыт!
//Я бы порекомендовала взрослым меньше высказываться о негативных впечатлениях в адрес (школы, учителей, правительства) в присутствии ваших детей, их психологическое здоровье в ваших руках!
//Обязательно практикуйте физическую активность, есть возможность вспомнить и поделиться играми вашего детства, разучить их! (резиночки для рук и ног, классики, и многие другие…вспомните
//ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД (пришить пуговицу, разложить книги по полкам, распределение вещей, то, что в быстрой жизни не успевали сделать!!!, домашнюю библиотеку расставить по темам
Интернет вам в помощь!!
//ОНЛАЙН встречи с друзьями, беседы родственниками, совместные игры по скайпу, вайберу и др. мессенджеру (морской бой, кроссворды,,,,,
Если у вас действительно произошел срыв или «НАКОПИЛОСЬ», я про эмоции, ЕСТЬ правило «СТОП», когда одним этим словом вы договариваетесь остановить «ЛЮБУЮ» направленную на вас активность, агрессию будь это поток советов, (опять поставил тарелку…, то есть ту информацию, которая в данный момент не уместна.
Важно проговорить, что таким образом отвергается не сам человека его слово «СТОП» и говориться без объяснений
//можно сшить подушку «ЗЛОСТИ» и передавать ей пользовать всем домочадцам в момент наибольшего эмоционального недовольства, уровень агрессии значительно снижается!
Завершая нашу встречу, хочется еще раз напомнить, что все вопросы, которые у вас в течении встречи и в жизненном пространстве вы можете написать на нашем портале» ВСЕГДА РЯДОМ», эти вопросы могут быть для всех специалистов, психологов, дефектологов, логопедов. По вашей заявке, мы ответим индивидуально по удобным вам мессенджерам, все рекомендации вы можете прочитать на портале в разделе» методические материалы»
ЖЕЛАЮ вам благоприятной погоды в вашем доме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы жизни семьи. Законы жизни класса.
Формула родительской педагогики:l1закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.l2закон.Закон значимости похвалы для ребенка.l3 закон трудов...
Как правильно организовать жизнь школы и класса,что бы нестандартный ученик смог реализовать свои возможности.
Методические рекомендации...
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...
Родительское собрание " Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Родительское собрание "Законы жизни семьи, законы класса"...
Законы жизни семьи, законы жизни класса
Законы жизни семьи, законы жизни класса...
Родительское собрание: "Законы жизни семьи - законы жизни класса".
Цель:Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семьеОбсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнкаФо...
Рекомендации родителям. "Как организовать жизнь семьи в период самоизоляции?"
Положительные и отрицательные стороны изоляции. Как с пользой провести время во время карантина....